Свежий номер №32 (409) / Новости
 
Дата публикации: 24.08.2001

Компьютерра , site@computerra.ru

 
Страница 1
Страница 2 >>

Sic transit…

Историю компании Be Inc. и ее операционной системы BeOS, к сожалению, можно считать законченной.

Интеллектуальную собственность и предприятия Ве покупает фирма Palm, развитие BeOS прекращается, и лишь отдельные наработки программистов Be в области мультимедиа, коммуникаций и Интернета будут использованы в следующих версиях Palm OS. Также возможно, что в Palm собираются расширить функциональность своей операционки, чтобы вывести ее на рынок Интернет-устройств. Косвенно последнее предположение подтвердили представители Palm, заявив, что не собираются поддерживать доставшуюся им BeIA - операционную систему для Интернет-устройств, - возможно, ее место займет какой-нибудь клон Palm OS.

Последние несколько месяцев Be лелеяла надежду, что корпорация Sony наконец выпустит в продажу давно обещанный «недокомпьютер» eVilla (на нижнем фото), использующий BeIA. Однако Sony все тянула, и в итоге Be (которая в последнее время терпела большие убытки) оказалась на мели. Palm купила ее всего-навсего за 11 млн. долларов. Чтобы оценить ничтожность этой суммы, следует вспомнить, что в 1996 году Apple предлагала за Be 125 миллионов, однако владельцы компании во главе с ее основателем Жаном-Луи Гассе (Jean-Louis Gassee, на верхнем фото) тогда посчитали эту сумму недостаточной.

Впрочем, положение простых работников вряд ли кардинально изменится (для них продажа активов компании, пожалуй, даже к лучшему): из 57 человек, которые трудятся в Be сегодня, на работу в Palm будет принято около 50. - В.Г.

Важнейшая из ОС

Успех синтетического фильма «Shrek», созданного целиком на Linux-компьютерах, подвиг компанию IBM на разработку специализированного программно-аппаратного комплекса Linux Digital Studio, предназначенного для тружеников киноиндустрии. Этот набор работающих под Linux серверов, сетевых накопителей информации и рабочих станций включает все необходимое для аниматоров и создателей специальных эффектов. Как минимум одна студия, Threshold Entertainment (снявшая «Mortal Kombat»), уже сообщила о намерении приобрести новый продукт. Присматриваются к новинке Industrial Light and Magic («Терминатор», «Звездные войны»), Pixar («История игрушек») и другие.

Разработка IBM стала последним звеном в цепи событий, произошедших в киноиндустрии за последние годы. SGI и Hewlett-Packard, доминирующие в этом сегменте рынка, уже предлагают клиентам Linux-решения. И по прогнозам экспертов, в ближайшие год-полтора следует ожидать массового перехода киностудий на Linux. Бесплатность и открытость операционной системы играют здесь важнейшую роль, поскольку позволяют разработчикам прикладного программного обеспечения (пакеты моделирования, рендеринга и т. п.) создавать более удобные инструменты и полнее использовать потенциал аппаратных средств. Похоже, Linux скоро сможет отпраздновать еще одну победу - на сей раз в кинематографии. - Е.З.

Ах, Сорибада!

Активная борьба с файлообменными сервисами ведется уже не только в США, но и далеко за их пределами. Под горячую руку корейской Фемиды попали создатели «национального корейского Napster» - авторы программы Soribada.

Собственно, Soribada больше похожа на Gnutella, поскольку не требует наличия выделенных серверов, но ориентирована система именно на обмен аудиокомпозициями. Написали программу два брата-корейца (на фото) - Янь Юнь Вон (Yang Jung-hwan) и Янь Иль Вон (Yang Il-hwan). Оба учились в Америке. Старший, 32-летний Иль Вон, - в Вирджинском техническом, а 28-летний Юнь Вон - в Колумбийском университете. Грозящая им опасность пострашнее, чем все неприятности, которые могут случиться с создателем оригинального Napster Шоном Фэннингом (Shawn Fanning). Шон в худшем случае лишится компании и части сбережений, а братьям могут присудить помимо крупного штрафа по пять лет тюрьмы.

Пострадавшей стороной в этом деле себя считает Ассоциация звукозаписывающей промышленности Кореи (RIAK), объединяющая 133 компании. Члены Ассоциации плачутся, что из-за Soribada потеряли в 2000 году 154 млн. долларов. Как обычно, методика подсчета вызывает некоторые сомнения - звукоиздатели просто перемножили 4,5 млн. пользователей Soribada на гипотетическую сумму, которую те могли бы потратить на покупку дисков, «если бы не обменный сервис». Между тем корейский музыкальный рынок в прошлом году только расширился - если в 1999 году компакт-дисков было продано на 292 млн. долларов, то в 2000-м - уже на 315 миллионов.

Сами братья, конечно, не считают себя виновными. «Если по телефону раскрыт секрет, неужели виноватой сочтут телефонную компанию?», - задает риторический вопрос Иль Вон. Противная сторона, впрочем, не тушуется - пример Napster, конечно, не является прецедентом для корейского суда, но все же вдохновляет. - В.Г.

Кина не будет

Очередное обновление браузера Internet Explorer 5.5 оказалось несовместимо с пакетом QuickTime 5.

Сам QuickTime, конечно, продолжает функционировать, но в браузере ролики просмотреть невозможно. Проблему обнаружили 31 июля, после выхода второго сервис-пака для Internet Explorer 5.5. Попутно выяснилось, что QuickTime 5 неработоспособен и в некоторых версиях Internet Explorer 6.

Интересно, что сама Apple не делает из происходящего слона, а работает вместе с Microsoft, пытаясь устранить проблему. Сначала предполагалось, что нежелание огласки со стороны Apple вызвано тем, что в баге виноваты программисты «яблочной» компании, однако вероятнее, что настоящая причина - в нежелании беспокоить одного из крупных инвесторов - Microsoft (не секрет, что фирмы из антагонистов давно превратились в партнеров).

Проблемы несовместимости QuickTime и IE не уникальны - и связаны с отказом Microsoft от поддержки подключаемых модулей (плагинов) «в стиле Netscape». Теперь IE понимает только ActiveX - точнее, объекты, вставленные в код HTML с помощью тега <OBJECT> (спецификация HTML 4.0), но не тега <EMBED> (спецификация HTML 3.2). Со стороны это выглядит как вынужденная мера, поскольку применение тега <EMBED> защищено патентом, принадлежащим небольшой компании Eolas, а она сейчас как раз судится с Microsoft. С другой стороны, похоже, что использование <OBJECT> также подпадает под действие патента Eolas, однако отступаться и от него Microsoft не торопится.

Зато объявлено, что, начиная с IE6, корпорация перестает поставлять со своим браузером виртуальную машину Java. Не войдет она и в состав Windows XP. Впрочем, все, кому будет не хватать JVM, смогут загрузить ее самостоятельно (см. следующую новость). - В.Г.

Пиррова победа

Согласно расхожей истине, самое печальное, что может случиться с человеком, - исполнение заветной мечты. Именно в эту ловушку, похоже, попала компания Sun, выигравшая давний спор у корпорации Microsoft по поводу Java. Победа в данном случае больше смахивает на поражение.

Конфликт начался несколько лет назад, когда Microsoft, лицензировав Java у Sun, решила пойти своим путем и в одностороннем порядке внесла изменения в собственную реализацию Java. Учитывая, что компании и так находились не в лучших отношениях, а самодеятельность Microsoft поставила под вопрос один из главных плюсов Java - мультиплатформность, неудивительно, что Sun подала в суд. Программы, написанные на Microsoft J++, работали неплохо, но, увы, признавали только одно семейство ОС. Нетрудно догадаться какое. Тяжба закончилась в январе этого года подписанием «мирного» соглашения, по которому Microsoft могла распространять свою виртуальную машину образца 1997 года еще в течение семи лет, однако не имела права вносить в нее изменения.

Тогда это выглядело как победа Sun, однако сейчас, когда Microsoft, доведя выполнение требований Sun до абсурда, вообще отказалась от поддержки Java, не включив JVM ни в состав IE6, ни в состав Windows XP, - становится очевидно, что Sun и Java ничуть не меньше нуждались в Microsoft, чем она в них. Sun отреагировала на известие об обструкции Java тремя полностраничными рекламами в американских газетах, общий смысл которых сводится к следующему: пользователи, поскольку это в их интересах, должны «надавить» на Microsoft, чтобы та все же включила поддержку Java в свою новую ОС. - В.Г.

Алфавит для программиста

Пока Sun разбирается с Microsoft по поводу взаимоотношений Java и Windows XP (см. предыдущую новость), подоспело любопытное исследование-прогноз от компании Evans Data. Если верить «последним данным разведки», уже в следующем году программистов, применяющих Java, станет больше, чем работающих с C и C++!

Сегодня Java используют более половины североамериканских разработчиков, и их количество должно увеличиться в следующем году еще на 10%, причем за счет программистов, в настоящий момент работающих в средах Visual Basic и C/C++. За пределами США, как утверждает Джейнел Гарвин (Janel Garvin), вице-президент Evans Data, ситуация для Java еще более благоприятная - эту платформу (хотя бы время от времени) используют до 60% творцов кода. Что же касается главного ответа Microsoft на Java - языка C#, он пока особых лавров не снискал и интересен лишь тем разработчикам, которые вынуждены использовать инструментальные средства от Microsoft. Возможно, популярность C# вырастет вместе со становлением проекта .NET, но пока что похвастаться нечем.

Впрочем, не исключено, что через год сердца программистов завоюет какой-нибудь новый язык - например, очередная разработкаУолтера Брайта (Walter Bright), автора популярного компилятора Zortech C/C++. Изначально язык носил название Mars Programming Language, однако все знакомые Уолтера, которые были в курсе его деятельности, называли этот язык D. Сначала, конечно, в шутку, но потом название прижилось, поскольку D действительно является потомком C++. В отличие от модных сегодня интерпретируемых языков D теоретически поставляется с компилятором. Теоретически - потому что компилятор пока не готов, интересующиеся могут ознакомиться только с описанием языка. Брайт обещает в скором времени выложить компилятор в Сеть, после чего судьба D будет зависеть от реакции программистов из сообщества открытых исходников. Поскольку собственных ресурсов Уолтера на завершение проекта не хватит, он надеется закончить разработку D «всем миром». - В.Г.

Левши из Осаки

Коллектив японских ученых из Осакского университета с помощью лазерной техники создал микроскопическую скульптуру быка (на фото) размером с красную кровяную клетку. Как объявлено, этот трехмерный объект длиной 10 мкм - самая миниатюрная скульптура, когда-либо созданная человеком. Опираясь на разработанную технологию, исследователи надеются перейти к построению медицинских микромашин, которые, перемещаясь по кровеносным сосудам, будут способны доставлять лекарства в нужную точку тела пациента. Возглавляет проект профессор Сатоси Кавата, глава Лаборатории научного инструментария и инжиниринга в Осаке.

Скульптура изготовлена из пластичного органического материала методом стереолитографии (см. «КТ» #381). Свойства материала подобраны так, что он полимеризуется и затвердевает лишь в тех точках, где пересекаются два лазерных луча (управляемые компьютерной программой). Ранее аналогичная технология применялась для создания плоских двумерных контуров, которые затем приклеивались друг к другу и формировали довольно грубые трехмерные конструкции. Новый метод позволяет добиться существенно более высокого разрешения (размер «точки» - 120 нм) и при этом сразу работать в объеме. Поскольку дальний прицел ученых - создание микромашин, кроме фигурки быка тем же способом была изготовлена и крошечная пружина. - Б.К.

Я, еще раз я и закон

В том, что клонирование человека когда-нибудь станет реальностью, мало кто сомневается. Некоторые даже начали готовиться к этому загодя. Американская компания DNA Copyright Institute занимается… регистрацией авторских прав на ДНК.

Речь идет о ДНК известных людей - актеров, музыкантов, бизнесменов, политиков. По мнению основателя и руководителя фирмы Андре Крампа (Andre Crump), рано или поздно клонирование людей будет столь же стандартной медицинской процедурой, как сегодня искусственное оплодотворение, и никто (кроме DNA Copyright Institute) не сможет защитить «лучших представителей генофонда» от клонирования их организмов против их воли. Собственно, DNA Copyright Institute помешать клонированию тоже не в состоянии, но клиенты компании смогут хотя бы подать в суд на «пиратов», отстаивая право самостоятельно распоряжаться собственными генами.

Компания разработала технологию перевода кода ДНК конкретного человека в цифровую форму, которую можно зарегистрировать как объект авторского права даже при нынешнем законодательстве (по крайней мере, в США). Речь идет не о полном геноме, а об относительно небольшом - менее 0,1% от общей длины - участке ДНК, который индивидуален у всех людей, кроме однояйцевых близнецов.

Воображение, распаленное страстями вокруг Napster и цифровой музыки, рисует веселенькое будущее: пиринговые системы для обмена популярными геномами, бесконечные судебные тяжбы, протесты энтузиастов, считающих, что геном - достояние всего человечества… Правда, что делать с клонами, которые будут признаны незаконно произведенными, все равно непонятно. Не убивать же? - В.Г.

Молчание - золото

Голландский специалист по криптографии Нильс Фергюсон (Niels Ferguson) объявил, что ему удалось найти способ взлома технологии High-bandwidth Digital Content Protection (HDCP). Она была разработана корпорацией Intel для контроля над распространением цифрового видео (в частности, для шифрования видеопотока, передаваемого от воспроизводящего устройства к дисплею через интерфейс DVI, см. «КТ» ##336, 379). Как заявляет Фергюсон, ошибка в реализации HDCP позволяет путем несложных манипуляций и за приемлемое время выяснить так называемый мастер-ключ. Получив его, злоумышленник сможет дешифровать любое защищенное HDCP видео и даже создать «пиратские» устройства для проигрывания цифровых видеофильмов.

Впрочем, насколько заключения Нильса соответствуют действительности, мы можем судить исключительно по его словам и неохотным комментариям Intel. Дело в том, что, опасаясь трений с американским законодательством (и в первую очередь, с печально известным Digital Millennium Copyright Act - DMCA), Фергюсон решил не публиковать статью с описанием подробностей. Криптограф известил Intel о своей находке, однако отказался даже отсылать результаты в США по электронной почте - мало ли. Фергюсон конечно, голландский гражданин, но в США бывает довольно часто и играть с огнем не хочет, благо дело Дмитрия Склярова слишком свежо.

Акцентируя внимание на нежелании публиковать подробное описание техники взлома HDCP, Фергюсон подчеркивает, что DMCA мешает исследователям обмениваться результатами изысканий и в конечном счете приносит не меньше вреда, чем пользы. При этом Фергюсон отмечает, что никаких предупреждений и, тем более, угроз от Intel он не получал, но о возможных неприятностях ему сообщили юристы правозащитной организации EFF. Впрочем, Intel к выкладкам Фергюсона, насколько можно понять из скудных комментариев компании, относится довольно скептически.

Тем временем другой «взломщик» от науки - профессор Принстонского университета Эдвард Фелтен (Edward Felten), одолевший защиту аудиокомпозиций с помощью «водяных знаков» от SDMI (см. «КТ» ##394, 400), наконец-то решился на публичное выступление. В апреле, после получения угрожающего письма из SDMI, он отказался от доклада о своих наработках, однако сейчас, под впечатлением от громкого дела Склярова, выступил на конференции USENIX 2001 Security Symposium. Впрочем, нельзя сказать, что Фелтен многим рисковал и без оглядки шел на амбразуру копирайта, - и RIAA, и SDMI прилюдно заявили, что подавать на него в суд за это выступление не будут. Вероятно, не желая повторить судьбу Adobe, которой преследование Склярова вышло боком. - В.Г.

Гримасы искусства

Упростить игру на электрогитаре, а заодно и создать удобный манипулятор для эффект-процессора удалось Михаэлю Лайонсу (Michael Lyons), работающему в исследовательской лаборатории ATR Media Integration & Communication, Киото, Япония. Он заменил управление с помощью педали движениями рта исполнителя. Воспользовавшись новой разработкой, получившей название Mouthesizer, гитарист может, гримасничая, накладывать на звучание струн различные эффекты.

На голове музыканта закрепляется миниатюрная видеокамера (на фото), следящая за его лицом. Компьютер, на который передается изображение, использует программу распознавания лиц для выделения темной области рта - ее форму легко определить почти при любой освещенности. В зависимости от формы и изменяются параметры накладываемых эффектов. Обучения почти не требуется, ибо управляющие сигналы по большей части интуитивны: так, широкое открытие и закрытие рта придает игре характерный переливающийся оттенок («wah-wah»), а растягивание губ в злобной улыбке делает звук перегруженным («дисторшн»). Поскольку лицевые мышцы разработаны едва ли не лучше всех прочих в нашем теле, то и управлять звуком с их помощью можно очень точно. Кстати, это подтвердили и профессиональные гитаристы, принявшие участие в испытаниях Mouthesizer.

Новинка была представлена на конференции Siggraph 2001. По словам изобретателя, ее можно использовать и при игре на клавишных синтезаторах. - Е.З.


 
Страница 1
Страница 2 >>


Компьютерра
site@computerra.ru
 


<< МикроФишки
Все материалы номера
Беги, кролик, беги >>