Специальный выпуск №1 (1) / Здесь срывает крышу!
 
Дата публикации: 27.03.2002

Николай Радовский, nradov@game-exe.ru

 Ориентировочная цена с монитором: 900-1100 долл.

Любителям современных игр необходим действительно мощный PC. Впрочем, не стоит покупать все компоненты, исходя из принципа «по максимуму», иначе вы рискуете серьезно подорвать семейный бюджет. Лучше сосредоточиться на выборе быстродействующего центрального процессора и видеокарты, при необходимости экономя на периферии. При этом, однако, не стоит злоупотреблять, иначе систему с мощным ЦП и 3D-ускорителем запросто может задушить медлительный компонент (например, устаревшая память SDRAM). К сожалению, мощности игрового компьютера, как и денег, всегда не хватает. Даже если вы разорились на ультрановое «железо», чем вызвали черную зависть у всех друзей и соседей, от «торможения» в играх вы не застрахованы.

Дело в том, что большинство компьютерных игр снабжено обилием настроек, позволяющих выбирать между качеством графики и быстродействием. Нередко качество изображения можно улучшить настолько, что не сдюжит даже экстремально мощный компьютер. Приведу пример из жизни.

Один мой друг, истинный игровой гуру, старается не апгрейдить свою систему до тех пор, пока она не откажется тянуть современные шедевры даже при минимальных настройках. После этого он покупает новый сверхмощный инструмент, задвигая предшественника в дальний угол. Соответственно, каждый компьютер живет у него не меньше двух лет (срок по игровым меркам немыслимый). Недавно я помогал ему в приобретении очередного зверя. Первые две недели после апгрейда товарищ пребывал в эйфории: все игры казались ему плавными, приятными и очень красивыми. Однако потом пришло прозрение и выяснилось, что при максимальных настройках некоторые шедевры подтормаживают даже на самом последнем железе. Что уж говорить о будущих играх, готовых загрузить под завязку, кажется, даже суперкомпьютеры Cray. В общем, мощности компьютера всегда недостаточно, и с этим придется смириться.

 

Процессор

Сегодня на рынке представлено две серии мощных процессоров: Intel Pentium 4 и AMD Athlon. У каждой есть рьяные поклонники и не менее убежденные недоброжелатели. По правде говоря, оба процессора достаточно мощны и стабильны. Разница, как это часто бывает при жесткой конкуренции, в нюансах.

На сегодняшний день Pentium 4 - наиболее мощное и самое любимое детище Intel для настольных PC. Традиционно сильной стороной процессоров Intel остается надежность и стабильность. Дело в том, что знаменитая корпорация разрабатывает и производит не только сами процессоры, но и почти всю инфраструктуру для них (от чипсетов и системных плат до программ и компиляторов). В процессе проектирования каждый продукт Intel проходит через сито длительных тестирований и сертификации. Все эти меры, конечно, не гарантируют 100-процентное отсутствие ошибок, - и тем не менее… Обратной стороной столь тщательного подхода стала высокая цена и запаздывание с внедрением некоторых сверхновых технологий. Например, Intel значительно позже конкурентов поддержала перспективную память DDR SDRAM из-за затянувшейся процедуры тестирования и сертификации. Кроме Pentium 4 корпорация выпускает серии Pentium III и Celeron. Оба процессора устанавливаются в гнездо Socket 370 и, чаще всего, взаимозаменяемы. На мой взгляд, время этих ЦП прошло, и для современной игровой системы они уже не годятся.

Корпорация AMD уже давно пытается потеснить Intel, однако действительно мощные процессоры Athlon, практически ни в чем не уступающие лучшим ЦП Intel, появились у нее всего два с половиной года назад. С тех пор битва между конкурентами продолжается. Стоит одному из них выпустить рекордно быстрый процессор, как через несколько месяцев другой выпускает еще более мощного зверя. Разумеется, такая война, приводящая к постоянному падению цен на «устаревшие» процессоры, только на руку нам, потребителям. Новейшие Athlon получили индекс XP (по версии AMD, он расшифровывается eXtra Performance), роднящий их с последней ОС Microsoft. Разумеется, все это маркетинговая мишура, и Windows XP прекрасно работает на прежних Athlon.

За счет ощутимо более низкой цены AMD Athlon XP отличается от Pentium 4 гораздо лучшим соотношением цены и производительности. Серьезные проблемы со стабильностью у этих процессоров (точнее, у системных плат для них) тоже давно позади, так что я могу смело рекомендовать их всем любителям современных игр. По секрету скажу, что Athlon XP 1800+ вот уже несколько месяцев исправно трудится в моем личном PC.

AMD также выпускает «усеченную» версию Athlon XP с неблагозвучным для русского уха названием Duron. Хотя эти процессоры продаются по бросовым ценам (даже самые быстрые из них не дороже $100), они достаточно современны и мощны. Duron вполне подойдут для игровой системы начального уровня, тем более, что позже их можно будет заменить на значительно более мощные Athlon XP.

Напрямую с Duron конкурируют также «простые» Athlon без приставки XP. Версии этих процессоров для разъема Slot A, разумеется, безнадежно устарели, и покупать их не следует даже любителям экономить. Однако старшие Athlon для гнезда Socket A зачастую стоят не дороже Duron, уверенно обгоняя младших братьев в играх. Достаточно сказать, что Athlon 1000 уверенно опережает Duron 1200, хотя стоят они примерно одинаково. Необходимо отметить, что старые Athlon выпускаются в версиях для 100- и 133-мегагерцовой системной шины, причем процессоры для 133-мегагерцовой шины ощутимо быстрее. Соответственно, при выборе «обыкновенного» Athlon для гнезда Socket A следует предпочесть версию, работающую со 133-мегагерцовой системной шиной.

Память

Сегодня на рынке представлено три типа памяти: SDRAM, DDR SDRAM (часто обозначаемая просто DDR) и RDRAM (иногда ее называют также DRDRAM или Direct Rambus DRAM). Про SDRAM PC133 лучше сразу забыть, ибо она безнадежно устарела и не обеспечивает необходимой современным играм производительности. К тому же она не сильно дешевле DDR.

DDR SDRAM постепенно, но уверенно вытесняет остальные типы памяти с рынка. Сегодня распространены два варианта этого ОЗУ: PC-1600 и PC-2100. В принципе, существуют еще и модули PC-2700, однако в наших магазинах они пока не встречаются. Настоятельно не рекомендую приобретать PC-1600, так как на практике эта память почти не имеет преимуществ перед устаревшей SDRAM. Модули PC-2100 быстры, не очень дороги и фактически стали отраслевым стандартом, так что именно их и следует выбирать всем покупателям систем на базе процессоров AMD.

Для Pentium 4 в компаньоны можно выбрать не только DDR PC-2100, но и экзотичную RDRAM. Эта память разработана небольшой компанией Rambus, хотя модули выпускаются по лицензии другими фирмами (прежде всего, Samsung). Несколько лет назад Intel сочла RDRAM самым перспективным типом ОЗУ и долго отказывалась признавать DDR. Чисто технически детище Rambus действительно совершеннее DDR, однако, высокие цены и неумная политика поставили крест на будущем RDRAM.

Недавно официальные представители Intel признали, что разработка новых системных чипсетов для RDRAM корпорацией прекращена. Правда, сегодня цены на RDRAM упали, а на DDR, наоборот, поднялись, и оба типа памяти стоят почти одинаково. Так что покупка системы на Pentium 4, укомплектованной модулями Rambus, совсем не лишена смысла. В конце концов, именно с RDRAM флагманский процессор Intel достигает наилучших результатов (хотя стоит отметить, что разрыв в производительности DDR и RDRAM совсем невелик).

Несколько слов про объем оперативной памяти. Все современные игры совершенно спокойно работают на системах с 256 Мбайт ОЗУ, и дополнительная память едва ли их ускорит. Так что тратиться на 512 Мбайт прямо сейчас, когда цены на модули DDR существенно подскочили, совсем необязательно. Тем не менее, если вы не стеснены в средствах и не желаете открывать свой компьютер ближайшие несколько лет, стоит сразу приобрести 512 Мбайт. При выборе модулей памяти не стоит связываться с продукцией безымянных китайских братьев. Лучше доплатить несколько долларов за ОЗУ известных фирм (Micron, Kingston, Samsung, Hynix, Infineon, PQI).

Системная плата

У игрового компьютера нет специфичных требований к системной плате. Главное - не покупать платы с интегрированным графическим контроллером. Любая встроенная видеокарта (пусть даже с гордым названием «3D-ускоритель») абсолютно не соответствует требованиям современных игр, и без полноценного внешнего 3D-акселератора для шины AGP вам никак не обойтись. Дополнительное оборудование типа интегрированных контроллеров RAID или SCSI совершенно необязательно (они нужны только тем, кто собирается подключать к системе много накопителей). Избегайте встроенных сетевых адаптеров и модемов (эти устройства зачастую работают слишком медленно, отъедая ресурсы у центрального процессора). Зато встроенная звуковая карта, которыми сейчас щеголяют чуть ли не все системные платы, поможет сэкономить стесненным в средствах любителям игр. Полноценной заменой качественному ускорителю 3D-звука интегрированное решение, конечно же, не будет, но послужить временным суррогатом оно вполне в состоянии.

По возможности не следует покупать системные платы компактных форматов microATX, flexATX, ITX и подобных. Такие платы можно установить в симпатичные крохотные корпуса, однако с расширением этих систем могут возникнуть серьезные проблемы.

Для процессоров AMD желательно выбирать платы, построенные на чипсетах VIA KT266A или KT333. У решившихся приобрести Pentium 4 и укомплектовать его RDRAM выбор невелик: подойдет лишь чипсет i850. Для Pentium 4 выпускается также немало DDR-совместимых чипсетов: Intel i845, VIA P4X266, SiS645, ALI ALADDiN-P4. На мой взгляд, чипсет i845 стабильнее и надежнее, чем конкуренты. Решившись на покупку процессора Intel, не стоит экономить на платформе для него.

При выборе системной платы, как и памяти, желательно не останавливаться на продукции безымянных фирм, иначе система может преподнести в будущем неприятные сюрпризы (зависать или конфликтовать с другим оборудованием). Желательно выбирать платы известных фирм типа Abit, Aopen, Asus, Chaintech, EpoX, Gigabyte, Intel, Iwill, MicroStar, Soltek, SuperMicro, Tyan, VIA. Более детальный рассказ о системных платах можно прочесть в соответствующем разделе.

Видеокарта

Этот компонент влияет на производительность и стабильность игрового компьютера, а также на качество графики ничуть не меньше, чем центральный процессор, поэтому подходить к выбору 3D-ускорителя нужно очень ответственно. Важнейшие характеристики графической платы определяются установленным на ней чипсетом (одной или несколькими микросхемами, управляющими работой платы). Сегодня заслуживающие внимания «игровые» чипы выпускают только компании NVIDIA и ATi. На рынке еще можно встретить ускорители от 3dfx, S3, PowerVR и прочую экзотику, но внимания эти ветераны не заслуживают. Существуют и профессиональные 3D-ускорители, «заточенные» под CAD’ы и 3DS Max, однако нашим целям они плохо соответствуют, хотя и стоят в разы дороже любого GeForce.

Канадская корпорация ATi - это последний из могикан, устоявший под атаками NVIDIA. Даже знаменитая 3dfx, чье имя долгое время было синонимом понятия «3D-ускоритель», не выдержала темпа гонки с заводчиком GeForce и сошла с дистанции. Надо отдать должное ATi: компания выпускает действительно мощные и современные 3D-чипы (сейчас она отказалась от выпуска плат под собственной маркой, предпочтя продавать свои чипы сторонним производителям вроде Gigabyte). Последние ускорители ATi Radeon 8500 действительно могут составить конкуренцию GeForce3 как по скорости, так и по функциональной широте. Их главная беда - недостаточно хорошо отлаженные драйверы. Я периодически слышу жалобы на конфликты плат ATi с играми. Тем не менее, канадцы активно обновляют драйверы, и Radeon 8500 набирают популярность, так что эти ускорители вполне можно рассматривать как альтернативу GeForce3. Их младшие братья Radeon 7500 - прямые конкуренты GeForce2 - подойдут только для игровых систем начального уровня. Покупать еще менее мощные Radeon я настоятельно не советую.

После разорения 3dfx корпорация NVIDIA стала лидером на рынке, и покидать первое место в обозримом будущем не собирается. Сегодня все «игровые» ускорители этой компании продаются под маркой GeForce. Самые простенькие из них - GeForce2 MX - удовлетворят лишь невзыскательных игроков. Я не рекомендовал бы тем, кто серьезно увлекся играми, покупать эти платы. Ступенькой выше стоят разнообразные GeForce2 (в порядке возрастания мощности: GeForce2 GTS, GeForce2 Pro, GeForce2 Ti и, наконец, GeForce2 Ultra). «Старички» GeForce2 GTS сейчас почти вытеснены более современными GeForce2 Pro и GeForce2 Ti. Разница в цене этих плат несущественна, поэтому экономным игрокам стоит предпочесть модели «Pro» и «Ti». Эксклюзивная «Ultra», как правило, гораздо дороже, и покупать ее смысла нет. Лучше предпочесть GeForce3, принципиально отличающуюся от предшественников целым букетом нововведений (узнать подробности о них можно в разделе «Видеокарты»). Выпускаются три версии GeForce3, разнящиеся только быстродействием: GeForce3 Ti200, «просто» GeForce3 и GeForce3 Ti500. Особенно привлекательно выглядит модель «Ti200», незначительно отстающая от старших сестер, зато стоящая гораздо меньше. На мой взгляд, эти ускорители сейчас оптимальны для увлеченных, но не обремененных лишними деньгами, игроков.

Недавно на московских прилавках появились GeForce4 MX - сильно усеченные версии GeForce4, лишенные нескольких довольно важных функций, наличествующих у третьих и четвертых GeForce. По производительности они находятся между GeForce2 и GeForce3, а по цене приближаются к GeForce3 Ti200. На мой взгляд, покупка этих плат пока не имеет смысла. Лучше выбрать более совершенную GeForce3, либо удариться в экономию и приобрести GeForce2 Ti.

Наконец, на подходе монстры GeForce4 Ti4400 и Ti4600 с их беспрецедентной производительностью и, конечно же, недетской ценой. Эти платы к середине марта еще не доехали до московских магазинов, но я уже успел пообщаться с одной из них. Мощность GeForce4 действительно производит впечатление, так что бескомпромиссным игрокам стоит подождать этих вепрей, однако выложить за них придется никак не меньше 300 долларов. Первые платы должны добраться до Москвы в ближайшие недели. В любом случае, не покупайте плату, оснащенную обыкновенной SDRAM. 32 Мбайта быстродействующей DDR SDRAM - минимум для современных игр. Если вы выбрали плату класса GeForce2, можно не тратиться на 64 Мбайта памяти. Для GeForce3 этот объем стандартен, хотя появляются платы и со 128 мегабайтами, что, на мой взгляд, излишне (лучше уж дождаться 128-мегабайтных GeForce4).

Выбор производителя 3D-ускорителя, по правде говоря, принципиального значения не имеет. Сегодня почти все фирмы штампуют платы по эталонному дизайну производителя чипсета, поэтому их продукты похожи как близнецы. При покупке дорогих плат (GeForce3 Ti200 и выше) лучше выбирать платы известных производителей. Если же вы решили сэкономить, то можно выбрать и ускоритель безымянной фирмы, предварительно оговорив возможность возврата денег. Сразу после покупки проверьте, чтобы плата работала на штатных, а не заниженных частотах, а изображение на дисплее в высоких разрешениях оставалось четким. В остальном продукция безвестных китайских контор крайне редко отличается от фирменных плат.

Монитор

Как гласит раздел «Мониторы», дисплеи на ЭЛТ постепенно становятся товаром «нишевым», специальным, а их место занимают решения на ЖК-панелях. Любители игр, до сих пор предпочитающие ЭЛТ, - одна из тех самых ниш. Дело вовсе не в снобизме или консервативности. Просто модные ЖК-панели обладают бо’льшим временем отклика, чем электронно-лучевые трубки, поэтому быстро движущееся изображение выглядит на них не столь четко. Кроме того, ЖК-экраны, в отличие от электронно-лучевых, имеют ограниченное число пикселов и корректно поддерживают лишь одно разрешение. Разрешения ниже стандартного, в принципе, доступны, но четкость изображения в них серьезно снижается. Минимально приемлемой диагональю следует признать 17 дюймов. Для большинства игроков оптимален 19-дюймовый дисплей. На мой взгляд, чем больше размер экрана, тем лучше, так что я играю за 21-дюймовым мастодонтом и при возможности купил бы еще больший. Дело в том, что огромный дисплей позволяет глубже погрузиться в игру и лучше рассмотреть все детали других миров. Поэтому простенький 21-дюймовый монитор, как мне кажется, в играх предпочтительнее, чем профессиональный 19-дюймовый. Некоторые пользователи предпочитают играть на телевизорах, однако этот вариант хорош только для владельцев небольших дисплеев.

Накопители

Рецепт прост: чем больше, тем лучше. Современные игры мигом пожирают дисковое пространство, и забить под завязку даже 80-гигабайтный кладезь им ничего не стоит. Производительность жесткого диска играет роль только при загрузке игры и практически незаметна в ее процессе, так что необязательно гнаться за винчестерами с рекордной скорострельностью. При выборе между медлительным гигантом и быстрой крохой я, скорее всего, предпочел бы первый вариант. Хотя, конечно, лучше приобрести современный жесткий диск с интерфейсом Ultra ATA/100 или Ultra ATA/133, емкостью не менее 80 Гбайт и частотой вращения 7 200 мин-1.

Полезно также приобрести привод CD-RW для резервного копирования любимых игр. При этом не стоит гнаться за производительностью: восьмискоростной рекордер записывает диск примерно за 10 минут. С другой стороны, все чаще игры на CD защищены от копирования, и для создания резервных копий таких дисков нужны специальные программы типа CloneCD, корректно работающие отнюдь не на любом рекордере. Поэтому перед покупкой «резака» стоит сходить на сайт www.elby.de и убедиться, что выбранная вами модель совместима с CloneCD и поддерживает режимы чтения/записи RAW-DAO 96 и RAW+96 (особенности национального выбора CD-RW красочно описаны в одноименном разделе). Игры на DVD все еще крайне редки, и тратиться на привод DVD стоит, пожалуй, только отъявленным меломанам.

Звук

Если вы справедливо решили не ограничиваться интегрированным звуком, выбор у вас невелик. Рынок качественных плат объемного звучания почти целиком захвачен компанией Creative. Конкуренты, конечно, пытаются ей противостоять, но заметных успехов пока не добились. Creative выпускает две серии «игровых» плат: старые Sound Blaster Live! подешевле и свежие Sound Blaster Audigy подороже. SB Audigy отличаются от предшественников более развитыми возможностями обработки 3D-звука, однако в современных играх эти «навороты» почти не используются. Так что Audigy стоит покупать с прицелом на будущее. Стесненным в средствах пользователям вполне хватит возможностей SB Live. Чтобы наслаждаться объемным звуком придется приобрести приличную акустическую систему, состоящую минимум из четырех колонок и сабвуфера (такую акустику выпускает как сама Creative, так и уважаемые фирмы Altec Lansing, Guillemot, Jazz Hipster, Labtec, Logitech, Philips, VideoLogic). И не надейтесь услышать «трехмерный» звук на паре пусть даже очень качественных колонок.

Для так называемой 5.1-канальной акустики (пять колонок и сабвуфер) характерно наличие центрального динамика, очень полезного при просмотре фильмов с DVD. Если кино вас не очень интересует, можно обойтись четырьмя колонками (в играх центральный канал не больно нужен). Внешний декодер Dolby Digital (цифровой формат многоканального звука) тоже актуален исключительно при просмотре фильмов и совершенно бесполезен в играх.

Устройства ввода

Покупка клавиатуры - дело очень интимное, и универсальных советов по выбору кнопок почти не существует. Руководствуйтесь в основном собственными тактильными и эстетическими предпочтениями. Дополнительные кнопки «мультимедийных» клавиатур в играх едва ли нужны, но могут скрасить жизнь во время прогулок по Интернету и прослушивания музыки. Клавиатуры, подключаемые к шине USB, на мой взгляд, неоправданно дороги, и смысла в их покупке пока не видно.

Что касается мышей, то для игр стоит выбирать не очень больших «грызунов», которых удобно двигать одними пальцами, положив запястье на стол (так курсор позиционируется точнее). Поэтому большинство громоздких и тяжелых беспроводных мышей нам плохо подходят. Желательно подключать мышь к шине USB, хотя в покупке манипулятора для PS/2 тоже нет ничего страшного (не забудьте только увеличить частоту его опроса минимум до 100 Гц с помощью утилит типа ps2rate). Мышки-старушки для COM-портов игрокам противопоказаны.

Ценителям автомобильных симуляторов стоит приобрести руль. Без этого аксессуара большинство гонок мигом теряет динамизм и очарование. Не стоит недооценивать важность и педалей, ведь без качественного газа и тормозов вам никогда не финишировать первым. Не стоит также размениваться на продукцию малоизвестных фирм: мой опыт подсказывает, что качественные игровые контроллеры они, как правило, делать не умеют. Рекомендую обратить внимание на рули от Act Labs, Logitech, Microsoft и ThrustMaster.

Летчикам всех званий и специальностей как воздух необходим джойстик. Начинающим пилотам лучше выбрать недорогую модель какой-либо известной фирмы (Genius, Gravis, Guillemot, Logitech, Microsoft, QuickShot и, конечно же, ThrustMaster). Обратите внимание, чтобы джойстик был оснащен регулятором газа (throttle control) и хотя бы одной головкой переключения видов (hat switch). Опытные летуны, как правило, сами точно знают, какой джойстик им нужен.


Николай Радовский
nradov@game-exe.ru
 


<< Кесарю - кесарево
Все материалы номера
Процесс одомашнивания >>