Таки yellow submarine!..

Автор: Юрий Смирнов smir@kvidex.ru
Опубликовано в журнале "Компьютерра" №42 от 11 ноября 2008 года

Когда я учился в четвертом классе, отец сделал мне из фанеры резиномоторную подводную лодку по чертежам из журнала "Моделист-конструктор". Лодка забавно ныряла на 50–100 см, проходила под водой метров десять, а потом всплывала, когда завод резинового движка заканчивался. В общем, вы поняли, что к подводной технике я был неравнодушен издавна…

Наткнувшись на "Нептуна" от компании Tanger Tiger - радиоуправляемую модель с балластной цистерной и возможностью установки видеокамеры, - я крепко задумался. Водоизмещение лодки составляло около 0,008 т, то есть в ней можно было разместить, по моим прикидкам, нагрузку больше 1 кг. В общем, капитан Немо со своим электрическим "Наутилусом" отдыхает. Не было у знаменитого капитана на лодке ни видеокамеры, ни радиоуправления.

Верфь

Все субботнее утро я медитировал над содержимым коробки. Массивные детали, очень много металла, вся конструкция собиралась на металлических винтах диаметром от 3 до 10 мм. Несущие шпангоуты были изготовлены из толстенного массивного пластика.

Труднее всего далась сборка помпы: три пластиковых цилиндра никак не хотели влезать вместе с силиконовой трубкой в корпус

Логика сборки внутренней части оказалась проста. Электроника и другие агрегаты крепятся на переборки, которые потом по порядку насаживаются на четыре стержня с резьбой. Расстояние между переборками регулируется проставками. Все это "хозяйство" стягивается с двух сторон гайками.

Вся электроника крепится на переборках внутреннего блока: снизу — свинцовый аккумулятор на 2 А·ч, сверху — балластная цистерна

Проблем со сборкой, в общем-то, не возникло. Напрягало только безумное количество винтиков, шайбочек и прочей мелочи. Вся мелочевка разложена по маленьким пластиковым пакетикам, пакетики подписаны, но найти нужный мудрено… Внимание! Достаточно потерять один болтик из тысячи, чтобы полностью остановить сборку на стапеле!

Блок с электроникой помещен в прозрачный герметичный стакан (Внимание! в схеме, приведенной в инструкции, есть ошибки!)

Затянув последнюю гайку, я облегченно вздохнул ("деталей вроде бы хватило"), закурил и стал любоваться произведением технического искусства. Теперь надо было присоединить балластную цистерну - прорезиненный пакет желтого цвета, из которого торчала силиконовая трубка, очень похожая на трубку от капельницы.

С обеих сторон стакан затыкается шпангоутами с резиновыми прокладками, шпангоуты стягиваются четырьмя винтами

Трубка, однако, до помпы не дотягивалась. Оказалось, что помпу я закрепил на переборке зеркально. Весь внутренний узел пришлось разбирать, перевинчивать помпу на переборке и собирать снова. Темп упал. Проект стал неумолимо преображаться в долгострой…

Внешний корпус собирается быстро, половинки складываются и прихватываются четырьмя винтами

Схема управления подводной лодкой очень похожа на схему управления модели самолета [Производитель лодки компания Thunger Tiger долгое время специализировалась на моделях самолетов, "Нептун" - первая модель лодки, которую они выпустили. Конструкторы не стали разрабатывать специальный приемник, а решили адаптировать систему управления под имеющийся авиаприемник]: канал руля высоты соответствует каналу руля глубины у субмарины (динамическое погружение), канал руля направления соответствует каналу руля курса (вправо-влево). Сигнал управления помпой, которая качает воду в балластную цистерну (или откачивает из нее), идет по каналу управления элеронами. Отклонил левый рычажок на пульте радиоуправления влево - всплываем, вправо - погружаемся. Коренное отличие - в необходимости задавать направление вращения двигателя. Если винт самолета крутится только в одном направлении, винт подводной лодки, чтобы она имела задний ход, должен уметь вращаться и в другую сторону.

Как рекомендует инструкция, проверка на герметичность, уже в собранном виде, проводилась в детской ванночке

После зарядки аккумулятора начал тестировать электронику. Включил передатчик и питание лодки. Помпа заработала, сервомашинка руля задвигалась… Ходовой двигатель и рули глубины не работали. Я несколько раз повторил операцию включения-выключения - результат тот же. Попробовал в разных комбинациях, меняя каналы. Никак. Двигатель работать не хотел.

Лезть в воду все-таки пришлось. В отсеки субмарины ворвалась вода, и специальный датчик отключил электронику

На следующий день перезвонил продавцу; на мое счастье в субботу в офисе оказался сотрудник, Владимир, который продиктовал мне правильное положение всех разъемов. Оказалось, что в инструкции схема включения сервомотора глубины и регулятора хода неверна. На самом деле разъемы надо зеркально перевернуть.

Помпа заполнила балластную цистерну, над водой виднеется только желтая «шапочка» надстройки

Я внес изменения в схему и, затаив дыхание, повернул выключатель питания. Приводы задергались, я поддал газу, эффект - нулевой, двигатель опять не работал. Еще раз поддал газку - что-то щелкнуло, и сигнальный светодиод в лодке погас. Выключив питание, я опять проверил все разъемы - все было подключено правильно, еще раз включил - не работает ВООБЩЕ! К вечеру догадался проверить предохранитель. Ну конечно, он-то и сгорел. Кстати, производитель вставил в лодку автомобильный предохранитель на 10 ампер (!). Огромное ему спасибо, купить можно в любом магазине автозапчастей.
В общем, пришлось отправиться в офис продавца. На следующий день лодку мне отдал технический консультант Никита, предварительно продемонстрировав работу электроники. ВСЕ РАБОТАЛО, КАК НАПИСАНО В ИНСТРУКЦИИ. На столе у Никиты лежало уже три подводные лодки.

Кадр из фильма «Кто живет в пруду - 2». я проверяю, работает ли у лодки помпа: всасывает ли она воду в «дырочку» в заду или нет

- Никита, а чего тут еще одна лодка делает? - спросил я.
- А это мужик вчера купил, дома распаковал, слегка обалдел от количества деталей. И сегодня привез назад, чтобы мы ему собрали…
- И во сколько ему обойдется сборка?
- В тысячу с хвостиком.

Первые ходовые

Настала пора проверять лодку на герметичность. Когда я окончательно закупорил "баллон" и начал тестировать все в уже собранном виде, слетела внутренняя тяга руля глубины. Пришлось все разбирать и собирать снова. "Скоро смогу это проделывать на время, - мелькнула мысль. - Как автомат Калашникова в школе, секунд за десять".

Испытание на герметичность, как рекомендовалось в инструкции, было проведено в детской ванночке, куда лодка едва поместилась. Чтобы запечатлеть исторический момент, дочь снимала первое погружение фотоаппаратом, а жена - с другой точки - на видеокамеру [Видеоролик об испытаниях подводной лодки Вы сможете через некоторое время посмотреть на сайте "Компьютерры"]. Больше всего меня волновала работа помпы, которую проверить на суше было невозможно. Я надавил на рычаг управления, двигатель насоса заработал, сквозь прозрачный стакан корпуса было видно, как медленно надувается желтая "подушка" (цистерна). Очень медленно лодка начала уходить под воду. Откачав воду из лодки, я вытащил ее из ванны. Можно было выходить на "морские просторы".

Вода в местном пруду была достаточно прозрачной, желтая субмарина в ней была хорошо видна. Минут десять погоняв ее около берега вперед-назад, сделал парочку кругов. Лодка прекрасно слушалась руля. Когда она уходила чуть дальше от берега, ее скольжение по воде завораживало.

Полный кайф…

Который закончился достаточно быстро. Я подвел лодку к берегу и решил заснять погружение. Нажал на рычаг погружения, подождал пару минут, но "Наутилус" отказывался набирать воду. Пришлось лезть в пруд и доставлять субмарину на берег. Мои худшие подозрения оправдались: в отсек ворвалась вода, грамм двадцать, меньше "одинарного виски" по объему. Когда вода была удалена, лодка заработала. Оказалось, всему виной специальный датчик сырости; при его срабатывании лодка всплывает, а электроника выключается.

Чтобы полностью перебрать лодку, мне пришлось брать отгул. Процесс затормозился еще и из-за желания впихнуть в лодку видеопередатчик и камеру. В корпус все поместилось отлично: передатчик был приклеен двухсторонним скотчем на аккумулятор под балластную цистерну, а камеру на резиночках я привязал к переднему шпангоуту. Как только я собрал лодку… видеосигнал пропал, словно его и не было. Опять разобрал, опять собрал, проверил питание видео - есть 13 В, подключил передатчик - нет изображения. Жуть.

Утром в субботу я сделал еще один подход к лодке. Результат тот же, нет сигнала, хоть тресни. Волевым решением было принято осуществить промежуточные испытания - с дополнительным грузом на борту (передатчик и второй аккумулятор).

На пляж снова пошли большой компанией. Лодку я нес под мышкой; пока дошли до пруда, руки вытянулись до земли, все это очень напоминало вариант "чемодан без ручки". Нести тяжело, а бросить жалко.
В этот раз погонять игрушку удалось минут двадцать. Динамическое погружение в притопленном состоянии было шикарным. Я опустил рули глубины и дал газу. Лодка мелькнула в тридцати сантиметрах под водой и исчезла; выключать ход я не стал, метрах в десяти по курсу поднялось облако мутной воды - субмарина достигла илистого дна на глубине 2–2,5 метра. После выключения двигателя и лихорадочного нажимания на рычаг управления помпой секунд через двадцать прозрачная надстройка подлодки закачалась на поверхности.

Дальше лодку гоняла дочь, мне надоело… К двадцатой минуте плавания проявились тревожные симптомы. Лодка теряла управление, нервно подергивая хвостом, без команды. Вернувшись на дачу, я тут же открутил переднюю водонепроницаемую крышку, перевернул лодку верх дном и потряс над газетой. У моих ног образовалась небольшая лужица. Лодка протекала, она явно набрала с полстакана воды…
Тут мне очень захотелось тоже хватить эдак… полстакана коньяка. И под настроение спеть (а пою я отвратительно, даже под караоке, поэтому саундтрека к заметке не будет) что-нибудь про глубины, отважных капитанов и суровые будни морских волков.

Комплектация и ТТХ подводной лодки "Нептун"

  • высокопрочный корпус из АБС-пластика;
  • 12-вольтовая двигательная установка;
  • статическая и динамическая система погружения;
  • балластная цистерна с приводом от насос-мотора;
  • устройство управления рулями глубины и направления;
  • автоматическая электронная система защиты;
  • кабель передачи видеосигнала;
  • 12-вольтовая герметичная свинцовая аккумуляторная батарея;
  • рабочая глубина погружения - 5 м;
  • максимальная глубина погружения - 10 м;
  • скорость - 1,45 узла (2,7 км/час) на поверхности, 1,08 узла (2 км/час) под водой;
  • габариты (ВхДхШ) - 290х774х285 мм;
  • вес - 7700 г;
  • винт - 3 лопасти, внешний диаметр 40 мм, шаг 41 мм.

Люди, отзовитесь…

Перед сборкой субмарины я попытался найти единомышленников, чтобы проконсультироваться, если что пойдет не так. Владельцев "Нептуна" я не нашел, хотя, по моим данным, с нового года в Москве было продано больше полутора десятков таких лодок. На связь вышел только мужчина, собиравший модель "Тайфуна" длиной 1780 мм и водоизмещением 25 кг. Он прислал ссылку на сайт немецкого производителя (www.engel-modellbau.de) "взрослых" подводных лодок. Например, это модель "Наутилуса" из американского фильма про капитана Немо, масштабная копия 1:32, в Россию они не поставляются. Видимо, немцы до сих пор считают Россию бедной страной, в которой никто не может позволить себе купить игрушку за полторы-две тысячи евро.

Водоизмещение подлодки 17–18 кг, скорость 5 км/час, длина около 1,5 м. Набор деталей стоит от 1200 евро, в зависимости от комплектации. Чтобы лодка поплыла, надо еще 200–300 евро на закупку оборудования к набору (регулятор хода, пять сервомашинок, 4-канальное радиоуправление, ходовая батарея и батарея питания для приемника). Докупать надо все вплоть до краски, детали комплекта поставляются некрашеными - белого цвета. Не могу не похвалить немцев, умудряющихся продавать несколько кусков пластика, винт, вал, движок и кое-какую мелочь за 1200 евро!

Лучше раз увидеть…

Подключать к лодке видеокамеру проводом, как рекомендовалось в инструкции, я счел кощунством. Представляете, радиоуправляемая модель - и на проводе?! Парадокс, однако.
Я решил использовать передатчик [Наткнулся на него случайно, на сайте частного предпринимателя из Уфы. Заказал наложенным платежом] BL-607 T на 2,4 ГГц и 0,7 Вт (до этого я планировал поднять его на воздушном шаре), с видеокамерой, конечно. То, что в конструкции лодки предусмотрена установка камеры, заметно облегчило задачу. Там есть отдельный пальчиковый разъем, подошедший к разъему передатчика по питанию, которое включалось отдельным герметичным выключателем. Удобно, согласитесь! Припаял этот разъем к выводам питания видеокамеры и соединил разъем камеры с разъемом передатчика. Одно движение - и видеосистема готова передать сигнал со дна моря.


<<Армянское радио 4.0
Все материалы номера
Бледная с косой приходит в Страну дураков >>