Умный автомобиль

Автор: Олег Волошин
Опубликовано в журнале "Компьютерра" №24 от 24 июня 2008 года

Раз у нас есть "умный дом" (см. "кт" #734), значит, непременно должен быть и "умный автомобиль". Однако в отличие от дома, который почти всегда стоит и никуда не едет, автомобиль все-таки - средство передвижения.

ИСТОРИЯ, КАК ИЗВЕСТНО, развивается по спирали. И автомобилестроение - тому наглядный пример. Что было первым средством передвижения? Правильно, лошадь! Умное, надо сказать, животное. Само дорогу знает, на других лошадей и людей почти не наезжает, да и питается исключительно органикой. Потом к лошади прицепили телегу, а когда изобрели двигатель, то телегу прицепили уже к нему - он и едет быстрее, и не устает никогда. Да вот беда - глупая она, эта самобеглая телега, и без водителя может ехать исключительно по прямой. Подозреваю, что идея приделать к мотору мозги витает в воздухе еще с тех пор. Так что, в принципе, умный автомобиль (или лучше сказать - робомобиль) - это возврат к истокам, только на новом уровне. А что, биотопливом он уже питается, маршрут знает, ездить сам умеет, причем не только по пустым прямым дорогам…

Кстати, чтобы выяснить, чей робомобиль круче, американцы устраивают специальные соревнования, проходящие под эгидой DARPA, - DARPA Grand Challenge. И если в первом заезде, в 2004 году, до финиша не добралась ни одна из пятнадцати стартовавших машин, то год спустя дистанцию одолели пятеро из двадцати трех. Гонки, разумеется, проходили не в идеальных условиях, а в пустыне, причем на извилистый двухсоткилометровый маршрут отводилось не более десяти часов. Впрочем, как вы понимаете, пустыня не город. И для того, чтобы столкнуть автороботов с реалиями дорожной жизни, в 2007 году были проведены гонки DARPA Urban Challenge Race, имитирующие городскую сутолоку. А чтобы не подвергать риску обычных водителей и пешеходов, был использован армейский тренировочный полигон, расположенный на бывшей калифорнийской авиабазе George Air Force Base в Викторвилле (Victorville), имитирующий небольшой городок. На сей раз до финиша доехали шесть из тридцати шести стартовавших робомобилей.

Конечно, упомянутые соревнования устраиваются не только интереса ради, но и с прагматическими целями - DARPA рассчитывает к 2015 году оснастить такими роботами армию. Пригодятся они и NASA - в роли автономных исследователей других планет (тут, правда, для достижения полной автономии потребуются некоторые усилия - а пока все участвующие в заезде роботы, кроме видеокамер, лазерных дальномеров и радаров, используют для ориентирования на местности еще и данные GPS[В этом смысле марсианские роверы, которые уже второй год колесят по поверхности Марса, суть недо-роботы, ибо частично управляются с Земли. А чем дальше от нас планета, тем больше задержка сигнала - на тот же Марс, при максимальной удаленности от Земли, сигнал идет около двадцати минут и еще столько же - обратно.]).

Кстати, если таких роботов выпустить на наши российские дороги, до финиша, полагаю, ни один не доедет! Слишком уж наш отечественный водитель непредсказуем! Ну а что вы хотите от него, если права только вчера куплены вместе с машиной?

Разумеется, он еще не освоился на дороге! Ему бы поездить немного, да вот беда - в качестве "тренировочных" трасс он использует обычные улицы, а наставника мудрого рядом нет.

Шутки шутками, однако кроме "чайников" за рулем полно и юлиев цезарей, которые искренне уверены, что, ведя машину, могут в то же время болтать по телефону, смотреть телевизор, играть (помните историю о британском водителе автобуса Стиве Олкоке, который одним глазом смотрел на дорогу, а другим - на экран PSP?). Я надолго запомню ночную поездку на попутной машине, водитель которой не просто по телефону говорил, но еще и в аське сидел! И никакие американские горки не сравнятся с той поездкой по остроте ощущений! Впрочем, телефон давно уже не требует для разговора использования рук - для этого есть беспроводные гарнитуры и системы громкой связи, которым посвящен отдельный материал в сегодняшнем выпуске.

Если же говорить о бортовых компьютерах, которыми оснащаются серийные автомобили, то они по большей части выполняют развлекательно-познавательно-информационные функции и управлять машиной самостоятельно не могут. Так что остается уповать на разумность водителей.


<<Кошмар Гаишника
Все материалы номера
Так почем перевоз? >>