Машина времени

Автор: Олег Волошин
Опубликовано в журнале "Компьютерра" №24 от 24 июня 2008 года

Любой производитель спит и видит, как бы вырваться вперед, создать что-то такое, что отличит его детище от сонма других. В случае с цифровыми камерами, выпускаемыми в колоссальном избытке, это становится особенно актуально - действительно оригинальные предложения встречаются крайне редко. Чаще всего их оригинальность связана с узкой специализацией (например, камера для подводной съемки).

+

скоростная фотосъемка, скоростная видеосъемка, съемка в RAW, возможность видеосъемки с разрешением Full HD

-

матрица шумновата, управление трансфокатором объектива только электрическое, медленная запись RAW

Тем приятнее встречать необычные, новаторские идеи. Ярким примером такого решения (которое вскоре было подхвачено конкурентами)является режим Live View для зеркальных камер, впервые появившийся в аппарате Olympus E-330 в 2006 году. И вплоть до конца 2007 года ни одного по-настоящему оригинального решения мы не видели. А в минувшем январе компания Casio сделала анонс камеры EX-F1, который лично для меня прозвучал как гром среди ясного неба. Еще бы - 60 кадров/с с разрешением в 6 Мп и съемка видео со скоростью 1200 кадров/с![Кстати, если вы думаете, что никогда раньше не пользовались столь скоростными камерами, то глубоко ошибаетесь! В лазерную мышку встроена цифровая камера, которая может фотографировать поверхность стола (или коврика) со скоростью до 6500 кадров/с. Правда, они получаются серыми и разрешением всего 30х30 пикселов.]

Разумеется, все с нетерпением ждали представления действующего образца, дабы убедиться в реальности подобных параметров. Пока томительно тянулось время, на ум приходили разные идеи, как и для чего использовать столь сногсшибательную скорострельность. Правда, самой оригинальной была мысль снять лопающиеся мыльные пузыри.

Как оказалось, похожие идеи посещали не только мою голову - на московской презентации камеры для демонстрации возможностей скоростной съемки фотографировали в том числе и лопающиеся шарики с водой или воздухом.

Итак, что же представляет собой сие детище технической эволюции? Casio EX-F1 - это камера из довольно редко обновляемой линейки Exilim Pro (преды дущей в линейке была EX-P505, выпущенная в 2005 году). Внешность EX-F1 не оставляет сомнений, что перед нами нечто более серьезное, чем традиционные для Casio ультраплоские цифрокомпакты, - фотоаппарат уже походит на цифровую зеркалку, правда, с несменным объективом.

Традиционные фотографические возможности EX-F1 полностью аналогичны таковым для цифрокомпактов Casio последнего поколения - начиная от внешнего вида меню и заканчивая функциями.

Тут и максимальная чувствительность в 1600 ISO, и следящий автофокус, и система опознавания лиц, и стабилизатор изображения, и даже BestShot’ы. Разумеется, есть и профессиональные режимы - A, S и M. Приятными дополнениями к "стандартному" комплекту является большой и светосильный (2,8) объектив с 12-кратным оптическим увеличением, запись снимков в формате RAW (это не какой-нибудь экзотический формат, а "правильный" DNG) и видеосъемка в формате Full HD (30 кадров/с). Но как мы помним, главная фишка камеры - скорость. Посему к ней и переходим.

Первым делом не могу не отметить изящество, с которым реализована ско ростная съемка: камера позволяет плавно регулировать скорость от 1 до 60 кадров/с! При этом, разумеется, меняется и продолжительность серии. Так, если выставить скорость в 10 кадров/с, то вести съемку можно в течение шести секунд.

Однако этим возможности камеры не исчерпываются. У EX-F1 в арсенале есть еще два режима, за которые она получила прозвище Casio’s Time Machine, - Prerecord и Slow Motion View. Первый позволяет сфотографировать уже происшедшее событие. Например, когда невеста кидает букет, неподготовленному человеку трудно поймать самый красивый момент - спуск обычно нажимается, когда букет уже на земле. В режиме же Prerecord вы сможете урвать у прошлого от 0,5 до 1,5 с (в зависимости от скорости съемки), ибо камера начинает снимать до того, как вы нажмете на спуск. Точнее - сразу после фокусировки (полунажатие кнопки спуска). Назначение второго режима, Slow Motion View, мне осталось непонятным - он в некотором смысле повторяет Prerecord, только гораздо менее удобен. В принципе, это покадровый просмотр кусочка обычной жизни длительностью 2 с. По их прошествии на ЖК-экране цикл повторяется (начало цикла - момент нажатия на спуск). Благодаря такому замедлению, можно спокойно выбрать самый удачный момент для съемки. Однако, в отличие от обычной скоростной съемки или Prerecord, нет возможности сохранить все остальные кадры из серии - только один.

Кстати, о сохранении. Сама по себе скоростная съемка - это еще полдела.И если вы думаете, что кадры просто сохраняются после записи, то ошибаетесь!Инженеры Casio весьма оригинально подошли к созданию специального режима сохранения для скоростной съемки. Так, сразу по ее окончании появляется меню с тремя вариантами - отменить все кадры, сохранить все или выбрать нужные. В последнем случае открывается окно просмотра, в котором кадры начинают проматываться, как в замедленном кино.

При этом с помощью колеса, расположенного справа от ЖК-экрана, можно плавно регулировать скорость прокрутки. А для того, чтобы выбрать понравившиеся кадры, достаточно нажать…кнопку спуска! Так можно делать столько раз, сколько нужно, после чего выходим из просмотра и записываем отмеченные снимки на карту.

Скоростная видеосъемка позволяет детально разглядеть процессы, которые обычно недоступны глазу. К примеру, на скорости 1200 кадров/с можно увидеть, как лопается мыльный пузырь или как мерцает, растягиваясь и сжимаясь от нагрева, нить лампы накаливания. Пусть не детально, но все же! Очень интересно снимать на большой скорости движение воды - скажем, струи фонтанов становятся тягучими, как кисель. Разумеется, видеосъемка тоже оказалась с сюрпризом! В EX-F1 есть особый режим, в котором можно менять скорость съемки прямо во время записи! Если в этом режиме записать, например, разбег и прыжок человека, то в конечном ролике это выглядит, словно кадры из "Матрицы" - человек быстро бежит, прыгает и - медленномедленно начинает двигаться в воздухе, пока не приземлится!

Теперь - пара ложек дегтя в бочку меда. Если вы хотите скорости - забудьте о RAW! В силу понятных ограничений вести съемку со скоростью 60 кадров/с EX-F1 может только в формате JPG. Кроме того, RAW камера сохраняет о-о-очень неспешно - порядка 5 секунд (пишется сразу комплект RAW+JPG). Также следует понимать, что 60 кадров/с - это не серийная съемка неограниченной длительности! У вас есть всего одна секунда, после чего почти 25 секунд придется ждать, пока камера не сохранит полученные 60 кадров (если вы решили сохранить все из них).

Что касается скоростной видеосъемки, то запись клипа со скоростью 1200 кадров/с возможна лишь при разрешении 336х96 пикселов. При 600 кадрах/с разрешение возрастает, но ненамного, до 432х192. И только для скорости 300 кадров/с оно составляет приемлемые 512х384 точки.

Это были, так сказать, глобальные минусы (которые и не минусы вовсе, а ес тественные технологические ограничения).
Однако остались и мелкие "заусенцы".Так, 12-кратный зум регулируется только электрическим мотором - ручного управления нет. Главная беда здесь даже не в том, что мотор ест батарею (она достаточно емкая, и привычные две-три сотни кадров на одном заряде сделать можно вполне), а в том, что зум возвращается на место (в широкоугольное положение) при каждом удобном случае - начиная от засыпания или выключения камеры и заканчивая переключением в режим просмотра! А поскольку мотор перемещает линзы неспешно, многие кадры не успеваешь поймать из-за таких вот лишних телодвижений.

Второй "заусенец" связан с небольшой диагональю матрицы. Как ни крути, а 1/1,8 дюйма мало. И даже при том, что разрешение матрицы 6 Мп, линейный размер одной ПЗС-ячейки не позволяет эффективно противодействовать шумам, что особенно заметно на RAW кадрах, где еще не порезвился встроенный шумодав. По визуальным ощущениям, шум матрицы EX-F1 при 100 ISO примерно сопоставим с шумом матрицы Nikon D70s (тоже 6 Мп) на чувствительности 400 ISO, а при 200 ISO - с 500–600 ISO. Видимо, это одна из причин, по которой в RAW нельзя снимать с чувствительностью выше 200 единиц (в JPG доступно и 1600 ISO).

Подведем итоги. По части скорости конкурентов в любительском сегменте у камеры нет. Это главное (и по большому счету - единственное) преимущество, которое очень удачно реализовано как на аппаратном, так и на пользовательском уровне. Цена (900 евро, или 30 тысяч рублей) может показаться завышенной, однако если вам нужна "скорострельность", выбирать все равно не из чего.Вдобавок вы получите редкую возможность удовлетворить детское любопытство, увидев многие быстрые процессы в замедленном режиме.


<<Икусство дорого стоить
Все материалы номера
Свежая струя >>