Сыграем?

Автор: Васечкин,Валерий
Опубликовано в журнале "Компьютерра" №20 от 27 мая 2008 года

Классик литературы сказал: "Чтоб воду в ступе не толочь, душа обязана трудиться - и день, и ночь, и день, и ночь". Это значит, что каждую минуту своего времени человек должен проводить плодотворно, и даже находясь в дороге - в поезде ли, в самолете - совершать что-нибудь полезное.

В самом деле, по пути на работу в общественном транспорте можно запросто усвоить несколько десятков страниц душеполезного текста, на худой конец, помедитировать или заняться статической гимнастикой, как советуют восточные учителя. Но признайтесь, многие ли готовы утруждать себя таким образом? Что ни говори, а дорожная обстановка не располагает к самосовершенствованию. Время, занимаемое дорогой, воспринимается человеком не как полезная пауза между делами, а как дыра в графике, которую нужно забить чем-нибудь необременительным для ума. Например, компьютерными играми.

В нашей стране первым портативным устройством для массового убийства времени стали, не считая программируемых калькуляторов, игрушки серии "Электроника": "Ну, погоди!", "Разведчики космоса" и им подобные. Несколько позже прошел бум на карманный вариант игры нашего с вами соотечественника Алексея Пажитнова "Тетрис", многоликий в своих воплощениях - от простейших вариантов с единственной игрой, давшей ему название, до навороченных "999 в одном флаконе", позволявших также рубиться в "Змейку" и "Арканоид".

Однако эти замечательные игрушки обладали одним отрицательным качеством - они были запрограммированы на относительно немного игр. И расширить их число, не купив новую приставку, было невозможно.[В мои школьные годы даже существовала легенда о приставке "Ну, погоди!". Мол, если набрать очень большое число очков, то в качестве приза можно будет увидеть какой-то мультфильм. - О.В.] Это понимали и производители, поэтому не случайно почти одновременно с ними появилась и первая настоящая игровая консоль - GameBoy от Nintendo. Она оказалась настолько удачной, что существует до сих пор (см. врезку), пережив многих своих конкурентов.

 

Game Boy и его родословная

Самой известной и распространенной карманной консолью, без сомнения, является Game Boy. Самая первая его модификация появилась на свет еще в 1989 году, имела монохромный дисплей и использовала знаменитый Zilog Z80 в качестве центрального процессора. "Облегченная" версия Game Boy появилась только через семь лет, а еще через два года - Game Boy Color с цветным экраном. В 2001 году Game Boy перешел в то состояние, в котором, пережив несколько дополнительных метаморфоз, существует по сей день - Game Boy Advance. Технически GBA аналогичен консоли SNES. В версии SP Game Boy Advance приобрел форму "раскладушки" и подсветку экрана. Последнее воплощение этой консоли называется Game Boy Micro и появилось позже Nintendo DS - в 2005 году.

Что представляла собой первая приставка? Она имела черно-белый подслеповатый дисплей, 8-битный звук и одновременную поддержку четырех игроков. Работало же все это хозяйство от четырех пальчиковых батареек почти тридцать часов. Встроенных игр приставка не имела, для этого использовались специальные игровые картриджи, коих на момент выхода приставки в свет было всего два - с игрой "Тетрис" и "Super Mario Land". Не смотря на такие скромные показатели, последующие успешные продажи показали, что людям требовалась нечто подобное - портативное и развлекательное.

Не будем больше углубляться в историю, а вернемся в современность. На сегодняшний день на рынке остались фактически две портативных игровых консоли - Sony PSP и Nintendo DS. Причин, из-за которых другие консоли не выживали, было несколько, но самая главная была одна - отсутствие поддержки разработчиками игрушек, и как следствие - отсутствие разнообразных и интересных игр. Ибо приставки могут продаваться производителями так дешево только за счет постоянной финансовой "подпитки" от проданных игр.

Sony PlayStation Portable (PSP)

Создавая PSP, Sony пошла по проторенной настольными приставками дороге - набить устройство максимально производительным железом и снабдить как можно более широкими возможностями. И это не простая блажь - вложения в консоль могут окупиться только в том случае, если она будет продаваться достаточно долго. А кому будет нужна карманная консоль, если ее возможности морально устареют через полгода?

Так что параметры PSP остались хороши даже спустя почти четыре года с момента выхода. Посудите сами, в основе консоли лежит двухъядерный процессор, объединяющий пару 32-разрядных микросхем MIPS R4000, работающих на частоте 333 МГц. Оперативная память представляет собой 32-мегабайтную микросхему DDR c результирующей частотой 333 МГц и 4 Мбайт специальной быстрой памяти DRAM. Графический процессор PSP имеет частоту 166 МГц и 2 Мбайт встроенной памяти. Благодаря этому игры идут на PSP намного лучше, чем даже на мощных КПК с дискретными графическими процессорами.

У Sony не может быть хорошая начинка в плохом корпусе. Уж чего-чего, а с дизайном в японской фирме все в порядке! Первым привлекает внимание большой и роскошный экран с разрешением 480x272 пиксела и отображением 16,77 млн. цветов. Помимо игр, на нем можно комфортно смотреть как фотографии, так и фильмы (насколько вообще комфортно смотреть их на портативных устройствах). Само собой, можно и музыку слушать, благо те оптимисты, которых не отпугивает качество звучания, могут даже воспользоваться встроенными в консоль стереодинамиками.

Консоль PSP, помимо впечатляющих вычислительных и мультимедийных возможностей, обладает широким набором интерфейсов: USB 2.0, инфракрасный порт, и, самое главное, WiFi. Последний нужен, во-первых, для организации коллективных игрищ с помощью нескольких консолей, а во-вторых, для выхода в Интернет - как с целью поиграть, так и для просмотра WWW - во встроенном ПО консоли есть простой веб-браузер. Наконец, беспроводная сеть позволяет с помощью PSP "шариться" в ресурсах, находящихся на жестком диске приставки PlayStation 3 и управлять рядом ее функций.

Все нажитое пользователем цифровое добро (в том числе и игровые достижения) складируется на карте Memory Stick Pro Duo, разъем для которой есть на приставке, а игры и фильмы поставляются на фирменных накопителях UMD (Universal Media Disc). Это двухслойные оптические диски в специальных картриджах, на которые помещается до 1,8 Гбайт данных. Это закрытый стандарт, производство которого строго контролируется Sony, призван, в том числе, защитить игры от незаконного копирования. Что ж, Sony в этом начинании далеко не новичок. Правда, как водится, защиту все равно сломали.

Справедливости ради, надо признать, что армией взломщиков в данном случае двигало не только и не столько желание распространять "левые" копии игр (образы дисков с ними передаются бесплатно через Интернет, так что это занятие не приносит выгоды), но и азарт первооткрывателя, исследующего потенциал столь интересной железки, как PSP. В самом деле, почему бы не превратить карманную приставку в карманный компьютер, коль скоро у нее для этого есть все задатки? Такой мотив привел к появлению огромного количества стороннего софта для PSP: от почтовых клиентов и GPS-навигаторов до, увы, вирусов и, соответственно, антивирусов - все как у взрослых (см. врезку).

PSP Slim and Lite

Осенью прошлого года Sony представила обновленную версию PSP под названием PlayStation Portable Slim and Lite. Как явствует из названия, устройство стало на 33% легче и на 20% тоньше. В ходе модернизации Sony поменяла дисплей приставки на более яркий, удвоила объем оперативной памяти и добавила функцию кэширования данных с диска UMD в оперативку, дабы сократить время загрузки фрагментов игр, которое, прямо скажем, на PSP бывает немаленьким. Кроме того, консоль обзавелась настоящим видеовыходом в виде композитного разъема. Это очень удобно - теперь можно, убив время в дороге, дома прильнуть с PSP в руках к телевизору. Единственное, чем пришлось заплатить за компактность, - это емкость аккумулятора, уменьшившаяся на треть.

Nintendo DS

Однако свет не сошелся клином на PSP. Более того, она даже не является самой популярной из портативных консолей, и по объему продаж ощутимо отстает от своего конкурента - Nintendo DS (особенно в Японии).

Надо заметить, что по железным спецификациям DS "немного" проигрывает PSP'шным консолям: два процессора ARM9 и ARM7 с частотами 67 и 33 МГц соответственно, 4 Мбайт "мозгов", акселератор трехмерной графики (поддерживает различные эффекты, включая туман), 16-канальный звук. В целом - заметно слабее PSP. Откуда же такая популярность приставки?

В рукаве у Nintendo - армия поклонников и большая библиотека эксклюзивных игр, большая часть которых никогда не выпускалась на других платформах. Кроме того, несомненным плюсом является поддержка старых игровых картриджей Game Boy Advance (правда, поддержка совсем уж старых GameBoy отсутствует).

Так же не стоит забывать о главном новшестве, реализованном в DS - дополнительном экране. Оба дисплея имеют не самое большое разрешение (256х192 пиксела каждый), зато один из них - сенсорный! И кроме отображения всевозможной дополнительной информации, позволяет вступать в интерактивный контакт со многими игровыми элементами, что в ряде случаев просто невозможно выполнить джойстиком.

В дополнение к экранам в Nintendo DS встроен микрофон, посредством которого можно не только общаться с игровыми товарищами (отвечать они будут через встроенные стереодинамики), но и управлять голосом в тех играх, где такое предусмотрено. Все вышесказанное говорит о том, что Nintendo начала распахивать новую ниву на рынке видеоигр, предлагая игроку невиданные ранее, простые и непосредственные, способы управления.

А вот с дизайном в первой версии Nintendo DS вышел казус - она имела достаточно неуклюжую внешность, далекую от эталонов стиля и изящества. Но Nintendo быстро исправилась, выпустив через два года новую версию DS Lite, имеющую не только меньше размеры и вес, но и ощутимо лучший дизайн (причем настолько, что многие владельцы первых DS предпочли "проапгрейдиться", обновив консоль). Ассоциации с продукцией Apple появляются неспроста: Nintendo тоже создала вокруг своих консолей своеобразную субкультуру, основанную на традиции, стиле и удобстве.

Что касается игр для Nintendo DS, то все они поставляются на так называемых игровых картах (картриджах) емкостью до 256 Мбайт. Как уже упоминалось, кроме новых картриджей консоль совместима и со старыми - для Game Boy Advance, подключаемыми в специальный разъем. Этот же разъем используется и для других целей - для подключения всевозможных аксессуаров (дополнительных контроллеров, MP3-плеера, видеоплеера, вибромодуля и пр.). Так же Nintendo выпустила для DS специальную версию браузера Opera - опять-таки, в виде аппаратного комплекта: карты и картриджа с дополнительной памятью.

Из вышесказанного видно, что других возможностей у DS, помимо собственно игровых, минимум. Даже встроенный модуль WiFi без дополнительных аксессуаров не нельзя использовать для чего-нибудь, кроме доступа к онлайновому сервису Nintendo WiFi Connection, а следствием использования проприетарного протокола является невозможность подключаться к любым точкам доступа кроме фирменных USB-адаптеров. Возможен, конечно же, и мультиплеер на несколько консолей, находящихся в пределах радиосвязи. Интересно, что для его организации в ряде случаев достаточно лишь одного картриджа с игрой на всех.

Тем не менее находится немало разработчиков сторонних приложений для DS. Для загрузки софта используются кардридеры, вставляющиеся в разъем для картриджей Game Boy Advance. Иногда вместе с ними используются загрузочные устройства в виде карт "родного" формата DS. Ассортимент программ охватывает почти все возможные классы: медиаплееры, веб-браузеры, интернет-пейджеры, и даже программы VoiIP. Удивительно, но в списке есть даже эмуляторы, хотя самые мощные из эмулируемых систем - это 16-разрядные консоли: Sega Mega Drive, SNES.

PSP или DS?

Если вы раньше не играли на карманных приставках, то сходу выбрать между двумя консолями сложно. Учитывать приходится все - как игровые, так и неигровые возможности. Так, для DS выпускается больше логических, стратегических и детских (обучающих) игр, а для PSP - 3D-экшнов и симуляторов (гоночных, футбольных и пр.). В плане же дополнительных возможностей PSP изначально (без приобретения дополнительных аксессуаров) может заменить собой медиаплеер (просмотр видео и фото, прослушивание музыки - все это входит в стандартный набор). Выбор, как говорится, за вами.

Сторонний софт для PSP

Начнем краткий обзор с самых безобидных приложений. Например, с почтового клиента PSPoste, который является первым полноценным почтовиком для PlayStation Portable. Программа полностью поддерживает протоколы POP3 и SMTP. В будущем разработчики не исключают появления поддержки IMAPI. Имеется несколько способов ввода текста, включая экранную клавиатуру и внешнюю клавиатуру с инфракрасным портом, сохранение почты на карточке и множественные учетные записи.

PSPTube - это, как можно догадаться, клиент для онлайнового сервиса YouTube, позволяющий смотреть видео в формате FLV. Кроме просмотра, видео можно сохранять на карточку, а список сайтов, помимо собственно YouTube, включает еще парочку аналогичных сервисов.

Ad-Hoc File Transfer - небольшая программа, позволяющая передавать файлы между консолями по беспроводной сети. С некоторых пор она позволяет обмениваться ресурсами, не требуя установки на все участвующие в обмене консоли - используется встроенная коммуникационная "фича" PSP под названием Game Sharing.

iRiR Shell - солидная софтина, представляющая собой полноценную замену "родной" оболочке PSP. Она сама по себе может распаковывать и создавать архивы, проигрывать файлы MP3, смотреть документы в форматах TXT и PDF, даже разгонять центральный процессор консоли, и имеет еще множество полезных функций. Одновременно со всем перечисленным, можно запускать любые приложения. Таким образом, PSP приобретает относительную многозадачность.

Но самое интересное - это эмуляторы. Благодаря своей невиданной для портативных консолей вычислительной мощи, PSP позволяет обновить впечатления от множества старых игр. Эмулятор первой PlayStation официально выпущен Sony, а игры продаются через Интернет. Но весь кайф от этого щедрого предложения обламывает необходимость иметь PlayStation 3, так что нет ничего удивительного в появлении сторонних эмуляторов. И, разумеется, дело не ограничивается PS1. Существуют эмуляторы консолей NES, SNES, Sega Mega Drive и даже Nintendo 64. Для того, чтобы прикинуться более современными консолями, ресурсов PSP уже не хватает. Зато вполне хватает на эмуляцию ПК с архитектурой x86 - есть свидетельства успешного запуска на PSP операционной системы Linux и даже Windows 95.


<<Семейно-соседский письмоносец
Все материалы номера
Музыка в дорогу >>