Точка сборкиАвтор: Георгий Башилов
Артем Беляев (МГТС) на одном из круглых столов конференции рассказал, что штат, обслуживающий равные по размеру телефонные сети МГТС с коммутацией каналов (TDM) и IP-пакетов, в 4–5 раз меньше в пользу IP-сети, а ее надежность, благодаря гибким возможностям резервирования, заметно выше. Эти данные не оставляют почвы для сомнений в неизбежности окончательного перехода сетей телефонии на пакетную основу. "Существуют целые ниши неудовлетворенного спроса в фиксированной связи, заполнять которые системами TDM бесперспективно. Это открывает широкие возможности перед поставщиками современных решений, в том числе и перед российскими производителями", - сообщил Александр Иванов, президент МФИ "Софт". Вопрос, как сделать переход от TDM к IP-коммуникациям "неразрушающим" и относительно безболезненным для действующих операторов связи, и стал одной из главных тем конференции. Слова Владимира Беленковича (BSB) "Интернет позволил одним паразитировать на других" дают представление о накале дискуссий. Впрочем, сама постановка вопроса о "тружениках" и "паразитах" неверна - происходящее можно назвать скорее симбиозом: именно услуги, предлагаемые "паразитирующими" на сетях общего пользования поставщиками сервисов, делают привлекательным широкополосный доступ и неизмеримо расширяют абонентскую базу. За счет массовости предоставления услуг - снижают издержки операторов и делают рентабельным чисто "транспортный" бизнес. Большой порог вхождения, обусловленный массовостью, заметно ограничивает число игроков на этом рынке и - одновременно - конкуренцию между ними. Кроме того, никто не мешает "труженикам" самим развивать "паразитирующие" сервисы - что они и делают, зачастую выделяя сервис-провайдерские компании в самостоятельные подразделения. А вот ограничение доступа сторонних поставщиков услуг в собственные сети может быстро свести на нет и привлекательность услуг, и бизнес оператора. Ассортимент доступных услуг растет, и одной из тем конференции стала сервисная инфраструктура общего пользования - каталоги сервисов и агрегация контента и услуг. При этом "точка сборки" сервисов может находиться, например, на сотовом телефоне, а их хостинг и поставка осуществляться с нынешних узлов обмена IP-трафиком. Одним из сюрпризов конференции стало видимое изменение позиций регулирующих органов. Мининформсвязи признает, что действующее законодательство о Связи и регламентированная им иерархия сети общего пользования перестает соответствовать реалиям сегодняшнего дня и одноранговым принципам, основополагающим для IP-сетей. А кроме того, инициирует открытие опытной зоны ENUM (этот стандарт служит своеобразным мостиком между системой телефонной адресации E-164 и миром IP) и протягивает руку помощи российским производителям, заявляя о необходимости использования собственных разработок для обеспечения целостности и безопасности единой сети связи. "Мы будем стараться, чтобы регулирование не отставало от технологических тенденций и было дружественным по отношению к компаниям, работающим на российском рынке", - пообещал Дмитрий Милованцев, заместитель Министра информационных технологий и связи РФ. Поговорим о российском?Разработка Российского телефонного узла (РТУ) начата МФИ "Софт" весной этого года. Цель проекта - создание узлов IP-телефонии, способных и эмулировать традиционные телефонные станции, и выступать в роли полноценного программного коммутатора, пограничного контроллера сессий и платформы предоставления IP-сервисов, со всеми присущими им возможностями. На базе РТУ можно будет создавать полнофункциональные локальные узлы местной, зоновой и МГ/МН-связи, дополняющие или замещающие существующие канальные коммутаторы и развертывать их точечно (замена устаревшей аналоговой АТС или новая АТС) и массово (строительство новой сети). Как заявляется, внедрение и использование "российских телефонных узлов" будет дешевле любых других, основанных на пропагандируемых западными вендорами технологиях NGN/IMS, из-за присущей таким проектам "грандиозности" - и в смысле стоимости, и в смысле "растянутости" инвестиций во времени. Основным протоколом РТУ является SIP, для подключения абонентов будут использоваться концентраторы абонентского доступа или IP-телефоны других производителей. В настоящее время несколько операторов связи уже тестируют РТУ. К слову, такой подход может стать основой "неразрушающего" перехода: например, для того чтобы перевести концентратор абонентского доступа MSAP2000, анонсированный компанией ZyXEL на конференции, с канальной на пакетную коммутацию достаточно заменить пару агрегирующих модулей, а линейные модули, формирующие большую часть стоимости концентратора, остаются без изменений. Еще один характерный пример, наглядно демонстрирующий достижения российских разработчиков IP-телефонии - массовое предоставление услуг пакетной телефонии в Японии на платформе Communigate Pro Unified Communications [Компания CommuniGate Systems хотя и международная, но основана нашим соотечественником Владимиром Бутенко]. Заказчик проекта - Softbank BB, услуга получила название BB Com-municator, развивается как расширение услуги BB Phone и рассчитана на агрессивное увеличение абонентской базы за счет клиентов, получающих доступ в Интернет через конкурирующих операторов связи. Для пользователей BB Communicator доступны услуги электронной почты, онлайновой адресной книги, защищенного интернет-пейджинга и пакетной телефонии за два доллара в месяц, в которые входят нетарифицируемые звонки клиентам BB Phone (их несколько миллионов) и BB Communicator. Программный телефон, используемый в BB Communicator, разработан японским партнером. Сегодня, по словам Бориса Тышкевича (вице-президент CommuniGate Russia), компания заканчивает создание собственного программного мессенджера/телефона, который будет продвигаться в других проектах. В ноябре, через год после старта проекта и вдумчивого тестирования (из 15 тысяч мини-тестов, требованиям которых должна удовлетворять система), BB Communicator запущен в коммерческую эксплуатацию и способен коммутировать вызовы для миллиона предполагаемых абонентов.
За второй год эксплуатации "телефона на палочке" придется заплатить уже двадцатку. Если продолжить ряд, то можно предположить, что на третьем году телефония окажется и вовсе бесплатной, а на четвертом - оператор станет приплачивать клиенту. Правда, так и осталось непонятным, где находятся "деньги" в бизнес-модели MagicJack. Впрочем, об этом Андреев обещал рассказать уже на следующей, 13-й конференции. Подождем?
|