В стремлении покинуть колыбельАвтор: Александр Бумагин Возможно, пройдет совсем немного времени, и визит в космос превратится в обыденность, какой в прошлом веке стал полет на самолете, а в позапрошлом - поездка на поезде. Вполне вероятно, что в (не)далеком будущем человеку со средним достатком будет вполне по плечу смотаться на выходные за пределы атмосферы, и, скорее всего, это случится благодаря усилиям какой-то из существующих ныне компаний. Но вот какой именно?В модной отрасли внеземного турбизнеса не протолкнуться. Эта статья изначально задумывалась как описание всех заявивших о себе игроков, но их оказалось слишком много. Да еще их ряды постоянно пополняют все новые и новые амбициозные новички (см. новость на стр. 12), так что в итоге нам пришлось ограничиться самыми заметными фигурами. Как и в соревнованиях штангистов, в будущий космический турбизнес можно ввести весовые категории. Между минутной попыткой высунуть нос за пределы атмосферы и экскурсией на МКС лежит пропасть. Обеспечить визит человека на орбиту могут лишь три государственных космических ведомства в России, США и Китае. На орбиту без спешкиЕсли вам случалось посетить какой-то город проездом, можно ли вообще говорить, что вы там бывали? Три-шесть минут невесомости при суборбитальных прыжках и некоторое время любования нашей планетой с высоты чуть больше ста километров - вот и все. Наверняка всегда найдутся люди, которые будут считать, что настоящий космос начинается на околоземной орбите. Какие же предложения о посещении внеземного пространства с чувством и толком существуют сейчас? ![]() Вариант здесь, по сути, единственный, и пока трудно сказать, как долго продержится монополия Space Adventures и ее партнеров из России. Одним из признаков формирования рынка является падение цен вследствие конкуренции, а в нынешней ситуации цены пока лишь на четверть подросли (с 20 до 25 млн. долларов), и поговаривают, что следующие полеты обойдутся еще дороже - в 35-40 миллионов [Дело, конечно, не только в инфляции. Просто уже почти выработаны запасы оборудования, материалов и прочего "подкожного жира", оставшегося еще со времен СССР. Из подслушанного знакомыми на рынке в Калуге. Продавец: "Бери лопату, не пожалеешь, отличный штык - титановый". Покупатель: "Да, вроде бы неплохая. А что так дорого?" - "Так последняя же, титана то на заводе больше не осталось, кончился титан, последние листы сняли. Бери, не пожалеешь". - Прим. В.Б.]. Та же Space Adventures на своем сайте предлагает занимать очередь на полеты к Луне, и хотя подготовка таких экспедиций всячески опровергается Роскосмосом, хочется верить, что упомянутый анонс возник не на пустом месте. Вообще, Space Adventures в индустрии космотуризма стоит особняком, так как все ее успехи связаны с умением договориться с клиентами и государством в лице Роскосмоса. Все пять туристов летали на штатных "Союзах", к проектированию которых Space Adventures, конечно, не имела никакого отношения. Нельзя, однако, говорить, что частных проектов полетов на орбиту вовсе нет. Компания Bigelow Aerospace и ее владелец Роберт Бигелоу (Robert Bigelow) почти три года назад учредили America’s Space Prize с призовым фондом 50 млн. долларов [1] для негосударственных фирм. Конкурс предполагает создание в этом десятилетии пятиместного многоразового корабля, который будет способен подниматься на высоту не менее 400 км, делать не менее двух витков вокруг Земли и уметь стыковаться с надувными модулями орбитальной станции Bigelow Aerospace - BA-330 [Надо отметить, что конкурс вряд ли можно назвать глобальным, так как фирмы-участники должны быть американскими и содержать основной бизнес в Штатах. Возможно, дело не в патриотизме, а политике: Роберт Бигелоу приобрел патенты на "надувательство" у NASA, с которым и продолжает сотрудничать]. Первый модуль BA-330 должен отправиться в космос в 2015 году, но два его прототипа - Genesis I и Genesis II - уже побывали на орбите, что выделяет Bigelow Aerospace на фоне большинства "безлошадных" участников будущей битвы за космических туристов. ![]() У Bigelow Aerospace есть большая проблема - доставка всего необходимого в космос. В данный момент компания располагает предварительным соглашением с Lockheed-Martin на запуск до шестнадцати ракет типа Atlas V в год, при том что пока Lockheed-Martin может обеспечить в разы меньшее количество стартов. Однако дефицит теоретически могут покрыть и другие компании, чему способствует непосредственно NASA, развернувшее программу Commercial Orbital Transportation Services (COTS) - конкурс на разработку средств космической транспортировки пассажиров и грузов с бюджетом в полмиллиарда долларов. На эти денежки в 2006 году клюнули компания Rocketplane Kistler, которая получит 207 млн. долларов, и Space Exploration Technologies (SpaceX), ей достанется 278 миллионов. ![]() Rocketplane Kistler в первую очередь планирует заниматься доставкой на орбиту полезных грузов [2], а анонсированный в 2005 году проект восьмиместного челнока Silver Dart пока отложен в долгий ящик. А вот SpaceX в сотрудничестве с несколькими другими фирмами разрабатывает пилотируемый корабль Dragon [3], который сможет брать на борт до семи человек. О туристах на сайте компании особо не распространяются и билетов не продают; возможно, рассчитывая на государственные контракты. Но Элон Маск, основатель SpaceX и один из учредителей платежной системы PayPal, вряд ли откажется еще от одной возможности собрать деньги с людей по всему миру. Отправлять "Дракона" в полет SpaceX собирается с помощью своей же ракеты Falcon-9, прототип которой Falcon-1 [4] уже дважды и не вполне успешно пытался взлететь. Следующий старт намечен на ближайший сентябрь, при этом ракета снова возьмет на борт полезную нагрузку в виде спутника. Falcon-9 с "Драконом" должны отправиться в первый тестовый полет в третьем квартале следующего года. ![]() Вообще, довести дело до конечного продукта теоретически способны все финалисты конкурса COTS. Прямо о готовности возить на орбиту туристов заявляют компании SpaceDev (корабль Dream Chaser) и t/Space (CXV). Последняя имеет контракт с NASA на соответствующие разработки, не подразумевающие, правда, госфинансирование. По контракту первые полеты намечены на 2010 год [То, что NASA - где советом, а где деньгами - пытается помочь разным компаниям, во многом связано с тем, что шаттлы скоро будут выведены из эксплуатации, а замены им пока нет, и еще не известно, как там все сложится с "Орионами"]. Бизнес - вещь непредсказуемая, и даже для Space Adventures теплое местечко в будущем не гарантировано, особенно если учесть состояние российской космонавтики. Пока трудно сказать, имя какой частной компании смогут увидеть на своем билете будущие участники коммерческих орбитальных рейсов. Ясно одно - и для туристов, которые должны быть миллионерами, и для организаторов полетов легкой жизни не предвидится. Для тех же, кто не готов отправиться на орбиту по финансовым соображениям, но ползать тоже не намерен, есть альтернатива в виде суборбитальных прыжков. Это касается и пассажиров, и будущих космических туроператоров, - мы переходим к легковесам. Курица - птица, или "тоже космос"
Неверно, впрочем, думать, что у Virgin Galactic мало конкурентов. Разработка суборбитальных кораблей намного проще, а полеты дешевле. Уже раскуплены сотни билетов в космос. Желающих получить свою долю доходов столько, что нет никакой возможности в рамках небольшой статьи описать все существующие проекты. Остановимся лишь на самых ярких. Скажем, читатели вряд ли простили бы, если б мы обошли вниманием легендарного Джона Кармака (John Carmack). Его компания Armadillo Aerospace пока не претендует на лавры UAC [Union Aerospace Corporation (информация для тех, кто чудным образом избежал лабиринтов Doom)] из бессмертной классики Doom, но поставить на крыло своего "Черного броненосца" (Black Armadillo [6]) собирается непременно. Предполагается, что полет корабля будет рекордно коротким (около пятнадцати минут), а себестоимость невероятно низкой. Стартовать он должен с земли, за счет собственных двигателей, добираться до заветной высоты в 100 км и вертикально садиться с помощью тормозных двигателей. Правда, большая часть энергии Кармака и его команды сейчас уходит на лунный посадочный модуль и борьбу за X-PRIZE в номинации Lunar Lander Challenge. Во всяком случае, на сайте www.armadilloaerospace.com в новостях давненько ничего не было слышно о летающих черных броненосцах, а злые языки рекомендуют Кармаку заниматься своим делом. Основатель Amazon Джефф Безос тоже не слишком любит распространяться о делах своей компании Blue Origin. Сайт фирмы www.blueorigin.com (не в пример amazon.com) не слишком-то информативен. По слухам же, идет работа над строительством собственного космодрома, а платных рейсов вряд ли стоит ждать раньше 2010-го года. Прототип корабля во время испытаний в прошлом году пока не достиг высоты даже в сотню метров, но ошибочно думать, что это должно неблагоприятно сказываться на бизнесе. ![]() Иные компании в схожей ситуации сумели найти множество клиентов. Так, XCOR Aerospace (www.xcor.com) успела лишь несколько раз поднять в воздух свою летную лабораторию для испытания ракетных двигателей EZ-Rocket, а вышеупомянутая Space Adventures сумела по заключенному с разработчиком контракту продать десятки билетов на космоплан Xerus [7], который еще не покидал пределы компьютерных мониторов. На 35 (!) суборбитальных полетов своего другого корабля - Sphinx - XCOR Aerospace даже получила лицензию в управлении гражданской авиации США, но до окончания срока действия лицензии в конце 2006 года "Сфинкса" никто так и не увидел. ![]() Еще один самолет и для тех же целей разрабатывает компания Rocketplane Ltd. - один из соучредителей Rocketplane Kistler. Часть билетов стоимостью 150 000 долларов на Rocketplane XP [8] также выкуплена. За основу этого ракетоплана взят серийный восьмиместный реактивный самолет фирмы Learjet. Модификации будут, конечно, значительными, да и вместительность самолета уменьшится вдвое - пилот плюс три пассажира. Однако в успех проекта верят, например, такие гиганты, как Microsoft и AMD, устроившие рекламную акцию Vanishing Point, победителю которой обещано путешествие в космос на Rocketplane XP. Вот только повсюду в мире находятся люди, которые назовут такое удовольствие сомнительным. Лететь или не лететь?Речь идет о безопасности полетов. Недавняя трагедия на космодроме в пустыне Мохаве [Во время испытаний двигателя будущего корабля SpaceShipTwo компании Scaled Composites взорвался бак с окислителем, погибло три человека (см. новости предыдущего номера)] многих опустила с небес на землю. Все вдруг сразу вспомнили, что космический туризм это не только престиж, хайтек и большие деньги, но и не меньшие риски, причем далеко не только финансовые. ![]() Пока совершенно непонятно? смогут ли частные фирмы гарантировать космическим туристам тот же уровень риска, что сопутствует авиаперелету. Кто и как будет контролировать такую деятельность? Что, если взрыв в Мохаве был лишь первым звонком? Еще до происшествия Ричард Брэнсон высказывал мнение о том, что космический турбизнес висит на волоске. Одна-единственная авария в первые месяцы полетов может перечеркнуть многолетние труды сразу всех компаний. В одних странах частные полеты могут запретить законодательно, в других - люди станут бояться ненароком обменять свою жизнь на пять минут невесомости. Видимо, понимая этот подспудный страх, харизматичный основатель Virgin Galactic собирается первым взойти на борт своего корабля и в первый же полет взять родителей и детей. Подадут ли такой же пример другие предприниматели? Как бы то ни было, вопрос о целесообразности космического туризма решат пассажиры, то есть все находится еще и в нашем с вами ведении. Ну, может быть, не совсем в нашем, но ведь подешевели же со временем мобильные телефоны?! Потенциальные игроки рынка суборбитального космического туризма
ВВ - вертикальный взлет
НАДУТЬ ВЕСЬ МИРИскать параллели между проектом Bigelow Aerospace и надувными бассейнами для малышей было бы неправильно. Многослойная внешняя оболочка модулей общей толщиной 30-45 см преимущественно состоит из нескольких слоев пористого вещества, разделенных тонкими изоляционными прокладками. Такой бутерброд, по расчетам, способен выдерживать удар микрометеорита диаметром до 16 мм. Внутренние слои надежно защищают модуль от разгерметизации и перепадов температур; слой же, с которым непосредственно могут контактировать посетители и предметы внутренней обстановки, не подвержен повреждениям от царапин, истирания и огня. В центре находится жесткий каркас из легких сплавов, который создает привычные твердые стены для трехэтажного помещения. Внешние оболочки при старте обмотаны вокруг каркаса, а на орбите в них подается воздух, после чего модуль принимает штатные размеры, а его покровы приобретают описанную функциональность. Будущий орбитальный комплекс прозвали отелем, помня об основном, гостиничном бизнесе Бигелоу, но сам Роберт подчеркивает, что Bigelow Aerospace - это не гостиничный и даже не туристический проект. Снимать сливки предприниматель планирует с государств, у которых нет возможности обзавестись собственной орбитальной станцией, но которые хотели бы воплотить в жизнь свои космические программы за сносную плату. В то же время в компании Bigelow Aerospace не отрицают, что хотя бы поначалу их орбитальный комплекс превратится именно в отель для туристов, тем более что для этого все предусмотрено, начиная со смешных для отрасли цен: около миллиона долларов за ночь. Вряд ли, правда, в цену включена стоимость трансфера.
|