Возвращение к баранамАвтор: Ваннах Михаил Привнесение порядка добралось и до Сети. С 1 января 2008 года платными грозят стать электронные библиотеки. Инженеры человеческих душ, в основном известные принадлежностью к телевизионной тусовке, радостно приветствуют это событие, долженствующее положить конец российской тяге к халяве, равно как и избавить потребителя от ошибок в текстах. А как в истории пиратские копии текстов влияли на культуру?Для начала давайте найдем подходящую для сравнения эпоху. Мы-то живем в эпоху постмодерна. На обломках великой империи. Но в век технологических достижений. Бывало ли такое в прошлом? Да, бывало! В Средневековье. В Средневековье? Да, именно в нем. Введенный некогда поэтом Петраркой термин "Темные века" не совсем точен. В области технологии время после падения Римской империи было временем прогресса. Прежде всего - тяжелый плуг, резко повысивший производительность сельскохозяйственного производства на пространствах Европы. Затем - стремена, сделавшие тяжеловооруженного всадника властителем полей чести. Новая упряжь и повозки с поворотной осью, повысившие производительность труда на транспорте. Ветряные мельницы, чугун и домны. На самой вершине же - огнестрельное оружие и книгопечатание. Да, книгопечатание, изобретенное в 1445 году ("Фрагмент о Страшном суде" Гутенберга), относится к Средним векам, даже если брать самую раннюю дату конца этого периода - падение Константинополя в 1453-м. Вводились в Средние века и гуманитарные технологии - систематическое профессиональное образование в виде университетов, а еще и система выборных представительных органов в виде кортесов, генеральных штатов, муниципальных магистратур. И бродили по средневековым городам толпы школяров-вагантов. И сидели в ратушах и судах тысячи молодых чиновников. И любила эта публика развлечения ничуть не меньше нынешней молодежи. Образ Средних веков в массовом сознании довольно мрачен. Поголовная несвобода. Толпы детей, отправившихся в крестовый поход. Мрачный инквизитор со взором садиста и навыками опытного палача мучающий хорошенькую и полураздетую ведьму. Бюргеры, идущие бить грамотеев. Алхимик-астролог-чародей, в башне местного феодала творящий заклинания и строящий козни. Дело в том, что бурное развитие городов на рубеже XII–XIII веков породило феномен театра на национальных языках. Пьесы писали и степенные прелаты, и профессора-теологи Сорбонны. А актерами нередко были юные помощники адвокатов и нотариусов. Их профессии давали название труппам - возникшая в конце XIII века "Базошь" получила свое имя от здания парижского суда, искаженного "базилика". В Камбре играли "Бесстыдники", в Руане - "Рогоносцы", в текстильном Лионе - "Дырявые портки". Везде это были любители - если не молодые чиновники, то школяры-ваганты. Поэтому гастролей не водилось. Актеры не ездили - ездили пьесы. Тут-то мы и подходим к ситуации в области авторских прав, напоминающей нынешнюю. Сочинитель писал для конкретной труппы. И играй он перед пейзанами или ремесленниками, все было бы хорошо. Но конкурирующие труппы были укомплектованы судейскими. А в их руках находилась технология стенографии, скорописи. Изобретенная в Риме, поддерживаемая для нужд судопроизводства (запись прений), она превосходно подходила для того, чтобы, записав текст моралите, соти или фарса, передать его другой труппе. А с изобретением книгопечатания записанные тексты стали тиражироваться в тех же типографиях, где и 42- и 36-строчные Библии. Вполне пиратским способом, расходясь по всем зонам распространения того или иного языка. Тексты маленьких книжек, напечатанных готическим шрифтом, были несовершенны - пропуски, ошибки, порой бессмыслица. Но составить представление о мощном пласте средневековой культуры (и жизни!) мы можем только по ним.
|