ПокрытиеАвтор: Евгений Козловский Последний раз мне удалось воспользоваться международным GPRS-роумингом от МТС год назад, когда мы пересекли границу континентального Китая (где, как известно, в целях поддержания девственного сознания населения GPRS запрещен в принципе) и Гонконга, который хоть и числится в составе Китая, имеет с ним глухую границу, а также собственные нравы, порядки и деньги. Потом я трижды ездил в Таджикистан, где у МТС и следа такой услуги не наблюдалось, но где, правда, начиная со второй поездки уже работал партнер (если не сын) Beeline и по рассказам (которых, будучи абонентом МТС, проверить не сумел) - предоставлял GPRS-роуминг, причем - по вполне вменяемой, почти что "внутренней", цене.Потом я поехал в Северную Ирландию и на пересадке просидел в Хитроу, лондонском аэропорту, часа четыре. В общем, я по старым временам помнил, каких денег стоит у МТС международный GPRS-роуминг, даже (а может, особенно) по Украине, но "цифровая зависимость", когда трудно удержаться от просмотра почты хотя бы часов шесть кряду, заставила меня не обращать - в этом контексте - внимание на расходы, тем более что почтовый клиент Артёмки по умолчанию получает только заголовки. Я вызвал его, нажал на кнопочку "получить", Артёмка полез в GPRS, помигал немного, попал и спустя секунду выдал табличку: "Удаленная сторона завершила подключение". "Ладно, - подумал я, - может, у МТС как раз нет договора на роуминг именно с тем лондонским оператором, который автоматически мне назначился. Поглядим, кто есть еще". Поглядел. Выбрал другого. Потом - третьего. Потом - четвертого, пятого и шестого. Результат ровно тот же: "Удаленная сторона завершила подключение". "М-да… - подумал я. - Что бы это могло значить?" Не так давно я, правда, менял на МТС номер: с прямого на федеральный ("Огород" "Яйца всмятку", www.computerra.ru/think/ogorod/292049), но первым же делом проследил, чтобы международный GPRS-роуминг подключили обязательно. Попросил коллег попробовать выйти на GPRS-связь. Как назло, у всех оказался Beeline, и как назло же - связь превосходно подключалась. Что называется, на раз. "Ладно, - снова подумал я. - Может, день не задался, может - проблемы с лондонскими операторами, может - акция против Березовского. Подождем до Северной Ирландии". Но и там - что в Белфасте, что в Лондондерри, что в их окрестностях, что в тот день, что - на следующий, что на третий, - результат оставался прежним. Он же повторился и в Хитроу на обратном пути. Чтобы не было никаких сомнений относительно работоспособности (в смысле GPRS) Артёмки и в правильности настроек, едва приземлившись в Домодедово, я тут же полез в Интернет - и прекрасно, с полпинка, соединился с ним через GPRS. На следующий день с утра я принялся названивать в МТС. Выждав положенное количество десятков минут, я наконец попал на человеческий (на слух) голос, который долго расспрашивал меня о дне рождения матери и прочих подробностях личной жизни, потом переключил на другой голос, который тоже начал с того же рода расспросов. В конце концов, мне удалось добраться до голоса, который вроде бы мог отвечать по сути дела, кою я и изложил. Голос попросил подождать, чтобы проверить, после чего сказал, что у меня все подключено и все нормально, то есть должно работать, а что не получалось - оттуда надо было об этом и звонить. Идея мне очень понравилась, особенно когда я прикинул, сколько денег с меня возьмет МТС за голосовой роуминг (который, должен заметить, в Англии работал исправно, равно как и SMS), пока я дождусь ответа от всех передающих меня друг другу голосов… Спустя месяц я снова полетел за границу. Сперва испробовал GPRS-роуминг в Мюнхене на всех шести присутствовавших там операторах, потом - в Греции. "Удаленная сторона завершила подключение". (Кстати, и в первом случае, и во втором денег на моем счету лежало вполне достаточно, в районе сотни баксов.) По возвращении я уже не стал довольствоваться телефонными переговорами с голосами, а поехал прямо в офис МТС на Профсоюзной. Отстоял очередь и подошел к освободившейся барышне. Она была мила и внимательна, полезла проверять мой аккаунт, где, как верно заметила барышня прошлая, голосовая, все, что надо, было подключено, потом стала звонить куда-то к головастым инженерам, которые переинициализировали аккаунт, но не выразили никакой уверенности, что эта операция поможет. Тогда барышня предложила мне специальный бланк-претензию, где я должен был указать свои данные, включая паспортные и чуть ли снова не день рождения матери, - где я и изложил суть проблемы. Барышня официально приняла бланк и сказала, что я непременно получу внятный ответ в течение ближайшей пары недель: и по моему телефону, и по e-mail’у, который я не преминул указать, - тоже. С тех пор идет уже третий месяц, и из МТС - ни слуху ни духу, и, честно говоря, я уже ничего и не жду. А и то сказать: разбираться в каких-то сложностях и тонкостях - и ради чего (кого)? Ради одного не вполне нормального абонента, которому зачем-то понадобился этот самый дурацкий GPRS-роуминг? Ну обидится, ну - уйдет: на фоне миллионов оставшихся кто это заметит? Да еще и уйдет ли: ведь его номер известен всем его друзьям и знакомым, - неужели ему из-за этого &$#ного роуминга не лень будет сообщать всем про новый номер, устанавливать там переадресацию, записывать сообщение на автоответчик?.. А за монополию на свои номера наши (да, кажется, и заграничные) мобильные операторы дерутся когтями и зубами, и закон о праве пользователя менять оператора, унося с собой "собственный" номер, снова отложен на неопределенное время, и неизвестно, когда пройдет и пройдет ли вообще. А это ведь, заметим, - чистой воды нарушение права на конкурентную свободу выбора потребителя, пусть несколько и завуалированное. Или взять тот же EDGE (Enhanced Data rates for GSM Evolution). В общем, это, конечно, не бог весть какая прибавка к GPRS, просто некоторая модификация протокола, правда, порой требующая перенастройки, а порой и замены аппаратуры на базовых станциях. В ней есть несколько алгоритмических тонкостей, а также подстройка скорости передачи в зависимости от качества конкретного канала в каждый конкретный момент времени, - что позволяет увеличить максимальную скорость передачи данных по сравнению со стандартным GPRS, но даже не вдвое - всего до 236,8 кбит/с. Остается у EDGE и главный недостаток GPRS - зависимость скорости передачи от загруженности базовой станции, однако согласитесь - все же прибавка для, например, прослушивания радио через Интернет - существенная, если не обязательная. Тем более что платим мы все равно только за объем принятых/переданных данных, так что, если они гуляют быстрее, - это в любом случае - удовольствие. Широко обещанное пользователям всеми главными нашими мобильными операторами. Правда, чтобы проверить, насколько это обещание выполняется, надо иметь не просто телефон, поддерживающий EDGE, а еще и индицирующий его (что, сколько мне известно, встречается довольно редко). Ведь подключить или отключить EDGE невозможно: он сам включается, когда базовая станция и телефон его поддерживают, а ощутить, с EDGE идет передача данных или без EDGE, - дело тоже затруднительное, ибо скорость передачи зависит не только от протокола, но и, как я уже упомянул, от загруженности базовой станции. Но Артёмка индицировать EDGE умеет, заменяя, едва его учует, значок "G" в верхнем трее на значок "E". И едва, где-то с полгода назад, я перешел на Артёмку, я с неким недоумением этой самой буковки "E" не обнаруживал: ни дома, ни в "Компьютерре", ни в Доме кино, ни в еще добрых двух десятках мест Москвы, где пытался глянуть на price.ru или просмотреть почту. Так устойчиво не обнаруживал, что решил, что это просто баг Артёмки, пока не оказался на какой-то пресс-конференции в "Мариотт Гранд-отеле" на Тверской. EDGE устойчиво обнаружился, - то есть на Артёмку грешить не следовало. Потом EDGE промелькнул и исчез где-то на улице Орджоникидзе. Потом… но третье место, где я его увидел, - это уже почти анекдот, нарочно не придумаешь: у головного офиса Beeline, куда я приехал за тестовой SIM-карточкой, дабы проверить, как обстоит с EDGE дело у Beeline (из расспросов знакомых я знал, что и у Beeline, и у Мегафона EDGE покрыта практически вся Москва, - но уже отвык верить кому бы то ни было на слово). Почему у офиса Beeline? Вроде и не центр, и не у метро… Ирония судьбы или шутка инженеров МТС? Так это для меня загадкой и осталось. Итак, поменяв SIM-карточку на билайновскую, я стал ездить по Москве с удвоенной любопытством интенсивностью - и как прежде не мог найти точки, где работал бы МТСовский EDGE, так теперь не находил точки, где билайновский EDGE не работал бы. Он обнаруживался и дома, и в "Компьютерре", и в Доме кино, и вообще - где угодно, включая полянку в тридцати километрах от города, куда я приехал на пикничок и где превосходно, без малейших перебоев, прослушал по цифре интересующую меня передачу "Эха Москвы". А пару дней назад от Beeline пришел пресс-релиз, что EDGE у них покрыта вся Москва и Московская область, - и знаете, при благоприобретенной недоверчивости к пресс-релизам, этому я поверил. В связи с чем (а еще и с тем, что собираюсь в Крым, а на Украине у Beeline тоже есть собственное отделение, где, как мне сказали, GPRS работает почти по московским ценам!) и решил перейти на Beeline, невзирая на проблемы с изменением номера. Перешел. Мне даже подобрали номер, какой у меня был прежде, - только с новым префиксом, что уже несколько легче. При выборе тарифного плана чуть было не соблазнился на новинку: план авансовый, когда сперва говоришь, а только потом платишь, но тут, кроме изначально заложенной в любые кредиты засады: поскольку можно даром, временно забываешь, что расплачиваться придется все равно, - обнаружил и еще одну, связанную как раз с GPRS-роумингом: чтобы иметь его во многих странах, надо держать на счету некую залоговую сумму (в районе пятидесяти долларов), и едва общий счет упадет хоть на цент ниже, роуминг прервется. Оно, конечно, и при авансовой системе перед поездкой запасные деньги класть приходится, и никак не меньшие, - но об этом знаешь и если не положил - сам и виноват. А тут вроде кредит… Стал осваиваться. Обнаружил по сравнению с МТС (и с Мегафоном - тоже) некое неудобство. Есть такая программка, MobileBalance, которая сидит в трее Windows и периодически выясняет состояние твоего мобильного счета. Так вот: на билайновском номере вместо цифры - устойчивый пропуск. И это не потому, что программа плохая, а потому, что получить эту информацию на сайте Beeline невозможно в принципе. Ни программе, ни человеку, ни по паролю, ни без. Ну нет у них такой элементарной услуги! Я даже глазам не поверил, позвонил в их контору, где мне и подтвердили, что, мол, да, - нет! По-че-му-у? Неужели так сложно? Ведь если наберешь с телефона пять знаков - тут же эту информацию и получишь, неужто ее так трудно продублировать и на сайте? Говорят - трудно. Но обещают… со временем… Правда, с каким временем - скрывают. Сюда же, кстати, - присылка детализированного счета у Beeline (как, впрочем, и у МТС) стоит добавочных денег. Не особо больших, но все же - добавочных. На пресс-конференции, посвященной авансовым планам Beeline, задал впрямую этот вопрос. Ответили: составление детализированного счета стоит труда, который и надо оплачивать. У меня тут же возник вопрос: какого, собственно, труда? - ведь свои расчеты они ведут согласно как раз этому самому детализированному счету - так в чем, собственно, труд? - направить его копию по электронному адресу абонента? Кнопку нажать? Конечно, за нажатие кнопки взять доллар - дело святое, - но ведь можно и макрос написать. А макрос - он подневольный, он за работу денег не требует. На это представитель компании не нашел что ответить, взял небольшую паузу, после которой сказал, что они подумают над бесплатной детализацией. Так что как ни крутись, - похоже, полного щасья в жызни все-таки нет. И приходится выбирать позицию, менее других от него далекую. Во всяком случае для меня, - EDGE плюс бессбойный международный GPRS-роуминг в сумме много дороже, чем счет через Интернет, что грубый, но актуальный, что - детализированный. А по покрытию и качеству голосовых услуг, как мне показалось, - между главными нашими мобильными операторами разницы по сути давно нет. Как и по цене разговоров. КОММЕНТАРИЙ МТСМы никак не могли проверить утверждения Евгения Козловского (никакой сокровенной информацией о планах МТС мы не обладаем, да и большинство тех сотрудников редакции, кто обращает внимание на EDGE, пользуется услугами других операторов (не потому, что МТС чем-то плох, - просто так сложилось исторически)), поэтому обратились за комментариями в компанию МТС. И вот, что нам ответили… EDGE В настоящее время МТС предоставляет доступ в Интернет по технологии EDGE на большей территории г. Москвы, где более плотное покрытие в пределах Садового кольца. Воспользоваться технологией EDGE в сети МТС можно также в ряде населенных пунктов Московской области - Одинцовском, Щелковском, Нарофоминском районах, г. Красногорск, г. Балашиха, г. Фрязино, пос. Николина Гора и др. Доступность сети EDGE напрямую зависит от покрытия сети EDGE, загруженности радиоканалов и наличия внешних помех. Доступность услуги GPRS В настоящий момент услуги на номере г-на Козловского находятся в активном состоянии (мы можем проверить только текущее состояние). Вопросы подобного характера действительно решаются в момент возникновения проблемы. Находясь в роуминге, абонент может предоставить контактный телефон, по которому специалисты отдела экспертного обслуживания перезванивают в любое удобное для абонента время. Приоритет таких заявок наивысший, они обрабатываются сразу при получении, так как передаются выделенному сотруднику. Данная услуга является бесплатной. В случае их назначения вручную доступ к сети GPRS будет возможен только в домашней сети. Возможно, причина была в этом.
|