Стабильность - признак мастерстваАвтор: Владимир Гуриев Кроме удачных предсказаний (к которым имеет смысл отнести не только точные попадания, но и описание новых технологических процессов в терминах старых технологий) и предсказаний неудачных, есть еще одна, особенная категория прогнозов. Это те предсказания, исполнение которых отложилось еще на несколько десятков лет. То есть то, что нам обещают до сих пор. Обещают, обещают и обещают.
Управление погодой
На такой машине предполагалось просчитывать последствия от вмешательства человека в дела погодные. Сегодня для просчета климатических моделей используются суперкомпьютеры, и приведенные выше спецификации вызывают, скорее, улыбку, но работы Зворыкина и фон Неймана (которым и посвящена эта статья) вовсе не были отброшены или забыты. Уже весной 1950 года группа фон Неймана выполнила два 12-часовых и четыре 24-часовых ретроспективных прогноза, затратив на ENIAC 800 часов машинного времени (только на сам просчет суточного прогноза требовалось около суток). Точность предсказаний была так себе, но сомнений в том, что путь выбран верно, ни у кого не возникало, хотя до середины 1960-х компьютеры угадывали погоду реже, чем их конкуренты, выдававшие прогнозы "по старинке". А вот многие смелые предложения Зворыкина по управлению погодой так и остались на бумаге. Возможно, потому что он обогнал с ними не только свое время, но и наше. Например, для того, чтобы сбить с пути ураган, Владимир Зворыкин предлагал разливать на поверхности моря нефть и поджигать ее (справедливости ради, нужно отметить два факта: а) "разводить" тучи самолетами мы все-таки умеем и б) у Зворыкина хватало оппонентов и в конце 1940-х). В начале 21 века выяснилось, что эвакуировать целые города, а потом восстанавливать все, что осталось, видимо, дешевле и проще. Как бы там ни было, управление погодой до сих пор на повестке дня и входит в обязательный комплект любого уважающего себя прогнозиста. В самом ближайшем будущем ученые с этим разберутся, если верить прогнозам. Роботы
Эти причудливые монстры заняты тем, что меняют ваш мир прямо сейчас. В следующие несколько десятилетий, после того как они закрепятся на фермах, фабриках, в лабораториях и домах, ваши привычки, ваша работа, вся ваша жизнь неузнаваемо изменится". Это - про роботов. Стилистика не совсем наша, но по сути статья Лестера Дэвида (Lester David) из Mechanix Illustrated (12, 1953) с небольшими изменениями вполне могла бы появиться в "Компьютерре", да и в любом технологическом журнале 2006 года. Потому что армия роботов, которые собирались неузнаваемо изменить нашу жизнь, застряла где-то на полпути. Каждый из нас знает, что роботы активно используются в промышленности, но в жизни мы с ними сталкиваемся нечасто. Роботы слегка ушли в подполье и изменяют нашу жизнь, не привлекая к себе особого внимания. Однако внимательное чтение статьи показывает, что в 1950-е слово "робот" имело более широкое значение, чем сегодня. В статье описываются и автоматы, которые мы сегодня роботами не назовем, и компьютеры, которые автор называет "электронными мозгами" (подчеркивая при этом, что работает электронный мозг на тех же принципах, что и человеческий - что, мягко говоря, преувеличение). ![]() В современных прогнозах под словом "робот" понимается, прежде всего, андроид. И в какой-то степени старый прогноз сбылся - по меньшей мере, одна категория роботов (компьютеры) действительно изменила мир, просто мы их сегодня за роботов и не считаем. К слову уже через пять лет в Popular Electronics слово "робот" употребляется почти в привычном нам значении (причем есть разделение на андроидов, "механических людей", и не-андроидов), хотя некоторая мешанина с компьютерами все же присутствует. Альтернативные источники энергииСюда можно отнести как рассуждения о грядущем триумфе альтернативной энергетики, которая рано или поздно должна сказать свое слово и экологически чистое топливо для автомобилей. По обоим направлениям подвижки есть, но, если честно, прошло пятьдесят лет, а обещают нам, в принципе, то же самое, меняются только предлагаемые подходы (так если в 1950-х предлагалось заправлять машины денатуратом, то сегодня в моде водород). С портативными атомными электростанциями или батареями тоже пока как-то не сложилось.
Транспорт
Новые подходы внедряются как бы искоса. В Европе усиливается мониторинг трафика. Производители автомобилей все чаще упоминают о разработке "автопилота", способного взять управление на себя. Возможно, в результате принимаемых мер и постепенного распространения новых технологий удастся снизить количество аварий, но сделано это будет немного не так, как виделось 50 лет назад. Продолжение следует
|