Новости

Опубликовано в журнале "Компьютерра" №40 от 01 ноября 2006 года

Охота на лис

Ноябрь обещает стать жарким месяцем для всех пользователей глобальной компьютерной сети: почти одновременно компания Microsoft и сообщество независимых разработчиков под флагом Mozilla выпустили новые версии популярных веб-браузеров. И, несмотря на бездонную идеологическую пропасть, разделяющую Internet Explorer 7.0 и Mozilla Firefox 2.0, у обновленных программ на удивление много общего.

Первое, что их объединяет, это переработанный пользовательский интерфейс. Рабочая область в обоих случаях изменена с прицелом на обеспечение возможно большего свободного пространства для отображения веб-страниц и облегчение работы (к примеру, в Firefox теперь подсвечивается кнопка тулбара, над которой находится курсор). И в той и в другой программе прочно обосновались вкладки-табы, с помощью которых можно держать открытыми в одном окне браузера несколько страничек. Firefox обрел механизм восстановления случайно закрытых вкладок и быстрого перемещения между ними с помощью мыши, Internet Explorer научился группировать табы для записи в "Избранное", а также демонстрировать уменьшенное содержимое всех вкладок на одной странице. Оба браузера умеют работать с RSS-потоками и обращаться напрямую к веб-поисковикам из специального search-бокса, экономя время пользователя.

Важным этапом в эволюции браузеров стало появление в IE7 и Firefox 2 механизма автоматической проверки веб-сайтов на "подозрительность". Браузеры сличают введенный в адресную строку URL с базой данных, содержащей адреса тысяч узлов с сомнительным или опасным контентом (базы расположены на серверах Microsoft и Mozilla), и в случае совпадения пользователю выдается рекомендация не ходить в дурное место. Кроме того, как заверяют в Microsoft, внутренняя архитектура IE7 подверглась масштабной переработке, следствием чего должна стать более высокая устойчивость программы к всевозможным атакам. В частности, ограничена работа с ActiveX-компонентами, переписан код, отвечающий за анализ содержимого адресной строки, а при работе в среде Windows Vista браузер переходит в "защищенный режим", изолирующий Internet Explorer от важных системных элементов.

И в той, и в другой программе найдется еще не один десяток приятных новшеств масштабом помельче (IE7 умеет красиво распечатывать странички на принтере, а Firefox сам проверяет орфографию вводимого текста, и т.д. и т.п.). Но прежде чем до них добраться, каждому пользователю необходимо установить браузер на свой компьютер. И вот здесь Internet Explorer пока явно проигрывает своему свободному конкуренту. Mozilla Firefox по-прежнему остается самостоятельным приложением, для его установки достаточно скачать лишь инсталлятор (от 6 до 18 Мбайт, версии для Windows, Linux и Mac OS X; русский вариант в наличии). Релиз русифицированного IE7 еще только планируется (до Нового года), но и тем, кто готов довольствоваться английским вариантом, придется повозиться. Поскольку Internet Explorer тесно интегрирован с операционной системой, установка новой версии браузера означает и масштабный апдейт самой ОС, с опасностью нарушить функциональность системы и отдельных программ, а также массой сопровождающих сложностей. Для пользователей пиратских копий Windows XP одной из них станет необходимость обхода теста на легитимность (WGA), сопровождающего в настоящее время инсталляцию IE7.

Что ж, очередному этапу браузерной гонки дан старт и будет интересно посмотреть, кому из участников новый релиз принесет больше баллов. Согласно последним данным (WebSideStory, OneStat), доля приверженцев Internet Explorer в общей массе интернет-пользователей колеблется около рекордного минимума в 85%, тогда как за Firefox стоят уже 12% сетян. Не исключено, что Microsoft удастся восстановить свое влияние зимой, после того как Internet Explorer 7 будет включен в список программ, автоматически устанавливающихся через Windows Update.

Тем временем в новых программах уже открыт счет багам. Буквально через считанные часы после выпуска IE7 эксперты компании Secunia сообщили об открытии уязвимости, позволяющей переадресовать загрузку контента на другой ресурс. В Microsoft с негодованием возразили, что на самом-то деле "дыра" старая и скрыта в коде Outlook Express, на что Secunia парировала: раз уязвимость проявляется через IE7, значит, виноват все-таки браузер…

Железная привязанность

Недавно "КТ" сообщала об антипиратской защите грядущей Windows Vista - пользователей нелегальной копии ожидает ограниченная функциональность системы. Как оказалось, неприятный сюрприз заготовлен и для законопослушных граждан. Согласно лицензионному соглашению долгожданной операционки, размещенному на сайте Microsoft, владелец Vista может переустановить ОС на новый компьютер только один раз. Напомним, что в Windows XP явных ограничений по количеству установок нет, единственное требование - перед "переездом" удалить систему с предыдущего ПК.

Инициатива Microsoft вызвала бурное неодобрение многочисленных потенциальных покупателей Windows Vista. Задумка корпорации грозит обернуться настоящей катастрофой для ярых геймеров и энтузиастов, меняющих начинку своих компьютеров при первой возможности. Модернизировав машину второй раз подряд, им придется опять выложить немалую сумму за операционную систему, что, конечно, представляет собой весьма сомнительное удовольствие.

Vista не любит Частые переезды

По всей видимости, повторная активация потребуется только при одновременной смене нескольких ключевых компонентов (например, материнской платы и жесткого диска), однако для многих энтузиастов такая массированная замена является вполне обычным делом. Получается, что у пользователей, активно обновляющих железо, есть два одинаково нежелательных для Microsoft пути: либо до последнего "жить" под XP, либо обратиться за помощью к пиратам. И если корпорация на пару с прогрессом со временем вынудят распрощаться с "экспишкой", то в отношении пиратства не все так однозначно. Не стоит забывать и про альтернативные операционные системы (правда, для любителей игр такой вариант пока малопривлекателен).

Кстати, лишиться в один прекрасный момент честно приобретенной Windows Vista может не только страстный любитель апгрейда. Компьютеры, к сожалению, время от времени ломаются и далеко не всегда есть смысл менять вышедшие из строя комплектующие - многие предпочитают в такой ситуации купить новую систему. Видимо, новая политика Microsoft рассчитана на идеальный мир, в котором ПК не выходят из строя, а люди покупают настолько мощные машины, что их не приходится совершенствовать в течение всего времени жизни очередной ОС. Впрочем, пока остается надежда, что лицензионное соглашение еще будет пересмотрено в оставшееся до выхода ОС время. ИК

Googl'ибины, на старт!

Общеизвестно: чтобы сварить на обед уху из карася, хватает пруда и удочки и вовсе не нужен бороздящий океан рыболовный траулер. То же самое наблюдается и при ловле "рыбин" в вебе: часто для повышения релевантности поиска достаточно огородить крошечный прудик из нескольких сайтов, а не перебирать сотни ссылок, разбросанных по всему бездонному Интернет-океану. Как видно, "поисковику номер один" подобные размышления тоже не чужды, что он и доказал, спустив на воду новый сервис - Google Custom Search Engine. Отныне любому интернетчику по плечу построить свою собственную "веб-ищейку", способную рыскать по одному или нескольким узкоспециализированным сайтам.

Настройка "самодельного" Google производится заданием набора ключевых слов и букета сайтов, материалы которых будут включаться в поисковый индекс. Возможна и обратная операция - создание "черного списка" неугодных страниц, которые следует игнорировать. По словам вице-президента Google по поисковым продуктам Мариссы Мэйер (Mrissa Mayer), "целью разработчиков было настолько упростить процесс настройки поиска под себя, чтобы для этого не потребовалось степени кандидата наук". И эта цель достигнута: даже не будучи дипломированным дрессировщиком, натаскать ищейку можно за пару минут. По окончании сей операции хозяин получает несколько строчек HTML-кода, позволяющего прописать поисковик на любой из своих веб-страниц. Не случайно, сочтя, что "лучше один раз увидеть", многие веб-обозреватели как будто сговорившись, поместили в свои заметки о новинке Google саму "героиню репортажа", украсив текст ее фирменной строкой для ввода запроса и кнопкой Search.

На базовых настройках возможности "персонального" Google отнюдь не заканчиваются - продвинутые пользователи могут научить своего поискового "пса" и другим трюкам. Так, в отличие от "большого" Google, жестко придерживающегося корпоративной расцветки, "маленький" может быть приведен в полную гармонию с палитрой хозяйского сайта. Помимо окошка поисковика, в родительскую веб-страницу можно встраивать и выдаваемые им результаты, а "дрессировкой" заниматься и коллективно, совместно добавляя сайты в общий котел и заодно оценивая их по степени релевантности различным запросам. Ныне новый сервис разговаривает лишь на языке Шекспира, но, как обещают гугловцы, его лингвистический кругозор будет значительно расширен в течение ближайших недель.

Стоит заметить, что Google - отнюдь не первый поисковик, решивший отдать себя в руки пользователей: на этом поприще уже успели отметиться такие тяжеловесы индустрии, как Yahoo и Microsoft. Впрочем, стартовав последним, Google несомненно учел опыт предшественников и имеет неплохие шансы на победу. Пожалуй, главным его козырем перед соперниками является материальный стимул: подключив "личный Google" к рекламной сети Adsense и отображая контекстную рекламу, владельцы поисковика смогут получить свою долю мзды от рекламодателей. Так что, помимо веб-ссылок, новая ищейка способна приносить своему хозяину в зубах и звонкую монету. ДК

Похулиганили и хватит

Игра Bully шокировала моралистовНе секрет, что скандал - лучшая реклама для тружеников шоу-бизнеса и развлекательных товаров, ориентированных на широкую аудиторию. Компьютерные игры не являются исключением: судебные разбирательства уже давно воспринимаются как часть кампании по раскрутке проектов издателя Take-Two. Новая игра Bully ("хулиган", "задира"), разработанная знаменитой студией Rockstar и позволяющая геймеру почувствовать себя в роли простого американского школяра, не минула этой проторенной тропы.

Оглядываясь на предыдущий хит Rockstar, серию Grand Theft Auto, несложно догадаться, что посещение уроков - не самая важная часть Bully. Согласно сценарию, главный герой поступает учиться в новую школу, в которой сталкивается с местными хулиганами. Средством борьбы с противниками служат кулаки, рогатки и бейсбольные биты, а вот огнестрельного оружия и убийств, которых было великое множество в предшествующих играх Rockstar, в Bully нет. В США версия для PS2 вышла 17 октября и получила рейтинг "T" (не рекомендуется для подростков младше 13 лет), европейский релиз чуть задержался.

Не успев сойти с конвейера, игра вызвала возмущение общественных организаций и правозащитников: первые претензии к "симулятору современного школьника" появились за год до релиза. Для старта антихулиганского движения оказалось достаточно подозрительного названия, нескольких скриншотов и скандальной славы создателей. Известный борец с насилием Джек Томпсон (Jack Thompson) подал иск в суд Флориды с требованием запретить продажу Bully несовершеннолетним. В своем заявлении непримиримый поборник нравственной чистоты видеоразвлечений ссылается на исследования, подтверждающие связь между жестокими играми и агрессивностью молодежи. По мнению истца, именно бесчеловечные игры могли стать причиной массовых убийств в американских школах. А для создания целостной картины Томпсон напомнил Фемиде о прошлых грехах Take-Two - кровожадности серии GTA и скандале со встроенными в San Andreas скрытыми постельными сценами.

Судья Рональд Фридман (Ronald Friedman), рассматривающий дело, потребовал от Take-Two предоставить копию игры для ознакомления. Вследствие недостатка геймерского опыта, а может быть, опасаясь вредного влияния "подозреваемой" забавы, судья вызвал сотрудника компании-издателя, который собственноручно в течение часа демонстрировал Bully в действии. К огорчению истца, Фридман не усмотрел никакой чрезмерной кровожадности и заявил, что в Bully насилия не больше, чем на телевидении. Разочарованный Томпсон предположил, что сотрудник Take-Two мог намеренно обойти "необязательные" для взора судьи острые моменты геймплея.

Благоприятный для создателей вердикт суда, однако, вовсе не означает завершение злоключений Bully. В Великобритании допустимость распространения игры рассматривается на самом высоком уровне. В ходе заседания палаты общин один из парламентариев поднял вопрос о Bully и насилии в играх, предназначенных для детей. В ответ премьер-министр Тони Блэр признал важность указанной проблемы и заверил, что официальные лица и представители индустрии попытаются совместно решить этот вопрос. Между тем, некоторые крупные британские торговые сети на всякий случай планируют отменить продажу спорной игры в своих магазинах.

Томпсон не собирается прекращать преследование Bully: он отправил гневное письмо в рейтинговую организацию ESRB, в котором весьма эмоционально доказывает, что компания Take-Two опять всех обманула. Правда, его усилия вполне могут произвести обратный эффект: продажи Bully будут расти одновременно с развитием скандала. ИК

Все-то я вселенные проехал…

Задумали поразить своих знакомых экзотическим вояжом и уже выбираете между поездкой на Занзибар и к австралийским аборигенам? Не тратьте времени зря: за самыми необычными путевками сезона нужно обращаться в Synthravels - первое в мире онлайновое агентство путешествий, предлагающее путникам многочисленные маршруты по виртуальным вселенным Интернета.

Для участия в сетевой экспедиции необходимо установить на свой писюк программу-клиент избранной вами вселенной, а также обзавестись собственным аватаром (впрочем, подходящую "шкуру" для временного визита можно одолжить и в самом турбюро). Выбрав вожделенный тур, необходимо послать заявку и выждать несколько дней, в течение которых комплектуется группа. В ответном письме будет содержаться "час X", в который на границе онлайнового мира вас наряду с другими искателями приключений уже будет поджидать проворный экскурсовод, знающий виртуальный маршрут как свои пять пальцев.

Прогулки в онлайне - хит туристического сезона

В каждой из онлайновых вселенных (ныне на орбите Synthravels - такие популярные миры, как Second Life, World of Warcraft и Enthropia Universe) существуют "спецмаршруты", способные удовлетворить самых взыскательных путешественников. Так, поклонников искусства ждут виртуальные музеи и концертные залы, фанатов науки - местные университеты, а следящих за модой дам - крупнейшие виртуальные "барахолки". Любители клубнички, направившиеся в кущи Second Life, проведут время в таких злачных местах, как Barbie Club и Pepper Park, в сравнении с которыми кварталы красных фонарей "первой жизни" покажутся детской песочницей (разумеется, детям до 18 подобные приключения заказаны). Не позабыты и приверженцы "экстрима": их вниманию предлагаются опасные туры по кишащим змеями болотам и девственным джунглям, из которых, в отличие от своего аватара, его хозяин гарантированно выберется без единой царапины.

Создателем "синтетического" турбюро стал итальянский компьютерный журналист Марио Героза (Mario Gerosa), уже собаку съевший на онлайновых вселенных и их обитателях. В частности, им он посвятил свою новую книгу "Mondi Virtuali" ("Виртуальные миры"), вышедшую из печати в нынешнем году. По его признанию, подобрать подходящего по всем статьям гида весьма непросто: тут мало быть просто хорошим игроком, до мелочей знающим все входы и выходы своей виртуальной вселенной. В неведомой обстановке новички часто наивны и безоружны как дети, так что виртуальному Сталкеру позарез необходимы и навыки няньки, предусматривающие готовность отвечать на всевозможные детские вопросы наподобие "а что произойдет, если я познакомлюсь поближе вон с тем симпатичным розовым крокодилом?".

Как пойдет дело у виртуального "турмейкера", пока сказать трудно, впрочем, у него есть один бесспорный козырь. Поскольку число белых пятен на матушке Земле с каждым годом неумолимо сокращается, а в онлайновых мирах, напротив, растет, все идет к тому, что в будущем нам придется паковать лишь виртуальные чемоданы. ДК

Сеть для Свободных

Работа "типичного программиста под Linux" от работы "типичного программиста под Windows" отличается тем, что у второго есть единственная точка, с которой следует начинать поиск любой документации по особенностям операционной системы и стандартных программ: это сайт MSDN (Microsoft Developers Network). Именно там сосредоточена вся документация, стандарты, SDK, которыми Microsoft готова поделиться со сторонними разработчиками. У линуксоидов же - ситуация сложнее: документация на системные библиотеки, стандартные и нестандартные расширения, справочники по написанию типичных приложений вполне себе наличествуют, но, как правило, в разных местах Интернета, плохо систематизированы и иногда противоречивы (причиной тому - множество разновидностей и модификаций самой ОС и стандартного набора софта).

Решить эту проблему намерена организация Free Standards Group, занимающаяся в основном разработкой и продвижением свободных стандартов, а также издательство O’Reilly Media. Всяческую поддержку и одобрение этой инициативе уже высказали HP, IBM, Red Hat и многие другие участники Linux-рынка (большинство из которых является и членами FSG).

Именно FSG занимается разработкой "общего знаменателя" всех Linux’ов, так называемой "стандартной базы" (Linux Standard Base). Поэтому свежесозданный сайт носит название LSB Developers Network; его основная задача - собрать в одном месте максимум информации на тему: как разрабатывать приложения, которые будут запускаться на любой вариации Linux. Планируется, что сайт станет в большой степени "оглавлением" ресурсов, уже существующих в Интернете, для этого предусмотрен легкий, в один практически клик, импорт соответствующих теме закладок из del.icio.us. Вообще, для развития сайта выбран, как говорят создатели, подход "снизу-вверх", отсюда легкость импорта своих ссылок и редактирования вики-подобных страниц (и для того и для другого придется зарегистрироваться).

Чтобы придать информации форму стройной базы знаний, планируется создать штат редакторов, во главе с Мартином Стрейчером (Martin Streicher, главред Linux Magazine). Помимо каталога ссылок, уже сейчас сайт содержит несколько книг-руководств по Linux Standard Base и набор утилит для улучшения переносимости программ между разными Линуксами. ВШ

Жизнь 2.0

Нелегко воротилам бизнеса шагать в ногу со временем в бурный онлайновый век. Кажется, еще только вчера писком моды в деловом мире было заведение корпоративных блогов, а ныне его поразило новое увлечение - онлайновые игрища. Все больше компаний норовят обзавестись пропиской в виртуальной игровой вселенной Second Life.

Детище калифорнийской компании Linden Lab попало в сферу интересов бизнес-акул отнюдь не случайно: как-никак, это один из самых многообещающих онлайновых рынков. Помимо общения друг с другом, жители Second Life ведут бурную экономическую жизнь: для покупок в местных магазинах и взаиморасчетов ими используется виртуальная валюта - Linden-доллар, имеющая твердую привязку к баксу. Ныне на игровых просторах обосновалось около миллиона граждан, ежедневно тратящих на свои "виртуальные расходы" более трети миллиона "зеленых". В Second Life уже обжились такие гранды как IBM (см. "КТ" #656), Toyota, Sony или агентство технологических новостей Cnet. А признаком финансового благополучия любого аборигена является модный прикид от Adidas или American Apparel, обшивающих виртуалов с ног до головы в своих ателье.

Бизнес нашел себе новую игрушку

Недавно о своем желании "зажить второй жизнью" заявило авторитетнейшее агентство Reuters. По словам исполнительного директора Тома Глоцера (Tom Glocer), своим новым проектом "рейтеровцы" твердо намерены навести мосты между онлайновым и офлайновым мирами. C одной стороны, они будут передавать новости Second Life по своим традиционным каналам, с другой - посредством виртуальных репортеров и дикторов организовывать в Сети трансляции новостей "большого мира", дабы ушедшие с головой в виртуальное общение "секондлайфовцы" окончательно не потеряли ощущения реальности.

Для фанатов новостей в виртуальном мире соорудят специальный павильон Reuters Atrium, в котором передачи агентства можно будет посмотреть на большом экране, а также всласть подискутировать об увиденном. Вероятно, одним из первых лиц, которое виртуалы Second Life увидят на своих экранах, станет Adam Reuters. Под этим именем в онлайновых кущах будет проживать аватар шефа виртуального "информбюро" - лондонского корреспондента Reuters Эдема Пэйсика (Adam Pasick). По словам самого Эдема, его "вторая жизнь" мало чем будет отличаться от первой: как-никак, репортер он и в "виртуале" репортер. "Быть объективным, аккуратным, оперативным - все то, к чему мы стремились всегда, пригодится и здесь", резюмирует он.

Автопроизводители тоже не стоят в стороне от модного увлечения: General Motors недавно прикупила в Second Life довольно приличный земельный массив для продвижения своей марки Pontiac. Наделы в Motorati Island, по обещаниям фирмы, бесплатно получат игроки, реализующие собственные проекты в области "автокультуры". Выгода здесь несомненная - аренда тридцати "онлайновых гектаров" обходится лишь в тысячу долларов в месяц. Учитывая бесплатность контента, созданного усилиями энтузиастов, маркетинговый потенциал этой площадки явно несопоставим с эффективностью офлайновой рекламы, которую можно купить за те же деньги ("вторая жизнь" General Motors откроется по адресу motoratilife.com).

Из хайтек-компаний новый мир наиболее активно обживает Sun: недавно в ее новом виртуальном павильоне прошла официальная пресс-конференция, в которой в виде аватаров приняли участие шефы отделов Джон Гэйдж (John Gage) и Крис Мелиссинос (Chris Melissinos), глава Linden Lab Филип Розендейл (Philip Rosendale) и полсотни журналистов. Доселе на перенос в виртуал столь серьезного события не отваживалась ни одна компания из рейтинга Top500 журнала Forbes. В отличие от традиционных "офлайновых" конференций, на нынешней официозом и не пахло: так, Мелиссинос заехал на трибуну в шикарном автомобиле, а Розендейл прибыл на мероприятие полуодетым. По его словам, такой прикид должен был облегчить рендеринг картинки для миллионов пользователей, прильнувших к мониторам во время конференции.

Похоже, в виртуальную вселенную Sun пришла всерьез и надолго. Как полушутя-полусерьезно заявил Гэйдж, не исключено, что на основе Second Life его отдел когда-нибудь сделает новую среду разработки, которая позволит "девелоперам" напрямую взаимодействовать друг с другом и с объектами программирования. Из более реалистичных планов на горизонте маячит перевод в виртуальный мир ряда корпоративных мероприятий, причем первое на очереди - конференция разработчиков JavaOne, на которую ежегодно слетается больше 20 тысяч человек. Не исключено, что если один из ближайших форумов параллельно пройдет и в "виртуале", тогда с нынешней скученностью и теснотой будет покончено. Если подобный переезд состоится, думается, для завсегдатаев Second Life он не пройдет незамеченным: что ни говори, а репортеры Reuters свое дело знают. ДК

Отняли копеечку

Американское агентство оборонных исследований DARPA объявило, что победители очередного соревнования автомобилей-роботов Grand Challenge не получат обещанные ранее 2,7 миллиона долларов в качестве призов, а удостоятся всего лишь почетных кубков. Перемены вызваны подписанным президентом Джорджем Бушем законом о расходах на оборону, лишившим DARPA возможности самостоятельно распоряжаться денежными призами (этим теперь будет заниматься вышестоящая инстанция). Конгрессмены и представители Пентагона, правда, уверяют, что еще ничего не решено, деньги вполне могут быть выделены, а DARPA просто зря мутит воду.

Возможно, проблема решится за год, оставшийся до начала состязаний (очередной Grand Challenge намечен на ноябрь 2007-го). В отличие от двух предыдущих конкурсов, соревнование пройдет не в безлюдной пустыне, а в условиях, имитирующих реальное городское движение. Автомобили без водителей должны будут преодолеть стокилометровую трассу меньше чем за шесть часов, соблюдая правила дорожного движения.

ПОБЕДИТЕЛЕЙ ПРЕДЫДУЩЕЙ ГОНКИ DARPA ИЗЧЕЗНОВЕНИЕ ПРИЗА НЕ СМУТИЛО

Уже отобраны 11 привилегированных команд, которые будут соревноваться за призы на так называемом треке А. Каждая из них получит по гранту в миллион долларов, чтобы получше подготовиться к состязанию. В числе соискателей, конечно же, команда Стэнфордского университета, чей роботизированный Фольксваген Туарег пришел в прошлом соревновании первым. Еще 78 коллективов подали заявку на участие на треке B (без финансовой помощи DARPA).

Исчезновение маячивших на горизонте призовых денег, конечно, огорчило соискателей, кое-кто даже отказался от участия. Но, как философски заметил профессор Уильям Уиттейкер (William "Red" Whittaker) из университета Карнеги-Меллона (второе и третье место в предыдущей гонке), "никто тут не поражен лотерейной лихорадкой. Народ собрался поизобретать". ИП

Лучший друг дизайнера

Студия Артемия Лебедева наконец-то приоткрыла завесу тайн, окутывавших их новую разработку. Устройство "Управлятор" (на фото) на первый взгляд является логическим продолжением уже известной клавиатуры на OLED-дисплеях "Оптимус мини три", но в данном случае первое впечатление обманчиво.

"Оптимус мини три", которая давно продается, представляет собой дополнительную трехкнопочную клавиатуру со встроенными в кнопки OLED-дисплеями. Она может использоваться в качестве панели инструментов, пульта дистанционного управления или индикатора со статическими или анимированными изображениями (например, показывать время, название проигрываемого трека, погоду и т. д.).

"Управлятор", в свою очередь, имеет 12 крупных, прозрачных клавиш, под которыми находится 10,8-дюймовый цветной ЖК-дисплей с разрешением 800х600 точек. Каждая кнопка пятипозиционная, то есть нажимать на нее можно сверху, снизу, слева и справа и по центру. Так чем же, в таком случае, "Управлятор" отличается от четырех "Оптимус мини три", соединенных между собой?! Дело в том, что благодаря программному обеспечению у пользователя появляется возможность с помощью одних клавиш менять функции других. Например, если 11 кнопок отображают 11 разных цветов большой палитры, то 12-ю можно запрограммировать на перемещение по этой палитре (при этом цвета на остальных кнопках будут изменяться). Таким образом, "Управлятор" представляет собой гораздо больше, нежели дополнительную 60-кнопочную клавиатуру. Сам Артемий Лебедев в специально созданном LiveJournal-блоге называет его "устройством ввода нового типа" и "лучшим другом музыкальных редакторов и видеорежиссеров".

Стоит также рассказать о способе подключения нового девайса к компьютеру. Помимо отдельного шнура питания и USB кабеля, клавиатура снабжена видеоразъемом и подключается только к видеоадаптерам, поддерживающим режим Dual head - фактически, она выступает вторым монитором. Как и в случае с "Оптимус мини три", "Управлятор" использует открытые стандарты и протоколы, что должно упростить задачу создания приложений под него (предполагается поддержка Windows и Mac OS X).

Старт розничных продаж намечен на вторую половину 2007 года. Цена новинки скромно умалчивается, но если принять во внимание текущую стоимость "Оптимус мини три" (около 4,5 тысячи рублей), то резонно предположить, что "Управлятор" не станет "лучшим другом" среднестатистического пользователя ПК.

К слову сказать, в том же блоге появилась свежая информация и об "Оптимус-113" - полноразмерной клавиатуре с ЖК-дисплеями. В частности, было объявлено, что вместо OLED-элементов, как планировалось изначально, будут установлены жидкокристаллические дисплеи с пассивными матрицами и разрешением 32х32 пиксела (интересно, что клавиши "Оптимус-113" предполагается сделать сменными). МС

Лица стерты, краски тусклы

В Париже прошел второй фестиваль "мобильного кино" Pocket Films, участниками которого на сей раз стали восемь с половиной тысяч человек. "Мы наблюдаем демократизацию фильмопроизводства, - говорит председатель фестиваля Лоренс Херцберг (Laurence Herszberg), - сегодня для того, чтобы снять собственный фильм, вам уже не нужно дорогое оборудование и годы тренировок. Все, что требуется - это мобильный телефон, который вы носите в кармане каждый день".

С этими восторженными лозунгами согласны, конечно, не все. Скептики отмечают, что из-за крайне низкого качества картинки, фильмы, снятые камерами мобильных телефонов, практически непригодны для просмотра на больших экранах. Сами участники фестиваля главным преимуществом мобильных съемок называют их крайне низкую себестоимость. "Вы экономите и на камере, которая может стоить десятки тысяч долларов, и на дополнительном персонале - операторах, светорежиссерах и визажистах. Мой фильм был снят за неделю и обошелся мне в цену билета в метро и двух кофе, и то только потому, что одна из сцен происходит в кафе, - замечает призер фестиваля Леонард Буржуа-Болье (Leonard Bourgois-Beaulieu, на фото). - Многие говорят о низком качестве получаемой картинки. А я вам скажу, что это даже помогает мне - из-за пиксельного шума зритель не узнает меня в кадре, и я могу играть сразу нескольких героев".

K ЗВЕЗДА

Но видимая простота производства "мобильного фильма" обманчива. После того как съемка закончена, начинается ровным счетом тот же процесс, что и после съемки нормальной камерой: перегонка отснятого материала на компьютер, редактирование кадров, перезапись и сведение диалогов.

Чего греха таить, банальное наличие камеры совсем не гарантирует хорошего качества готового фильма. Если уж нормально фотографировать умеет очень небольшой процент людей, обладающих фотоаппаратами, то что говорить о динамичной съемке. И это если рассматривать только технический аспект дела, не говоря о художественном. Так что профессионалам от кинематографа здесь вряд ли есть о чем беспокоиться. АХ

Бросай курить, вставай на лыжи

Робот-пылесос, робот-танцор, робот-собака, робот-mp3-плейер и даже робот-сумоист… Похоже, японцы заразили роболихорадкой уже весь земной шар, что, впрочем, не мешает им крепко удерживать лидерство в этой области.

На прошедшем в японском городе Чиба шоу PlaModel RadiCon был представлен робот-акробат RB2000 - продукт совместного труда инженеров компаний JR Robotics и Vstone. Новинка является логическим продолжением предыдущей модели RB1000, которая, к слову сказать, не снискала внимания потребителей, затерявшись в тени своих конкурентов. Компании-разработчики, по всей видимости, усвоили урок и принялись за модернизацию с удвоенной силой.

Свежий экспонат имеет более привычный для обывателя гуманоидный облик (предшественник хоть и передвигался на двух ногах, на человека походил мало) и должен стоить значительно дешевле, чем RB1000. Рост новоиспеченного атлета около 30 см, а весит он чуть более килограмма. Но косметические изменения ничто по сравнению с трюками, которыми овладел спортсмен.

Робот очень ловко балансирует во время ходьбы, эта особенность позволяет ему не только передвигаться с различной скоростью, но также ходить спиной вперед и совершать приставные шаги в разные стороны. Для наглядного представления всех возможностей предусмотрены такие демонстрационные номера, как приседание и даже подпрыгивание на месте. В голову гуманоида встроен сенсор, позволяющий определить не только наличие препятствия на пути, но и расстояние до него. Благодаря такой оснастке робот способен распознавать своих сородичей, причем его реакция будет зависеть от дистанции встречи (если расстояние велико, RB2000 просто помашет рукой, в случае более тесного контакта будет совершен приветственный поклон).

Впрочем, эти способности меркнут перед действительно акробатическими трюками. Робот в состоянии идеально проделать боковой кувырок, в завершающей фазе которого он без проблем встанет на ноги. Следующая дисциплина олимпийской программы - турник, и если простым раскачиванием в наше время никого не удивишь, то подтягивания и тем более подъем переворотом (!) заставят аплодировать даже самого скептически настроенного зрителя. У RB2000 кисти, как таковые, отсутствуют, поэтому перекладина вставляется в отверстия рук так, что он, даже при желании, не сможет сорваться со снаряда.

Модифицированная версия RB2800 с улучшенной подвижностью суставов способна также бросать мяч.
Остается только добавить, что компании-разработчики решили избрать кривую маркетинговую дорожку для розничной реализации новой серии. Дело в том, что функциональность продукта будет ограничиваться в зависимости от цены, то есть если вы решите поиграть с "заряженной" моделью - придется раскошелиться, в противном случае - искать компромисс между ценой и количеством акробатических трюков. Пока новинка представлена лишь в виде опытного образца и ее стоимость покрыта мраком.

Впрочем, думается, многие родители, озабоченные физическим воспитанием собственных чад, не задумываясь выложили бы довольно приличную сумму, только чтобы оторвать ребенка от монитора. Возможно, хотя бы пример электронных братьев наших меньших окажется заразителен для страдающих от гиподинамии юных гроссмейстеров мыши и клавиатуры. МС

В зоопарке пополнение

Две новые экзотические частицы - сигма-b+ и сигма-b- были получены на гигантском коллайдере Tevatron Национальной лаборатории имени Ферми Министерства энергетики США. Эти тяжелые родственники протона и нейтрона отличаются от них одним кварком, живут всего малую долю секунды и в природе существовали разве что сразу после Большого взрыва.

Все барионы, в том числе протон и нейтрон, состоят из шести различных кварков. Шесть кварков парами делятся на три поколения, и все нормальное вещество состоит из двух легких кварков первого поколения - up-кварка и down-кварка. В составе протона три кварка u-u-d, а в нейтроне три кварка d-d-u. Во втором более тяжелом и нестабильном поколении кварков "странный" кварк s и "очарованный" с, а в третьем еще более тяжелом поколении "нижний" кварк b и "верхний" кварк t. В новых частицах последний кварк протона и нейтрона заменен на "нижний" кварк b из третьего поколения. Получилось u-u-b и d-d-b. Первая частица сигма-b, как и протон, имеет положительный заряд, а вторая, в отличие от нейтрона, отрицательный.

K ЗДЕСЬ ДЕЛАЮТ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЧАСТИЦЫ

Экзотические частицы были получены в результате лобовых столкновений разогнанных Теватроном почти до скорости света протонов и антипротонов. При столкновении их кинетическая энергия превращалась в массу b-кварка в соответствии со знаменитой формулой Эйнштейна. Вероятность этого процесса мала, и за пять лет экспериментов и сто триллионов столкновений было зарегистрировано чуть более сотни частиц каждого сорта. Часть из них получалась в основном состоянии со спином 1/2, а часть в возбужденном - со спином 3/2, в полном соответствии с предсказаниями стандартной модели физики элементарных частиц (спин частицы зависит от того, каким образом ориентированы спины ее кварков).

Ученые вполне довольны результатами этих экспериментов, которые позволили заполнить пару белых пятен в таблице всех мыслимых элементарных частиц и еще раз проверить самые основы наших представлений о внутреннем строении вещества. ГА

Перемен требуют наши сердца

Оливер Карри (Oliver Curry), "эволюционный теоретик" Лондонской школы экономики (чем только в ней не занимаются!) сообщил, что ожидает исполнения прогнозов Герберта Уэллса о разделении человечества на две формы. По мнению Карри, через 100 тысяч лет будут существовать два сорта людей. Первый - творческие: высокие, привлекательные и интеллектуальные (описывая их, теоретик почему-то вспомнил о ребенке Анджелины Джоли и Брэда Питта). Второй - люмпенизированные: низкорослые, тупые и отягощенные генетическими аномалиями. Зато всего через тысячу лет провидец ожидает объединения человечества в единую расу с кожей кофейного цвета и эротично подчеркнутыми вторичнополовыми признаками. Чепуха? Да, если учесть отсутствие каких-либо обоснований подобных глубокомысленных прогнозов. Нет, если учитывать внимание солидных информационных агентств к этим фантазиям. Прожить 100 тысяч лет и проверить прогнозы мы не сможем, но на наше восприятие самих себя такие рассуждения повлияют уже сегодня.

А все-таки, мы эволюционируем, или нет? Традиционный ответ - почти нет. Принято считать, что примерно 50 тысяч лет назад в эволюции человека произошел перелом: выживание стало зависеть не столько от его врожденных свойств, столько от того, чему он смог научиться. Положительный естественный отбор (преимущественное размножение лучших представителей) практически прекратился. Даже отрицательный отбор (гибель и отстранение от размножения "неудачных" индивидов) ослаб благодаря медицине и росту качества жизни. Теперь-де за эволюцию человека отвечает его социальная, а не биологическая природа. Впрочем, в последнее время получено немало фактов, подтверждающих довольно быстрое изменение наших тел.

Сложно назвать более консервативную нацию, чем китайцы. Лишь в Китае мог сохраниться колодец (не так важно, настоящий или нет), из которого две с половиной тысячи лет назад пил воду Конфуций. Кружка Учителя по-прежнему стоит рядом! Тем убедительнее данные китайских антропологов, которые при исследовании черепов новокаменного и бронзового века зарегистрировали уменьшение размера головы, округление скул и сужение глаз. За десять тысяч лет китайцы существенно изменились.

Регистрируются и более быстрые изменения. Так, большинство людей в средневековой Европе было не только мельче современных, но и имело меньший объем мозга. Сказывалось неполноценное питание?

Подняв армейские архивы, американские антропологи убедились, что во второй половине XIX века люди были мельче, заболевали серьезными хроническими заболеваниями в сорок-пятьдесят лет и редко доживали до шестидесяти. За век средний американский мужчина прибавил в росте 10 см, в весе 25 кг, а в сроке жизни - пару десятков лет! Сходные изменения наблюдаются и в других странах. Причитая по поводу противоестественности современной жизни и "плохой экологии" (это изначально безграмотное словосочетание как-то незаметно легализовалось в "официальном" языке), мы недооцениваем прогресс последних веков.

Вы скажете, что наблюдаемые перемены - всего лишь результат влияния среды и потому не имеют эволюционного значения? Не торопитесь делать категоричные выводы, но и не спешите верить безответственным пророкам. Для предсказания наших изменений нужно не только лучше понять механизм эволюции, но и знать, какой будет структура общества в отдаленном будущем. Что и как будет влиять на развитие, выбор партнеров и количество детей у наших далеких потомков? Оценить это из сегодняшнего дня сложнее, чем для современников Конфуция - предсказать свойства нынешнего глобального человечества. Вы можете это сделать? Оливер Карри, по всей видимости, - нет. ДШ

Матрешка-невидимка

Сотрудники Инженерной школы имени Пратта американского университета Дьюка построили и испытали лучшую на сегодняшний день действующую модель сказочной шапки-невидимки. Изготовленное ими устройство почти полностью экранирует от электромагнитных волн определенную область пространства и тем самым делает практически невидимыми помещаемые туда предметы. Однако этот эффект достигается только при использовании плоскополяризованного излучения одной определенной частоты (точнее, узкой полосы частот), лежащей далеко за пределами оптического спектра.

Физики и инженеры уже давно пытаются обеспечить хотя бы частичную невидимость объектов, изготовленных из твердых или жидких материалов (о невидимости газов позаботилась сама природа). Чаще всего это делают посредством снижения отражательной способности в определенном частотном диапазоне - именно так удается добиться многократного уменьшения радиолокационной видимости летательных аппаратов, изготовленных на основе технологии стелс. Другой подход основан на использовании устройств, которые экранируют не само пространство, а только объекты с заданными электрическими и магнитными свойствами. Новая разработка исследователей из отделения электротехники и компьютерной техники Дэвида Шурига (David Schurig) и Дэвида Смита (David Smith) воспроизводит эффект невидимости куда точнее, хотя и ей еще далеко до идеала.

Эта разработка реализует на практике опубликованную в мае нынешнего года теоретическую модель, развитую Шуригом и Смитом в сотрудничестве с профессором лондонского Имперского колледжа Джоном Пендри (John Pendry). Ученые показали, что электромагнитное излучение, лежащее в узком участке спектра, в принципе можно "увести" из полости, экранированной искусственными структурами, получившими название метаматериалов. Речь идет о композитах, которые взаимодействуют с электромагнитным излучением иначе, нежели любые природные вещества - например, обладают отрицательным коэффициентом преломления (с помощью метаматериалов можно добиться оптических эффектов, недостижимых никакими иными способами).

Шуриг и Смит пока что реализовали эту модель на практике в очень упрощенном варианте. Их шапка-невидимка представляет собой десять вложенных друг в друга соосных концентрических цилиндров из стекловолокна, армированного тонкими полосками меди. Диаметр внешнего кольца составил около 13 см, высота - 1 см. В центр внутреннего цилиндра вкладывался маскируемый объект - в данном случае, цилиндр из меди. Эта конструкция облучалась плоским фронтом микроволн частотой около 10 гигагерц, направленным в точности перпендикулярно оси цилиндров. Детектором волн служила высокочувствительная антенна, которую можно было перемещать позади установки. Компьютерный анализ считываемых сигналов показал, что волновой фронт искажается очень незначительно, иначе говоря, волны распространяются примерно так, как если бы на их пути вообще ничего не было. Это и означает, что медный цилиндр остается почти незаметным - конечно, только при облучении именно такими микроволнами.

Исследователи из группы Смита сейчас работают над сферической конструкцией, которая будет прикрывать объект во всех направлениях (иначе говоря, они надеются заменить двухмерную невидимость на трехмерную). Однако и это устройство будет действовать только при использовании микроволн очень ограниченного спектрального состава. Чтобы добиться полной оптической невидимости, потребуются куда более сложные конструкции, и никаких практических путей к их реализации пока не видно. АЛ

Вики выходит в Сити

K ЛАРРИ СЭНГЕР ЗАМЫСЛИЛ Кажется, титул онлайновой энциклопедии номер один Википедии осталось носить недолго. "Мы подсидим Википедию" - это дерзкое пророчество принадлежит одному из ее "отцов" Ларри Сэнгеру (Lаrry Sanger), ныне засучив рукава работающему над будущим "убийцей Вики" по имени Ситизендиум (название проекта образовано из слов "citizens" - "горожане" и "compendium" - "сборник, хранилище"). Впервые о своей новой затее он поведал миру в середине сентября на берлинской конференции Wizards of OS. Что ж, зажигать публику своим энтузиазмом Ларри умеет, да и фокус с удвоением крупнейшей в мире энциклопедии оказался под стать названию форума, так что сей манифест вызвал у восхищенной аудитории весьма теплый прием.

По словам Сэнгера, взяться за новый гуж его заставили застарелые болячки Википедии, чей нарочитый демократизм нередко вырождается в анархию. Увы, свобода редактирования, уравнивающая в правах экспертов с дилетантами и устанавливающая правоту по принципу "кто кого перекричит", не идет на пользу проекту: это обстоятельство, сокрушается Сэнгер, отвратило от "свободной энциклопедии" немало "академиков", способных принести ей неоценимую пользу. Между тем в шкуре неуловимых анонимов все чаще выступают злокозненные "тролли", намеренно вносящие в текст "очепятки" и фактические ошибки. Как видно, все эти годы Сэнгер не забывал о своем прежнем проекте - полузабытой академической энциклопедии Nupedia, статьи в которой проходили строгую экспертизу и готовились к выходу в свет месяцами. Правда, массовой поддержки "элитарный клуб знатоков" тогда не получил - его улов ограничился лишь несколькими десятками статей. Удастся ли впрячь "коня и трепетную лань" в одну телегу на сей раз?

Как явствует из намерений Сэнгера, новый проект, сработанный на проверенном временем движке Wiki будет придерживаться куда более строгого внутреннего распорядка, чем его "старшая сестра". Вмешиваться в содержимое статей смогут только зарегистрированные под своими реальными именами участники (правда, вопрос о технологии "идентификации личности" пока не решен - на первых порах решено уповать на человеческую порядочность). Процесс написания будут курировать редакторы, обладающие преимущественным правом в решении споров и выносящие вердикт в специальной колонке, прилагаемой к каждой статье.

Возможность выбиться в редакторы будет предоставлена любому "ситизендиумисту", но для удовлетворения заявки, как в "офлайновом мире", придется пройти испытание на "профпригодность". Число кураторов одной статьи не ограничено (по словам Сэнгера, "чем больше, тем веселее"), а споры между ними будут решаться на "редколлегиях", проходящих под патронажем владеющего материалом "редактора темы". Всевозможные фолы со стороны участников будут пресекать "констебли", неустанно следящие за соблюдением правил игры. Сам Ларри поначалу намеревается выступать в роли "главреда", но заниматься этим намерен от силы года два-три, пока новинка не заработает стабильно и сообщество не изберет достойного преемника. Как ожидается, баннерной рекламы в новом проекте не будет, но спонсорам предоставят право заявить о себе рекламной строкой, которая будет случайным образом возникать в "нижних колонтитулах" статей с частотой, пропорциональной сумме взноса.

Стартует новый проект отнюдь не с нуля: его первоначальным "пайком" станет содержимое нынешней англоязычной Википедии, насчитывающей почти полтора миллиона статей! "Раздел мозгового имущества" будет проходить по принципу "прогрессивной вилки": с момента первой правки на новом месте каждая статья заживет своей жизнью и уже не будет обновляться из прежнего источника. Решение о том, заговорит ли Ситизендиум на других языках, будет всецело отдано на откуп национальным сообществам википедистов. Поскольку новый источник знаний будет работать под той же лицензией GPL, что и Википедия, никакого криминала в заимствовании нет. Лишнее подтверждение тому - карт-бланш, данный новому начинанию фондом Wikimedia Foundation, чьи руководители заявили, что приветствуют еще один способ распространения накопленных материалов. На обвинения в элитаризме и отходе от своих прежних принципов Сэнгер дает меткий ответ: "У вас всегда будет Википедия".

Пока что с вводом в строй новой энциклопедии дела обстоят не так гладко: обещанный срок ее "спуска на воду" задержан почти на месяц. Впрочем, как явствует из опубликованного пресс-релиза, "ситизендиумовцы" использовали эту отсрочку для решения своих насущных проблем. К примеру, удалось найти бесплатного хостера: в роли доброго самаритянина выступил чикагский провайдер Steadfast Networks. Не дремлет "кадровое бюро": сотрудничать с энциклопедией на правах редакторов изъявили желание работники многих университетов Америки и Европы, некоторые из них успели понюхать онлайнового пороху еще в "Нупедии". "Полицейское отделение" нового "сити", главой которого назначена видная "википедическая" активистка Рут Ифчер (Ruth Ifcher), полным ходом ведет вербовку констеблей, которым совместными усилиями предстоит выработать устав новорожденного сообщества.

Увы, для большинства потенциальных авторов новой энциклопедии ритуальное "перерезание ленточки" мало что изменило: желающим немедленно ринуться в бой, укладывая "словарные воздаяния" в знакомую вики-разметку, пока придется подождать. В течение ближайших недель проект обречен пребывать в состоянии "альфы": для участия в нем необходимо оставить заявку на сайте и дождаться личного приглашения. Ныне вместо заглавной вики-страницы сайт Ситизендиума украшает "вводная часть" - FAQ и "берлинская лекция", начинающаяся бодрым лозунгом "Мыслители мира, включите свое воображение". Впрочем, как показывает история Википедии, мечтать и впрямь не вредно: много ли народу, помимо неутомимого Сэнгера, на заре нынешнего века верило в то, что новорожденная Вики через пяток лет затмит прославленную "Британнику"? ДК

Октябрьская нереволюция

В конце октября на аэродроме Лас-Крузес в американском штате Нью-Мексико прошел второй розыгрыш кубка X–prize. Кубок был учрежден после удачной серии полетов SpaceShipOne фондом X-Prize для того, чтобы стимулировать дальнейшие разработки в области суборбитального туризма: победителю предстоит превзойти достижения пионеров. Однако в рамках того же шоу разыгрываются и другие премии. На нынешний форум показать себя приехали конструкторы космических лифтов, ракетных гоночных самолетов и автомобилей, а также участники конкурсов NASA, посвященных лунной программе.

Кое-Что на X Prize Cup ДАЖЕ летало

Мероприятие, в этом году официально именуемое Wirefly X Prize Cup, изначально было задумано как соревнование космических кораблей. Но, как и в прошлый раз, до реальных состязаний дело не дошло. Пока гонка за космическими призами, скорее, напоминает пресс-конференцию боксеров накануне титульного поединка: игра мышцами, заявления о намерениях. Боксер может даже помахать руками перед телекамерами, но бить никого не станет: еще не время.

По сути, нынешние битвы за Wirefly X Prize Cup снова прошли в режиме выставки. Что-то, конечно, летало, но не слишком успешно. Выиграть приз за рабочий прототип лунного посадочного модуля попробовал, было, знаменитый Джон Кармак (один из основателей Id Software), собственной персоной управлявший по радио аппаратом Pixel. Другие претенденты в этой номинации отсутствовали. В результате, как и год назад, в решающий момент владельца компании Armadillo Crew Impresses Space Community подвела техника. Было сделано несколько предварительных попыток, в ходе которых Кармаку удавалось заставить свое детище летать, но решающий "зачетный" полет завершился аварией, в результате которой, по счастью, никто не пострадал.

Лунный модуль Джона Кармака был очень близок к победе

Кармак, конечно, был близок к успеху, но приз все же остался у организаторов: условия конкурса Lunar Lander Challenge достаточно строги. Аппарат должен вертикально взлететь на 50 метров, пролететь 100 метров, приземлиться, а потом еще вернуться на место старта тем же способом после дозаправки топливом. Впрочем, несмотря на неудачу, полеты Pixel стали центральным событием шоу, так как большинство других соискателей различных премий ограничились макетами, схемами и обещаниями задать жару на будущий год.

Компания Orion Propulsion продемонстрировала прототипы ракетного грузовика и велосипеда (если так можно назвать двухколесный "ракетоносец"). Применение реактивному грузовику задолго до Wirefly X Prize Cup нашли авторы киноленты "Ночной дозор", а вот востребованность подобного велосипеда вызывает сомнения. Однако экзотические транспортные средства для Orion Propulsion скорее реклама, основное направление разработок компании - это собственно двигатели разной мощности и установки для их испытания. Конечно, на таком специализированном форуме, как X Prize Cup, к этой продукции был проявлен немалый интерес.

Лига ракетных гонок рассчитывает на кислородно-керосиновые двигатели XCOR

Соревнований на ракетных самолетах публика в Лас-Крузесе так и не увидела. В 2005 году X-Prize совместно с Reno Air Racing Association учредили Лигу ракетных гонок (Rocket Racing League) и с тех пор не было проведено ни одного соревнования. В этот раз показали лишь первого участника Лиги, но в воздух он не поднимался. В то же время компания XCOR Aerospace отчиталась об успешном завершении очередного испытания ракетного двигателя для Лиги, глава которой Гранджер Вайтлоу (Granger Whitelaw) пообещал провести первые гонки до конца лета следующего года.

Казалось бы, из всего этого вырисовывается не самая веселая картина: ни гонок, ни полетов, одни разговоры да планы. Однако речь идет не о бытовой электронике, а о космической технике и исключительно частном бизнесе. Хотя NASA и учредило несколько призов, но ни одна из разработок не финансируется государством. И все же, один частный пассажирский корабль уже побывал в космосе, а значит, рано или поздно будут и другие. Особенно важно, что на кону стоит не только сфера развлечений (гонки, туризм), но и пока сугубо научные вопросы возвращения человека на Луну, доставки грузов на орбиту. Привлечением сторонних разработок NASA отчасти признало, что государственная машина не справляется со всеми своими космическими проблемами. Выходит, ставка делается на то, что негосударственные фирмы, работающие в ранее монополизированной отрасли, внесут в нее свежую кровь.

Не видать ли будущего коммерческой космонавтики?

На прошедшие соревнования Wirefly X Prize Cup были приглашены тысячи школьников и студентов, тем самым бизнесмены уже сейчас заботятся о том, что будет через несколько лет. Это значит, что у частной космонавтики в США есть далекоидущие планы и уверенность в своем будущем, несмотря на частые аварии и неудачи, которые когда-то преследовали и первых авиаторов. На этот раз в штате Нью-Мексико революции не произошло: бизнесмены занимались саморекламой с прицелом на крупные государственные контракты, делились опытом, обсуждали свои и чужие уже набитые шишки. Сейчас космос - это не только романтика и политика. Он может быть просто заработком, если у тебя есть идеи и спонсор.

Кстати о спонсорах. Только что вернувшаяся с орбиты Аньюша Ансари на минувшем шоу была одной из самых востребованных персон. Неугомонной путешественнице уже не сидится на месте: она объявила о новой премии в 5 млн. долларов разработчику частного космического корабля для коммерческих полетов на Луну, на которой Аньюша еще не успела побывать. Скорее всего, полеты на личном корабле на Луну - это не завтрашний день, но как тут не вернуться на век назад и не вспомнить о том, что между испытанием планера братьев Райт и созданием одноименной компании по производству самолетов прошло целых девять лет. АБ


<<Микрофишки
Все материалы номера
Неустойчивое равновесие >>