Софт для мозгов. под знаком Staatsleiden

Автор: Сергей Голубицкий
Опубликовано в журнале "Компьютерра" №23 от 22 июня 2006 года

Обещанное сворачивание темы интеллект-карт приходится проводить под печальный дудук Staatsleiden[Страдание за государство (нем.)] - мелодии ранее мне неведомой да и просто невообразимой. Совершив молниеносный 1600-километровый Drang nach Sыden, я очутился на молдавской родине, где теперь натужно расплачиваюсь за свою гражданскую принадлежность. Об отношениях с местными продавцами полосатой палочки рассказывал читателям с завидной регулярностью, однако в этом году мой россиянский паспорт довел ситуацию до полного абсурда: за три дня пребывания в крае вырубленных виноградников и непуганых Миориц[Миорица - легендарная овечка, героиня средневековой молдавской баллады (см. "Голубятню" "Край пистолетов и молчаливых мобил")] машину мою с проклятыми московскими номерами останавливали… четырнадцать раз, больше, чем за последние десять лет в первопрестольной!

Похоже, блямба RUS после известного эмбарго на поставку в РФ молдавских виноматериалов действует на представителей местного правопорядка похлеще желтого могиндовида на телогрейке: полосатая палка взметается вверх при одном только появлении "обидчика" на горизонте - без малейшего на то повода, основания, причины. Далее - по модному лекалу: "А где ваша страховка? Есть? (какая незадача!). А где экологический сбор? Есть? (какая незадача!)" Под занавес из рукава вытягивается фирменный конек-горбунок - ездить с тонированными передними стеклами, по молдавским правилам, можно только при наличии спецразрешения. На проведение политбеседы по теме "Сами мы не местные, машина не местная, на учет ставиться не будет, посему ваши правила на нее ну никак не распространяются" уходит от четырех до пятнадцати минут в зависимости от упорства domnului polit,ist[Господина полицейского (румынск.)].

И вот сегодня на центральной улице моего родного города (Кишинева) - праздник! Свершилось, наконец-то, правосудие! Таки дал, дурилка картонная, повод - повернул налево на разрешающий знак светофора, а машина впереди возьми да остановись, пропуская пешеходов. А тут как раз вовремя подоспел автобус, идущий по встречной полосе. Ах, сколько радости! Сколько торжества отмщенной добродетели: тут тебе и мчащаяся во весь опор с противоположного угла площади полицейская Renault с мигалками и матюгальником: "Водитель 727, примите вправо и остановитесь у обочины!" и триумфальный вердикт на месте: "Вы совершили тяжелейшее правонарушение! Аварийная ситуация! Выезд на встречную полосу!" Неуверенная попытка объяснить, что довольно сложно совершить поворот налево без того, чтобы не выехать на встречную полосу, упирается в саркастическую усмешку: "Я изымаю ваши права и через месяц (!!!) специальная комиссия будет рассматривать ваше дело и решать - ограничиться штрафом либо избрать меру наказания в виде лишения прав сроком до одного года!"

Радуйся, короче, что не расстрел. И… выжидательная пауза. Щас, мол, забоится, москалёныш, раскается в подло содеянном злодеянии, извлечет из-за пазухи тугую неправедно нажитую мошну, отслюнявит нефтедоллары. А фиг вам, чингачгуки! Будем, дорогие господа полицейские, судиться. Долго и нудно. Вы же тут, типа, одной ногой в Евросоюзе, а другой - в НАТО, вот и погутарим за права человеков. А за сюжетец, компенсирующий софтверное безрыбье, отдельное спасибо!

Тем более что сюжет, как читатель догадался, выходит с кисточкой продолжения, поскольку личная мера прогиба в позу "зю" у меня исчерпалась и настроил я себя решительно на отстаивание прав и достоинств добропорядочных и законопослушных граждан - будет чем разбавить культур-повидло в ближайший месяц-другой.

Возвращаемся к мозговому софту. На прошлой неделе мы познакомились с программой ConceptDraw MindMap, идеально подходящей для пользователей, в чьей манере мышления превалирует художественное, творческое начало. На противоположном - рационалистическом - полюсе спектра находится программа MindManager, которой мы и займемся сегодня.

MindManager создан немецкой компанией MindJet под водительством Майкла Джеттера, проработавшего бок о бок с патриархом Тони Бьюзеном над компьютерной реализацией концепции интеллект-карт больше семи лет. В результате на свет появилась программа, которая, по крайней мере визуально, расходится чуть ли не со всеми каноническими "правилами Бьюзена". Никаких тебе разножирных линий, разноцветных карандашей, разновеликих шрифтов и зарисовок в стиле L’art naъf. Вместо этого - вполне консервативный и, главное, очень мейнстримовский интерфейс, на первый взгляд убивающий букву и дух всей ауры интеллект-карт.
Но это только на первый взгляд. Отнюдь не случайно MindManager сегодня пользуется наибольшей популярностью у корпоративного юзера, являясь де-факто стандартом картостроения. В коммерческом отношении программа Джеттера тоже вне конкуренции - MindManager энергично эксплуатирует 750 тысяч официальных пользователей.

Впервые увидев MindManager, я подумал: "Поди ж ты, очередной Visio!" И немудрено. Сухость и лаконичность визуальной составляющей немецкого конструктора интеллект-карт всем своим естеством апеллировали к конструктору технических диаграмм и корпоративных схем, вышедшему из-под пера редмондских чародеев. Более того, по универсальности и тематическому диапазону Microsoft Visio на голову превосходит MindJet MindManager, хотя бы потому, что кроме шаблонов Brainstorming, частично имитирующих интеллект-карты, в Visio есть еще и блочные диаграммы, строительные планы, цепи бизнес-процессов, электрические схемы, логические диаграммы (так называемые flowcharts), веб-диаграммы, софтверные модули и много еще всякого разного добра (рис. 1).

1

А дальше случилась удивительная штука. Мне довольно часто приходилось работать с Visio, особенно в период подготовки двухтомника "Как зовут вашего бога", когда эта программа помогала придать визуальную выразительность, да и просто разобрать замысловатую цепочку офшорных отмываний сотен миллионов долларов таких талантливых аферистов, как энроновский Энди Фастов. Однако первая же попытка создать простенькую интеллект-карту обернулась кромешным фиаско. Чисто технически Visio обладает всем необходимым для выполнения этой задачи инструментарием. Чисто практически этот инструментарий идеально иллюстрирует любимую метафору голубятинского культур-повидла о перректальном удалении гланд.

С другой стороны, ранее незнакомый мне MindManager позволил создать замысловатую многоуровневую интеллект-карту за три минуты. Без всякой подготовки, без малейшей "учебной курвы". Сел и заработал. Это при том, что в MindManager нет визуального единства с канонической теорией Тони, наблюдаемого, скажем, в ConceptDraw MindMap.

Как я уже сказал, MindManager не графический редактор интеллект-карт, а рациональный конструктор. Однако именно эта рациональность позволяет приступить к работе с места в карьер. Судите сами. При запуске программы на экране автоматически появляется графический топик центральной идеи, уже заполненный текстом по умолчанию. Как вы догадываетесь, текст этот совершенно бессмыслен и неприемлем - Central Topic. Если бы разработчики MindManager пошли традиционным путем, процедура составления интеллект-карт быстро бы превратилась в невыносимо тоскливую и затяжную рутину. По этой логике нам нужно было совершить клик мыши внутри графического топика на тексте (по аналогии с, например, MS Word), затем выделить весь текст (двойной клик мыши) и набить новый. Долго, нудно, непродуктивно, хотя и вполне традиционно. В MindManager эта задача решается нетривиально: вы глядите на экран с графическим топиком Central Topic и… начинаете формулировать главную идею интеллект-карты, ни о чем не задумываясь: ни о выборе места для впечатывания текста, ни о текущем положении курсора, ни об удалении текста по умолчанию (того самого Central Topic). Все вышеперечисленные задачи выполняются автоматически и одновременно, так что вы можете целиком сосредоточиться не на интерфейсе и компьютерной реализации, а над содержанием собственной мысли и, как следствие, всей последующей интеллект-карты (рис. 2, 3).

2
3

Вся дальнейшая работа протекает на том же удивительно изящном уровне интуитивности и рационализма: после обозначения главной идеи интеллект-карты мы нажимаем Enter, и автоматически создается тема первого уровня (рис. 4).

4

Поскольку мы уже ожидаем текст по умолчанию в новом графическом топике и - главное - знаем, как быстро и безболезненно от него избавиться, то больше не воспринимаем его враждебно, а, напротив, оцениваем его значение в роли подсказки. Не теряя времени, формулируем мысль первого уровня (рис. 5).

5

MindManager так элегантно и продуманно скрывает от нас всю техническую составляющую конструирования интеллект-карт, что мы даже не замечаем, как за кадром проделывается очень полезная работа. В нашем примере: пока я формулировал и набивал мысль первого уровня, происходило пропорциональное автоматическое смещение всей интеллект-карты влево - для сохранения равномерного вида и распределения текста на экране. Гениальная фантастика! Enter - и появляется новый топик (рис. 6). Либо клавиша Insert - для ввода топика второго иерархического уровня (рис. 7).

Работая над составлением интеллект-карты, мы не на секунду не задумываемся о ее оформлении. Даже если происходит нарушение пропорций на экране, смещение карты вправо или влево, неравномерное распределение материала - не беда: один клик мыши на Fit Map или Balance Map мгновенно возвращает всей нашей ментально-визуальной конструкции утраченную гармонию (рис. 8).

Точно так же одним кликом мыши мы добавляем заметки и примечания к любому графическому топику, создаем гиперлинки, встраиваем изображения, прикрепляем сторонние документы, устанавливаем внешние и внутренние связи между иерархически разнородными топиками. Уже после завершения главного - креативного - этапа мы вольны довести оформление нашей интеллект-карты до совершенства. Для этого MindManager предоставляет инструментарий, ничем не уступающий лучшим графическим редакторам интеллект-карт. Здесь и выбор общей типологии карты из десятков встроенных шаблонов, и массивная библиотека клипарта, и иконки, и пресловутый L’art naъf. В конечном счете мы вольны выйти на традиционную интеллект-карту в духе "буквы Бьюзена" и ConceptDraw MindMap либо остаться на уровне холодной рациональности, присущей MindManager по умолчанию.

Читатель уже догадался, что MindManager идеально заточен под мой склад ума, поэтому этот СКИ и стал тем, что называется Editor’s Choice. Все это, однако, ничуть не умаляет достоинств ConceptDraw MindMap - программы более подходящей для креативных натур, ценящих визуальный ряд выше чистой структуры.


<<Пара-мутациями не ограничимся!
Все материалы номера
Мегапикселы и килогерцы >>