Программирование – бизнес или творчество? Продолжение следует…Автор: Феликс Мучник Отдав два номера подряд свою колонку под статью Алексея Ровдо, я ждал довольно спокойной реакции от "шароварного" сообщества, так как думал, что все уже начали привыкать к мысли, что разработка и продажа программ - это бизнес. Ан нет, оказалось, что бессмысленно говорить человеку, считающему себя художником кода, творцом миров, примерно следующие слова: ты не гений, ты талантливый ремесленник в хорошем смысле этого слова, ты можешь учиться дальше и стать отличным предпринимателем.Статьи вызвали просто бурю в стакане воды. Самые мягкие и короткие ответы: лажа, опус, не достойный прочтения. Чего же тогда читали? И зачем обсуждаете? Ну и, конечно, привычные разборы текста по Фрейду, любимый российский вопрос: "А ты кто такой?". Правда, ко второй половине дискуссия стала более осмысленной, и на фоне предыдущего смешения понятий прозвучало диссонансом другое мнение. Так как мое мнение во многом такое же, то с разрешения автора, Романа Фролина, привожу его письмо полностью. Итак, для начала, определение: Бизнес - предпринимательская деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая главными целями получение прибыли и развитие собственного дела. Вот с шареваре - труднее, так как происходит подмена понятий, но будем считать, что это деятельность по написанию, продвижению и реализации программных продуктов, в основном на экспорт. Теперь по пунктам: Шареваре - предпринимательская деятельность? Да! Более того, половина шароварщиков частные ПРЕДПРИНИ-МАТЕЛИ. Осуществляемая за счет собственных или заемных средств? Естественно… Сильно чаще за счет собственных. На свой риск и под свою ответственность? Раз все ЧП - то только под свою ответственность, причем все отвечают всем своим имуществом. Ставящая главными целями получение прибыли? No comments. Развитие собственного дела. Тут уже могут пойти исключения, но подавляющее большинство - да. Итак, шареваре все-таки бизнес, но несколько недоразвитый с организационной точки зрения (опять-таки могут быть исключения, да и есть они). Почему же такое простое и очевидное утверждение породило кучу возмущений? Лет десять назад я взял у Юры Александрова какую-то переводную немецкую книжку по открытию собственного бизнеса… ничего в ней интересного не было, кроме одного простого вопроса в начале: "Зачем вы организовываете свой бизнес?". Более того, в отличие от MLM-зомбирования там дальше шли варианты ответов: 1) Для самореализации. И как бы все это глупо и просто не выглядело - в этом много правды и от этого зависит стратегия поведения. 1) Для самореализации: Мой бизнес - это олицетворение меня самого, чем больше и известней бизнес, тем и я круче и умнее. Выбравшие этот бизнес - избегают партнеров, а если и берут, стремятся, чтобы они были очень младшими. По этой же причине тормозят с согласием на инвестиции в свой бизнес. Почти все хотят уделать Билла. Те, кому не удается, либо разоряются, либо начинают подходить к делу более прагматично. Продавать бизнес - не хотят. Главный показатель: обороты и доля рынка. 2) Для зарабатывания денег: Как ни странно, встречается реже, чем первый вариант, но тоже част. Все зависит от того, каких денег хочет предприниматель заработать. К партнерам относятся лояльно, особенно если те вкладывают что-то в бизнес, позволяя заработать больше денег, чем в одиночку. То же с инвесторами. Если за бизнес предлагают хорошую цену, с радостью продает. Главный показатель: прибыльность. 3) Из-за наличия свободного времени и желания подработать: Совсем просто… Люди, выбравшие этот путь, готовы тратить 10 часов в месяц, чтобы зарабатывать 500 баксов, но они не готовы тратить 20 часов, чтоб заработать 1000. Плюс ко всему они хотят безгеморройности данного занятия. А все прения - от нежелания признать, что каждый из нас уже идет по одному из путей. Ну что, продолжим дискуссию? Жду ваших мнений по теме колонки в виде писем или комментариев в моем блоге felixm.blogspot.com.
|