Видеокарты и интегрированная графикаАвтор: Сергей Озеров Мир видеокарт весьма похож на мир материнских плат (недаром и тут и там основные игроки почти одни и те же), но более динамичен - новые видеокарты покупаются чаще новых материнских плат, и деньги за них платят зачастую гораздо большие. Правда, далеко не все, - половина пользователей довольствуется графикой, интегрированной в материнскую плату. Однако второй половины вполне хватает для процветания этого бизнеса. Так что гонка скоростей и сражение за карман потребителя здесь развернулись нешуточные.
Впрочем, большинству пользователей, наверное, интереснее решение "среднего звена" - GeForce 7600 GT, ценою около $200, - и здесь nVidia действительно сделала впечатляющий шаг вперед, перейдя от 8- к 12-пиксельным конвейерам и повысив тактовые частоты ядра (с 500 до 560 МГц) и памяти (с 1,0 до 1,4 ГГц). С учетом улучшенной архитектуры семейства G70 вырисовывается очень красивая картина: новые 7600-е платы будут на равных бороться с топовыми решениями предыдущего поколения по скорости и наверняка обойдут их по возможностям. Одним словом, революция-с! Цены пока, правда, кусаются - за 7600 GT на рынке просят далеко не $199, а хорошо, если $250 долларов, но лиха беда начала - я, во всяком случае, апгрейд для своего компьютера уже присмотрел. AGP-версии новых видеокарт, кстати, тоже будут - по крайней мере для 7600 GT и 7800 GS. Забрасывать это направление nVidia явно не собирается.
Quad SLI от nVidia
Производительность "бутерброда" фантастическая (а чего еще ожидать от связки четырех топ-видеокарт?). Впрочем, тепловыделение - тоже: каждый слой "бутерброда" потребляет 150 Вт. Умножьте эту цифру на четыре, приплюсуйте энергопотребление остальной системы - и киловаттный блок питания уже не покажется вам роскошью. Правда, в текущей версии системы все это хозяйство, от греха подальше, обслуживает внешний блок питания. И скажите спасибо, что новые 7900 GXT еще относительно "холодны" и "экономичны", - представляете себе системный блок, сплошь окутанный трубками водяного охлаждения или шумящий и потребляющий, как бытовой пылесос? Пробиться к стенду nVidia, где демонстрировалась Quad SLI, не говоря уже о том, чтобы ее сфотографировать, было практически невозможно из-за сногсшибательного (временами - в прямом смысле этого слова) напора посетителей. Однако позднее я не без удивления отыскал два "квада" без присмотра и публики на стенде Foxconn. Эта фирма хоть и является одним из крупнейших OEM-производителей в мире (и практически монополистом - в производстве разной мелочевки, к примеру процессорных сокетов), новые и топовые видеокарты для nVidia и ее партнеров делает отнюдь не она, а Flextronics. Впрочем, вволю поразглядывать системы и сфотографировать их мне это не помешало - за сим и помещаю их сюда. Впрочем, хватит об ATI. VIA - вот кто истинный партизан графического рынка! Стенд этой тайваньской компании ухитрился поразить меня трижды - помимо видеокарт, еще и процессорами и сверхкомпактными материнскими платами[А также сверхуспешными продажами своих чипсетов для платформы Intel - за минувший год ее присутствие на этом рынке увеличилось аж в полтора раза]. Но если о последних слышали многие, то о семействе Chrome S25/S27 - полагаю, почти никто. Однако VIA, похоже, совершила еще одну маленькую сенсацию, - и в то время, как "загнулась" пред-пред-предпоследняя компания-разработчик графических ускорителей XGI, выпустила на удивление неплохой "бюджетный" продукт. Особой производительностью, несмотря на восемь пиксельных конвейеров, он не отличается, хотя и откровенно медленным его не назовешь. Но зато - рекордно низкое энергопотребление (похоже, это становится "коньком" VIA), хорошая "двухмерная" графика и совместимость с требованиями грядущей ОС нового поколения от Microsoft - Windows Vista. Поддерживается даже технология, аналогичная SLI, хотя это уже скорее из разряда курьезов и маркетинга, чем реального использования.
В секторе интегрированной графики идет интенсивное "перевооружение", связанное с уже упоминавшейся Windows Vista. Эта система предъявляет к графическим ресурсам компьютера непомерные требования, которые напрочь убивают казавшиеся бессмертными пережитки эпохи первых GeForce и Radeon, много лет кочующие с минимальными изменениями из одного недорого чипсета в другой. Теперь поддержка шейдеров второй-третьей версии и внушительная производительность потребовалась даже для того, чтобы просто таскать окошки по экрану (к слову, соответствующий экспонат на стенде nVidia вызывал у посетителей живейший интерес). В результате и ATI, и VIA и Intel показали по этому поводу новые решения с увеличенной производительностью: ATI слегка подняла производительность, VIA перешла на более современное DX9-совместимое графическое ядро Chrome9, Intel - сильно переработала существующее GMA950, наделив его поддержкой шейдеров третьей версии и вроде бы заметно повысив и без того не самую плохую производительность. nVidia, сравнительно недавно вернувшая в сектор IGP-решений с ее nForce 6100/6150, ничего нового не анонсировала, но ее решение на основе удачного и современного GeForce 6200TC и так выглядит неплохо. Помимо Vista, на слуху у производителей видеокарт еще одно название - HDMI, новый защищенный (HDCP) цифровой интерфейс. Передаваемые по нему данные на монитор по пути шифруются, защищая голливудских производителей контента высокого разрешения от пиратов, снимающих любую защиту путем перегонки видео через DVI с последующей перезаписью. Теперь халява, похоже, скоро закончится - ни HD DVD-, ни Blu-ray-приводы попросту не станут воспроизводить записанный на диске контент в полном варианте, если не обнаружат защищенного цифрового подключения. Так что готовьтесь обзавестись второй видеокартой, чтобы иметь возможность смотреть обычное кино. Халявы с "разлоченными" приводами и снятием RPC, как это было с DVD, судя по необычайной тщательности подготовки защиты нового поколения, уже не предвидится. Словом, графический рынок, в отличие от многих других рынков комплектующих, процветает. И ничего, что у девяти из десяти производителей видеокарт продукция напоминает продукцию соседей с точностью до системы охлаждения (и хорошо еще, если последняя отличается от референсной, а то абсолютно идентичные GeForce 7800 и 7900 GTX разных производителей уже на второй день начали мозолить глаза). MSI Geminium Go
И действительно, какие основные проблемы приходится решать при создании двухпроцессорной видеокарты? Нехватка места (сегодня и однопроцессорные-то платы с трудом помещаются в корпуса, куда уж там второй чип с памятью паять?) и необходимость охлаждать фактически две видеокарты в лице одной. Но ровно с теми же проблемами сталкиваются - и успешно их преодолевают - производители ноутбуков! Мало того, для ноутбучных видеокарт nVidia существует даже более или менее стандартизированный слот расширения - MXM; вот его-то в MSI и решили использовать.
|