Cкромное введения в агорадицею

Автор: Сергей Голубицкий
Опубликовано в журнале "Компьютерра" №10 от 16 марта 2006 года

Агорадицея (от греч. agora - рынок, и dike - справедливость) - неологизм, загустевший в недрах нашего культур-повидла[По аналогии с "теодицеей" Лейбница] и обозначающий оправдание консьюмеризма, философии потребления, коей современники успешно заменяют и религию, и государственную идею. Сегодняшняя "Голубятня" - скромное введения в агорадицею применительно к основному объекту нашего постоянного внимания - компьютерным программам и железу.

В самом общем виде консьюмеризм описывается простой формулой: "Зарабатывать как можно больше, потреблять как можно больше". Обозначенная жесткая связка играет ключевую роль, поскольку без нее возникают варианты ("зарабатывать как можно больше и копить", "потреблять как можно больше, ничего не зарабатывая" и т. п.), никакого отношения к консьюмеризму не имеющие.

Специфика цифровых продуктов вносит существенные коррективы в определение зарабатывания. Очевидно, что для покупки нового ноутбука, КПК или MP3-плейера в прямом смысле слова приходится ковать деньгу, без которой железяками, увы, не разживешься (кардинг и оформление липовых кредитов мы, разумеется, обсуждать не будем). В случае с цифровым продуктом зарабатывание обретает эластичность, поскольку теоретически в Интернете можно найти любую компьютерную программу, кинофильм или музыкальную композицию без денег.

Слово "теоретически" мы употребили неслучайно, поскольку даже без денег момент зарабатывания в универсальной формуле консьюмеризма присутствует: для получения желаемого цифрового продукта необходимо затратить много времени, энергии, изобретательности и терпения, дотошно шерстя поисковые системы, маргинальные форумы, IRC и бакунианские блоги. Как вы догадываетесь, все эти усилия немыслимы без высокой степени мотивации. Что это за мотивация?

Полагаю, что в случае с цифровым продуктом мы сталкиваемся с таким же консьюмеризмом, с тем отличием, что в роли традиционного зарабатывания денег выступает наркотическое желание обладать какой-нибудь вещью. Да что там желание - сущая страсть, граничащая с одержимостью! В этом, между прочим, глубинное отличие традиционного консьюмеризма ("Хочу BMW M6!") от консьюмеризма цифрового ("Хочу самую свежую версию Adobe Audition!"). В первом случае мы имеем дело с подсознательной сублимацией отчаяния от бессмысленности жизни (плюс, конечно же, комплекс альфа-самца, характерный для автомобильного консьюмеризма), во втором - просто с неврозом, пикантной болезнью современного homo digitalis.

Учитывая неожиданность для неподготовленного читателя параллели между традиционным консьюмеризмом и сублимацией отчаяния от бессмысленности жизни (усиленной еще и страхом смерти), мы непременно вернемся к этой теме в одной из будущих колонок, однако сегодня ограничимся менее людоедским цифровым консьюмеризмом.

Подлинный цифровой консьюмеризм, являющийся, как мы уже сказали, болезнью, следует четко отграничивать от ковыряния в компьютерных программах и железяках по профессиональным соображениям. Ярким примером такого профессионального ковыряния служит персонаж Антонелло, в миру - Евгений Антонович Козловский. С утра до вечера этот человек втыкает-вытыкает из материнской платы новые PCI-карты, соединяет-отсоединяет LCD-мониторы и иже с ними принтеры, сканеры, фотокамеры, дигитайзеры и ИБП. Делает он это спокойно и хладнокровно, не присыхая ни душой ни сердцем к безликим железякам. Беспристрастный ученый, неутомимый прозектор, пластающий на мраморном столе "объект аутопсии".

Очевидно, что в данном примере ни о какой одержимости, а тем более болезни не может быть и речи: Антонелло работает, выполняя профессиональный долг. Если бы он страдал цифровым консьюмеризмом, то непременно стремился к обладанию железными объектами, вместо этого - по окончании тестирования он спокойно упаковывает компьютерную железку и отсылает обратно поставщику. О какой болезни может идти речь, если в 2006 году Евгений Антонович выправляет личные нужды с помощью Tungsten T3 - железяки не то что анахроничной, а прямо таки непристойной в глазах любого консьюмериста? Я уж не говорю об установленных на компьютере Антонелло программах, версии которых пропахли нафталином уже три года назад. Короче говоря, Козловский здоровый человек.

В отличие от Козловского автор "Голубятен" тяжко страдает от цифрового консьюмеризма и потому лично заинтересован в написании серьезной агорадицеи, чтобы хоть как-то оттенить трагизм неизлечимости поразившего его недуга. Единственным аргументом для оправдания цифрового консьюмеризма выступает страсть к познанию нового да головокружительная притягательность множественных альтернатив ("Белый верх, черный низ есть?" - "Есть!" - "А черный верх, белый низ?" - "Тоже есть!"). С горечью осознавая, что со временем эти самые множественные альтернативы порождают поверхностный взгляд на вещи и неизбежно заводят в тупик пресыщения, все же рискну продемонстрировать их притягательность на примере Rockbox - недавно открытой мною альтернативной операционной системы для цифровых аудиоплейеров.

Читатели помнят об удивительном гаджете iRiver Multi-codec Jukebox H340, описанном осенью в первой части "Люминиевой рапсодии". Этот уникальный DAP (Digital Audio Player), помимо номинальной способности воспроизводить звуковые файлы в формате MP3, Ogg, WMA и ASF, поддержки текста (txt), изображений (jpeg) и видео, встроенного FM-радио, высокочувствительного микрофона для записи в формате MP3, сквозного канала в обе стороны (line-in и line-out), USB-хоста и шестнадцатичасового запаса аккумуляторных батарей, на поверку оказался еще и рекордсменом качества: звучание H340 не имеет аналогов.

Единственный недостаток, который мне удалось обнаружить в H340 за девять месяцев совместного существования, - это отсутствие закладок, позволяющих возвращаться к определенному месту в звуковом файле, функции незаменимой при прослушивании больших аудиокниг. Короче говоря, по всем признакам перед нами идеальный продукт, наглядно демонстрирующий всесилие народной мудрости "От добра добра не ищут": живи себе спокойно, радуйся жизни и пользуйся с удовольствием.

Не тут-то было! К великому сожалению, народная мудрость людям, страдающим цифровым консьюмеризмом, не указка. Стоило услышать на форуме энтузиастов и фанов iRiver о существовании какого-то загадочного Rockbox’a, как тут же захотелось все в моем идеальном H340 поменять, раскромсать и перекурочить. Единственное, что сдерживало первые полчаса, так это путаница с пониманием сути самого Rockbox’a. Поскольку проект по его разработке был открытым (GNU GPL), информация о нем распространялась по законам образцово-показательного хаоса. На форуме MisticRiver, созданном энтузиастами и фанами iRiver, на котором я впервые услышал о существовании Rockbox, невозможно было понять, что к чему и откуда ноги растут: то ли какой-то софтверный плейер, устанавливаемый поверх существующей штатной прошивки, то ли надстройка для создания шкурок. Шкурки я органически не перевариваю, поэтому уже собирался пройти мимо, однако решил-таки заглянуть на сайт разработки. Первая же строка вызвала хрестоматийный симптом tremor consumeritis[(Лат.) консьюмеристское дрожание рук, по аналогии с tremor senilis - старческим дрожанием]: "Rockbox is an Open Source replacement firmware for the Archos Jukebox 5000, 6000, Studio, Recorder, FM Recorder, Recorder V2 and Ondio MP3 players". Не беда, что альтернативная операционная система (прошивка), судя по описанию, предназначалась для различных моделей Archos: безошибочный нюх матерого консьюмериста подсказывал, что я нахожусь на пороге эпохального открытия. Так оно и вышло: через пять минут я уже знал, что Rockbox поддерживает помимо Archos еще и плейеры iPod (модели Color/Photo, Nano, 4G Grayscale, Video и 3G) вместе с iRiver (H100, H120, H320 и H340).

Перечитывая список возможностей альтернативной операционной системы, я уже плакал:

  • поддержка кодеков с потерей качества (lossy): MP3, Ogg Vorbis, MPC, AAC, AC3 (аудиоформат DVD), Speex и RealAudio;
  • поддержка кодеков без потери качества (lossless): Wave (PCM Audio), AIFF, FLAC, ALAC, Wavpack, Shorten, Apple Lossless;
  • Gapless Playback (проигрывание без пауз);
  • полный параметрический пятиполосный эквалайзер;
  • добрая сотня (!) шкурок и интерфейсов (список пополняется каждый день);
  • стереозапись в формате 16 bit, 44.1 kHz WAV;
  • полная поддержка FM Radio;
  • поддержка дистанционного пульта управления (LCD и безэкранного);
  • поддержка плагинов: Brickmania, Doom, Tetrox, Bubbles, RockCLock, RockCalendar и десятки других. Как вы уже догадались, с помощью прошивки Rockbox ваш MP3-плейер превращается в игровую приставку (чего стоит один Doom!);
  • выведение на экран графики (например, обложки пластинки или диска) в процессе проигрывания;
  • выведение на экран текстов песни (SNC Lyrics) в процессе проигрывания;
  • полная ручная перенастройка типа и цвета шрифтов и цвета фона;
  • выведение на экран сведений о следующей музыкальной композиции;
  • полная поддержка любых типов и любого количества закладок (My Precious!);
  • ручная настройка размера буфера антишока (от 5 секунд до 15 минут);
  • включение-выключение кэширования диска и регулировка idle-time, времени его простоя перед отключением.

    Я перечислил лишь основные функции этой феноменальной прошивки для цифровых плейеров, однако уже их достаточно, чтобы забыть на время о театрально-буффонадной канве повествования (того самого клинического цифрового консьюмеризма, если кто-то не догадался) и заявить со всей серьезностью о свершившейся революции. Допускаю, что в суматохе перечисления возможностей Rockbox революционность эта могла смазаться, поэтому выделю из контекста самые характерные ее черты.

    Rockbox расширяет функциональность вашего HDD-цифрового плейера до уровня проигрывателя компакт-дисков! Да-да, именно так: прямая поддержка форматов PCM Audio и кодеков без потери качества позволяет слушать не только компрессированную музыку (как было всегда), но и несжатый оригинал. Цифра для запоминания: в H340 можно закачать 130 полноценных музыкальных компакт-дисков. Сравните с автомобильным CD-changer’ом на шесть или десять компактов. Это раз. Полный параметрический пятиполосный эквалайзер впервые превращает портативный MP3-плейер из игрушки в серьезный аудиопроигрыватель, позволяющий в мобильных условиях имитировать работу добротного домашнего музыкального центра. Это два. Запись звука не только в MP3 (как позволяет штатная прошивка iRiver), но и в формате 16 bit, 44.1 kHz WAV превращает этот плейер (как, впрочем, и все остальные, поддерживаемые Rockbox) в профессиональный портативный рекордер (особенно с учетом высококачественного встроенного и выносного микрофона, входящих в стандартную комплектацию H340). Это три.

    Прочие мелочевки, как-то: пятикратно ускорившаяся загрузка и выключение плейера, ручная регулировка антишока, кэширование диска, возможность создавать базу данных и осуществлять в ней поиск по частичному названию композиции, альбома и музыканта - что ж, можете смело отнести все это к вздорным капризам цифрового консьюмеризма. Такого сладкого и обворожительного, будь он неладен!

    Закидываю удочку: если по письмам читателей почувствую, что тема Rockbox по-настоящему заинтересовала, то в следующей "Голубятне" подробно расскажу об установке этой прошивки и ее использовании, поскольку вся документация проекта написана не по-русски и, признаюсь, черт в ней ногу сломит. Так что - пишите письма!


  • <<Госбюджет — впервые на компьютерах всей страны!
    Все материалы номера
    Опережение зажигания >>