Бум грувить! Часть перваяАвтор: Сергей Голубицкий Загадочное английское слово groovy не давало покоя с детства. В жизнь мою оно пришло из музыки: "Life, I love you, all is groovy!" - нудили Сёма с Гарфункелем[Simon And Garfunkel - The 59th Street Bridge Song (Feelin’ Groovy)]. "Wouldn’t you agree, baby you and me, we’ve got a groovy kind of love", - стонал Фил Коллинз[Phil Collins - Groovy Kind of love]. "I’m gonna find me a groovy little hippie pad", - радовались жизни волосатики из ZZ Top[ZZ Top - Groovy Little Hippie Pad]. "It’s a groovy night, and I can show you how to use it", - охмурял девиц король рок-н-ролла[Elvis Presley - A Little Less Conversation].В условиях советского дефицита живых носителей иностранных языков и демонстративного презрения академических словарей ко всякому сленгу и разговорным оборотам пришлось отложить точное понимание смысла groovy до лучших времен и положиться на ощущения. Ощущения же подсказывали: groovy - это "клёвый": "клёвая житуха", "клёвая любовь", "клёвый хипповый шалман", "клёвая ночь". Долгие годы оставалось непонятным, как у "желобка", "паза", "щели" и "прореза" (=groove) возникли ассоциации с кайфом. Разве что "щелевато" по русской аналогии… Как бы то ни было, сегодня, убеленный сединами, я в состоянии раскрыть читателям всю подложку. Сами хиппи позаимствовали groovy у единомышленников-музыкантов, которые научились "нарезать резьбу" в далекие 30-е годы, когда впервые прозвучала фраза "to be in the groove" - "быть в ударе". Генезис очевиден: ведь groove - это дорожка, прорезанная в грампластинке. Ты классно отыграл, Джерри, на вечеринке, и твоя композиция достойна нарезки на виниле! Не случайно в 40-е и 50-е groovy было неотъемлемой визитной карточкой джазменов, "желобящих" на джем-сэшнах до полного баклажана[Как известно, негры не чернеют от напряжения, а синеют]. Казалось бы, кизяк-вопрос: соединяем деку с компьютером, записываем пластинку и прожигаем полученный wav-файл на компакт-диске. Однако вы и представить не можете, сколько препятствий возникает на пути:
Перед нами хрестоматийная иллюстрация "парадокса современного супермаркета", возникающего от переизбытка опций и описанная еще Александром Галичем: И беру я чтой-то вроде закуски, От встроенной в Windows утилиты "Звукозапись" до Total Recorder и SoundForge, от незамысловатой Groove Mechanic до бронебойной Audition, от культового Nero до солидного Exact Audio Copy - что выбрать-то? Короче - ща расскажу. Полагаю даже - обойдемся без традиционного дискламера о полной безответственности автора, потому как пластинки грувить - не вентиляторы мамкины отключать: портиться нечему! Что касается "тоталитарного навязывания собственного субъективного мнения", о котором сладкоголосо поют злопыхатели "Голубятни", тут ничего не попишешь: такой уж он у нас уродился, ежик Северный Олень, - терпите! Шаг первый: записьНачинаем от сохи: куда втыкать деку? Только не в гнездо микрофона! Оцифровывать музыку нужно через сквозной канал. Между прочим, запись через Line-In служит замечательным лакмусом для отсеивания убогих записывающих программ, поскольку доходяги ничего кроме микрофона не понимают. Если ваш проигрыватель подключен к усилителю или ресиверу, отстыкуйте кабель и воткните его напрямую в гнездо Line-In компьютерной звуковой карты. Если у вас в доме давно нет никакого проигрывателя (как в моем случае), то позаимствуйте агрегат на пару деньков у менее продвинутых в компьютерном отношении знакомых (поганеньку "Соню" мне достал со своих пыльных антресолей Антонелло): тот факт, что вы просите напрокат только деку и не покушаетесь на весь "музыкальный центр" - алтарь современных обывателей, существенно способствует оборению жабы и повышает ваши шансы на заем. Разъем Line-In звуковой карты - как правило, джек, а на выходе деки - два тюльпана (RCA), поэтому вам понадобится переходник типа "джек - два тюльпана". Только не перепутайте: вам нужны тюльпаны-мамы (с дырочкой), а не папы (со штырьком). Переходники эти продаются в злачных местах типа "Горбушки", стоят ровно 100 рублей и ломаются уже на второй день: пластмасса дерьмовенькая, вот и колются пополам аки орехи. Ну да и черт с ним: сравните цену переходника с ценами, которые грузят хитрокурдючные конторы, предоставляющие услуги "профессиональной" оцифровки звука, и - прощай тоска-печаль! Как только начнется запись, вас сразу же неприятно уде,вит ее уровень: в районе –20 дБ. Хотя для цифрового CD стандартным является диапазон от –6 до –3 дБ (рис. 1, 2). Пугаться, однако, не стоит (предупреждаю, потому как сам поначалу запаниковал): уровень записи - дело легко поправимое, главное - это чистота звука, а на сквозном канале она самая что ни на есть девственная (чего не скажешь о микрофонном входе, где сигнал усиливается - читай "искажается"! - кривой по определению аудиокартой). Теперь - программа для записи. Использовать можно любую взрослую "кузницу звука": Steinberg WaveLab, Sony Sound Forge или Vegas, Cakewalk Sonar, Adobe Audition 1.5. Я перепробовал все и остановился на Audition не только потому, что это бывший CoolEdit Pro (до покупки его Adobe), о котором у меня остались очень теплые воспоминания, но и потому, что Audition мне показалась самой удобной для "чайников с претензиями" (ах, простите - "продвинутыми пользователями"!). Все перечисленные программы относятся к категории "профессиональных", обладают заоблачной (и нам не нужной) навороченностью и стоят немыслимых денег. Зачем же их выбирать? Затем, что цена для нашего человека еще не повод для беспокойства, а качество обработки звука у тяжеловесов на порядок выше, чем у "шкурок с мастерками". Последний неологизм - мое определение бесчисленной группы программ, объединенных, помимо, разумеется, шареварно-кустарной убогости, интенсивным использованием skins ("шкурок") с непременными Wizards (Мастеров подсказок). Кроме того, профессиональные звуковые редакторы обладают необходимой универсальностью, которая позволяет не только записывать, но и производить всю последующую обработку материала. Итак, мы соединили все кабели, провели батистовой портянкой по винилу, смахнув назойливые пылинки, и приготовились к бою. Запускаем Adobe Audition и сразу переключаемся в режим Edit View для работы со стереоканалом (на рис. 3 обозначен цифрой 1). Говорю это потому, что Audition - программа профессиональная и по умолчанию открывает экран Multitrack View, позволяющий звуковым инженерам работать с множественными дорожками. Сразу же нажимаем на кнопку записи (чай, не маленькие - сами догадались, что "красная кнопка"!) (на рис. 3 обозначена двойкой).
В окне установок (тройка) выбираем: Оставим терминологию на совести технически одаренных авторов журнала, сами же по-ламерски удовлетворимся тем, что эти настройки соответствуют стандартным характеристикам обычного звукового компакт-диска (CD-Audio). Нажимаем "ОК", и сразу же запускается запись. Кричать при этом не нужно, тем более - судорожно бросаться к проигрывателю и царапать диск иглою, забыв про автоподъемник. Понимаю, что рефлексы - штука серьезная, однако между синхронной записью пластинок на кассетный магнитофон и современными цифровыми алгоритмами разница еще серьезнее. Так что смело можете покурить или испить кофейку, а минут через десять вернуться и запустить пластинку - любую "лишнюю" запись вы удалите по окончании сессии кликом мыши. Шаг второй: чисткаПосле окончания записи программа ужимает трек целиком на экране, позволяя увидеть содеянное с высоты птичьего полета (рис. 4). Семи ламерских пядей во лбу хватает за глаза для определения фронта предстоящих работ: Всем этим займемся через неделю. Линки, помянутые в "Голубятне", вы найдете на домашней странице internettrading.net/guru.
|