Новости

Опубликовано в журнале "Компьютерра" №41 от 10 ноября 2005 года

Страница 8 из 21. Вернуться на первую страницу.

15-килограммовый капитан

Если нанести на карту плотность населения человекообразных роботов, то самыми темными цветами будут закрашены страны Северной Америки, Европы и Юго-Восточной Азии. Впрочем, белых пятен на "робокарте" с каждым днем становится все меньше: к примеру, под палящим ближневосточным солнцем недавно обосновалась целая колония электронных гуманоидов, примеривших на себя форменный бурнус капитанов "кораблей пустыни".

Профессия погонщика весьма почетна на Аравийском полуострове - верблюжьи скачки от веку являются здесь излюбленной забавой, а цена быстроходного скакуна доходит до нескольких сотен тысяч "зеленых". Одним из главных условий, предъявляемых к жокеям, выступает небольшой вес - не случайно на роль погонщиков исстари брали детей (начиная с четырехлетнего возраста!), привозимых из Судана, Пакистана и Бангладеш. Непосильные нагрузки во время тренировок и суровые испытания, сопряженные с опасностью для жизни юных ездоков, неоднократно становились предметом обсуждения комиссии по правам детства в ООН, а также причиной многочисленных акций местных правозащитников. Каплей, переполнившей чашу терпения катарских властей, стала резолюция Госдепартамента Соединенных Штатов, пригрозившей серьезными санкциями Катару, названному "рабовладельческой страной".

Как не выглядеть пугалом в глазах цивилизованного мира, не отказавшись при этом от национальных традиций? На верблюжьи спины было решено усадить роботов: с легкой руки эмира Хамада Бин Халифы Аль-Тхани заказы на разработку "робожокея" поступили в крупнейшие электронные корпорации Старого и Нового Света. Как ни удивительно, лакомый кусок из-под носа воротил робостроения увела небольшая швейцарская компания K-Team, выпускающая электронные учебные пособия. Именно ей удалось первой создать рабочий прототип будущего механического ездока.

Перед разработчиками стояла нелегкая задача: металлическому "бедуину" предстояло нестись по барханам со скоростью 40 километров в час, терпя невыносимую тряску и адскую жару. Как с улыбкой вспоминает руководитель группы инженеров Александр Коло (Alexandre Colot), вряд ли бы у конструкторов что-нибудь получилось, если б катарцы не выделили им самого смирного верблюда, на котором и проходили первый прогон все узлы системы. После полутора лет лабораторных трудов на свет появился "жокей" ростом 60 сантиметров и весом около пуда, снабженный амортизаторами и шарнирными конечностями, правая из которых управляется с хлыстом, а левая цепко сжимает поводья.

Мозг "робопогонщика" - 400-мегагерцовый процессор, работающий под управлением Linux, - расположен отнюдь не в голове, а в алюминиевом чреве. Пластиковый шлем неслучайно сделан съемным: в своем "безголовом" варианте робот не вызывает нареканий у ортодоксальных мусульман, свято блюдущих табу на точное копирование человеческой фигуры. Управляет жокеем "тренер" из кузова идущей в кильватере машины: с приборной доски при помощи джойстика и кнопок он может контролировать мельчайшие нюансы позы и движения своего подопечного. Меж тем на жидкокристаллической панели в реальном времени отображаются некоторые параметры четвероногого стайера, включая текущую скорость и частоту сердечных сокращений.

Опытный образец робота был готов в феврале, а летом с честью выдержал экзамен, пронесшись с ветерком по шестнадцати-километровой дистанции. Согласно наполеоновским планам швейцарцев, к Рождеству число "робопогонщиков" перевалит за сотню, а спустя пару лет без них не будет обходиться ни одно ближневосточное "ралли". Правда, работы впереди непочатый край: ныне конструкторы настойчиво обучают свое детище распознавать речевые команды. Не исключено, что в ближайшее время швейцарцы окончательно перейдут "на тренерскую работу": как-никак, выручка от роботизации всех верблюжьих ристалищ на полуострове способна вчетверо превысить нынешний годовой оборот фирмы. - Д.К.

<<Страница 7  |  Страница 9>>


<<Микрофишки
Все материалы номера
Деньги — понятие растяжимое >>