Книга о неприличномАвтор: Владимир Гуриев Существует никем толком не ограниченный, но интуитивно понятный любому приличному человеку круг поступков, которых совершать не следует. Приличный человек, к примеру, в гостях никогда не отставит с брезгливым видом тарелку в сторону - будет давиться, но доест или хотя бы с сосредоточенной миной поковыряется вилкой, чтобы не обидеть хозяйку. Никогда не поинтересуется возрастом собеседницы. И вряд ли возьмется доказывать болельщикам "Спартака", что "Зенит" или "Динамо" лучше.
С этой точки зрения автор книги "Блеск и нищета информационных технологий" Николас Карр (Nicholas G. Carr, nicholasgcarr.com) - крайне неприличный человек, написавший крайне неприличную книжку. Все началось со статьи Карра "ИТ ничего не значат" ("IT Doesn’t Matter"), опубликованной в мае 2003 года в журнале Harvard Business Review. На восьми страницах престижного издания автор подробно рассказывал читателям, что инвестиции в ИТ себя не оправдывают. И если когда-то компания, потратившись на внедрение супермодной софтверной системы, вполне могла рассчитывать на получение конкурентных преимуществ (снижение издержек, увеличение оборота, улучшение качества и т. д.), то эти времена давно прошли. Сегодня развивать ИТ нужно лишь для того, чтобы не отстать от остальных. Все удачные решения немедленно копируются, и первопроходцам достаются не столько пряники, сколько риски. И прежние лидеры гонки теперь превратились в Черных Королев и вынуждены бежать все быстрее только ради того, чтобы оставаться на месте. Далее Карр говорит, что ИТ являются не проприетарными, а инфраструктурными технологиями. Сегодня они так же необходимы компаниям, как доступ к транспортным сетям или электричество. Когда электричество было еще в новинку, обладание собственным электрогенератором тоже сулило баснословные прибыли, - теперь электричество воспринимается как нечто само собой разумеющееся, и вряд ли кто-то отважится наладить бизнес там, где электричества нет. Кроме того, гораздо выгоднее и проще не производить электроэнергию самому, а приобретать у "оптовика" (электростанций). Нечто подобное, полагает Карр, произойдет и с информационными технологиями. Сегодняшние вложения в ИТ слишком расточительны. Корпоративные компьютерные ресурсы по большей части простаивают (Карр ссылается на оценку Computerworld, согласно которой 70 процентов места для хранения данных в типичной Windows-сетке просто не используется; очевидно также, что рабочие станции эксплуатируются лишь на несколько процентов своей мощности). И со временем все больше компаний будет полагаться на поставщиков услуг по работе с информацией[Очевидно, что между электрическим током и информационными потоками есть существенное различие. Любая компания заинтересована в конфиденциальности своих данных. Именно этим объясняется медленное освоение технологий, предполагающих удаленную обработку и хранение корпоративных данных. В одном из интервью Карр признал, что эти соображения не лишены оснований, однако подчеркнул, что рано или поздно экономические стимулы приведут к созданию защитных механизмов, достаточных для того, чтобы обработка корпоративных данных "на стороне" стала не исключением, а правилом. - Здесь и далее прим. В.Г.], а не на собственные ИТ-службы. Несколько лет назад, если помните, чуть ли не каждая фирма писала собственный софт, однако унифицированные решения все-таки победили. И вот нас ожидает новый качественный переход - от унифицированного софта к обработке данных "на стороне". Свои соображения Карр подкрепил статистикой, показывающей, что успешные в финансовом отношении компании тратили на ИТ в три-четыре раза меньше, чем конкуренты. Неутешительный итог: время романтики закончилось, вкладывать в ИТ нужно меньше и реже, а CTO (Chief Technical Officer) должны быть готовы к тому, что через несколько лет большая часть их работы будет состоять из координации действий разных подрядчиков. Значат ли ИТ что-нибудь?
Но речь, как сказал бы Дж. Р. Р. Толкиен, у нас пойдет главным образом о нищете. За блеском - это к другим авторам. И Карр пишет не только о том, что ИТ не являются конкурентным преимуществом. По его мнению, широкое внедрение информационных технологий разрушает конкурентные преимущества, потому что компании, активно использующие унифицированное программное обеспечение, вынуждены подстраивать бизнес-процессы под представления разработчиков[Разумеется, само ПО тоже предусматривает некоторую подгонку под требования заказчика, но любой специалист по внедрению ERP-систем скажет, что успешное внедрение невозможно без пересмотра бизнес-процессов компании.], а значит, лишаются своей уникальной составляющей. И любые удачные бизнес-стратегии, построенные на новых технических решениях, быстро становятся общепринятым стандартом (в общем, происходит все то же самое, что и с удачными технологическими решениями, но на другом уровне). К слову, претензии к переводу ограничиваются неудачным заголовком. В тексте есть пара технических погрешностей, абсолютно не критичных для изложения, но переводчикам удалось главное: превратить легко читающийся английский текст о бизнесе в легко читающийся русский текст о бизнесе, что совсем не просто. Время от времени глаз, конечно, спотыкается о такие шедевры новояза, как "коммодитизация", но тут уж ничего не попишешь - других терминов, извините, нет. С содержательной точки зрения книга Карра незначительно отличается от его же статьи. Какие-то моменты разъяснены чуть подробнее, какие-то совсем разжеваны, какие-то сопровождаются длинными историческими аналогиями, но суть сказанного от этого не меняется. Однако воспринимать книгу Карра как источник сакрального знания, учебник или справочник - не стоит. Для нас, с учетом российских реалий, выкладки Карра пока не актуальны, так как они справедливы для развитых рынков, а отечественный рынок ИТ-услуг, мягко говоря, далек от насыщения, - так вот, с учетом российских реалий Карр читается как хорошая беллетристика с бизнес-уклоном или даже как фэнтези. О том, что эльфы информационных технологий внезапно почувствовали себя чужими на этом празднике жизни, обиделись и ушли. Вместо послесловияУ нас книга вышла с задержкой на год. За это время Карр успел написать нечто вроде сиквела к "Does IT Matter?", статью "The End of Corporating Computing" ("Конец корпоративных вычислений") в ежеквартальное издание MIT Sloan Management Review. Если в первых двух частях этой условной трилогии Карр рассуждает о том, что нужно компаниям, потребителям ИТ, то в финале обращается к "униженным и оскорбленным" поставщикам программного и железного обеспечения и пытается предложить работающую модель ИТ-бизнеса в новых условиях. Кроме того, Николас Карр активно пишет в своем блоге, оперативно реагируя на последние события в области ИТ. Разобрал он и программную статью Тима О’Рейли "Что такое Веб 2.0?" (ее перевод был опубликован в "КТ" ##609, 610). Собственно, даже из нашего краткого обзора можно понять, что Карр думает о коллективном разуме и всеобщем благоденствии, построенном на JavaScript. Правильно. А, собственно, чего от этого Карра ждать? Неприличный человек. Грубый.
|