На том стоимАвтор: Алексей Моисеев
Всемирная сеть Internet существует с 1961 года. И уже в те времена начались эксперименты по индексированию и выборке данных, но удовлетворительные результаты появились далеко не сразу. Только в 1991 году Поль Линдер (Paul Linder) и Марк П. Маккэхил (Mark P. McCahill) из университета Миннесоты создали технологию Gopher, которая стала непосредственной предшественницей WWW. В 1992 году была создана всемирная информационная сеть World Wide Web, или просто Web (паутина). Ее основой является концепция гипертекста, сформулированная Тедом Нельсоном еще в 1974 году.Вместе с вебом пришли три новые технологии:
HTML вырос из более сложного языка — SGML (Single Generalized Markup Language).
Необходимость CMSВ начале развития WWW подавляющее большинство сайтов были статическими, так как страниц было немного. Однако по мере роста количества страниц и WWW в целом все больше времени при обновлении страниц уходило на рутинную HTML-разметку (помимо добавления новой HTML-страницы требовалось вставить ссылки на других страницах). Обновление и даже мелкая корректировка внешнего представления страниц все чаще выливались в весьма сложное мероприятие. Постоянные публикации статей и новостей требовали кропотливого труда, а такие средства, как голосования, гостевые книги, доски объявлений, вообще находились за гранью возможного. Как следствие, назрела необходимость автоматизации представления данных пользователю. История управления контентом началась с управления документами в традиционном смысле этого слова, то есть обычными текстовыми файлами. По мере развития определения "документ" системы управления документами стали называть системами управления контентом или содержимым веб-ресурса. Само определение "управление контентом" поначалу прочно ассоциировалось с процессом публикации и обновления информации на веб-сайтах — требовалась технология, позволяющая следить за ее актуальностью. Применительно к организациям (фабрикам, заводам), оперирующим огромным количеством информации, уместно говорить уже о системах управления информационными ресурсами предприятия (Enterprise Content Management). В результате термин "Content management" расширился: им стали обозначать управление не только информацией на сайте, но и всеми разрозненными и разнообразными фрагментами корпоративной информации. В энциклопедии Wikipedia системой управления контентом названа система, применяемая для организации и упрощения совместного создания информации (проще говоря — пополнения базы данных группой лиц). Сайт WebMastak.com существует около года, однако на нем можно найти немало полезных статей по веб-программированию на PHP, Perl и несколько сотен (!) о JavaScript, а также материалы по использованию таких интернет-технологий, как SSI и XML. Еще здесь есть такие интересные разделы, как "Оптимизация и продвижение сайта в Сети" и "Настройка веб-сервера Apache".
В рамках этого информационного ресурса существует несколько проектов - например, "ХостОбзор", посвященный выбору хостинга и регистрации доменных имен. Вы можете почитать статьи, сравнить предложения хостингов, получить информацию о киберсквоттинге. Наверняка пригодится вам и небольшая, но активно пополняемая коллекция скриптов на PHP и Perl.
Структура CMSФункции, выполняемые системами управления содержимым, можно разделить на три основные группы: CMS, как правило, обеспечивают хранение данных в едином репозитории (хранилище). Существует несколько моделей, по которым строятся системы управления: Существуют и другие модели, однако они распространены в гораздо меньшей степени. При запросе какой-либо страницы выполняется программный код, обрабатывающий запрошенный тип данных. Он извлекает данные из хранилища (коим может быть база данных или файловая система), после чего собирает страницу на основе шаблонов и представляет ее пользователю. Благодаря системе шаблонов решается вопрос одновременного обновления сразу всех страниц (например, при необходимости редизайна), плюс — появляется возможность создания нескольких вариантов представления страниц. CMS также различаются по месту хранения сгенерированных страниц: Современное аппаратное обеспечение хостинг-провайдеров вполне может потянуть первый вариант даже для сильнопосещаемого ресурса. Однако при необходимости экономии ресурсов лучше применять два других. Весьма и весьма полезен для новичков ресурс "Постройка.ру". Тут подробно рассказывается о создании сайтов, немало статей на тему "HTML", "Графика" и "Дизайн". Хорошо известен в Сети справочник, выходящий на этом сайте: "HTML: шаг за шагом". А еще есть такой раздел, как "Справочная": определения различных терминов, связанных с Интернетом, разбиты по алфавиту. Самым интересным местом на "Постройке.ру" (по крайней мере, для меня) является форум. Здесь обсуждаются материалы, опубликованные на сайте, и не только. Кстати, оставив там ссылку на свой сайт, я в за несколько дней получил больше десятка отзывов.
Классификация CMSЗа несколько лет системы управления содержимым веб-ресурсов значительно усовершенствовались. Их можно классифицировать по областям применения. К этой категории можно отнести следующие CMS: b2evolution, bBlog, BLOG:CMS, MyPHPblog, Nucleus, pLog, pMachine Free, Serendipity, Textpattern, WordPress, XHP. Уже ведутся дискуссии о том, кто же влиятельнее: СМИ или блоги? Например, в Штатах выходит телепередача о блогах. К форумам, достойным внимания, можно причислить FUDforum, openBB, Phorum, phpBB, PunBB, W-Agora, XMB, Zorum, ExBB, IPB, vBulletin. CMS, позволяющие создать виртуальный магазин: MyMarket, osc2nuke, osCommerce, Zen Cart. Как правило, пользуются следующими CMS: dotProject, eGroupWare, MoreGroupware, phpCollab, PHProjekt. Таких систем немного: ATutor, Claroline, LogiCampus, Moodle, Segue, Site@School. Системы управления бывают свободно-распространяемыми и платными. Вместе с последними в подавляющем большинстве случаев вы получаете сопровождение и поддержку. Платные системы можно разделить на три ценовые категории: Тем, кто интересуется системами управления контентом, рекомендую посетить сайт "CMS Обзор", посвященный CMS, их использованию и настройке. Описаны основные стандарты, которым должна соответствовать CMS, сравниваются платные CMS от различных разработчиков. Весьма любопытный форум. Для сведения: аналогичный англоязычный ресурс располагается по адресу www.cmswatch.com.
Текущее состояние рынка CMSРазвитие чего-либо всегда определяется потребностями рынка. Состояние же рынка CMS на данный момент таково, что нет серьезной конкуренции из-за ненасыщенности рынка. Конкурентная борьба между производителями систем практически отсутствует. Абсолютное большинство мелких и средних веб-разработчиков предпочитают иметь пусть и примитивную, но свою CMS, нежели пользоваться чужими, более продвинутыми разработками. Поэтому в России ни одна система пока не может похвастаться долей рынка хотя бы в десяток процентов. К тому же до сих пор не проведено практически ни одного серьезного анализа рынка и его характеристик. Многие публикации являются скрытой рекламой какой-либо CMS. Подавляющее большинство существующих CMS несовместимы друг с другом, то есть нет возможности экспорта/импорта данных из одной системы в другую, даже через промежуточные форматы данных; несовместимы и модули разных систем. Таким образом, при желании сменить CMS, не меняя оформления, придется заново программировать интерфейс. Диапазон цен на рассматриваемые программные продукты довольно широк — от $50 до $10000, а порой и выше. То есть за долгие годы развития так и не была сформирована даже ценовая политика большинства производителей. Резюме: оборот финансовых средств на рынке немал уже сейчас, а через два-три года (когда рынок насытится) он будет огромен. Работы еще непочатый край.
Habitat. Личный опытОдна из систем, разрабатывавшаяся под конкретного заказчика, была создана автором статьи около двух с половиной лет назад. Называется она Habitat. Во всех случаях, по воле дизайнера, приходилось систему адаптировать под идеи каждого нового ресурса. В конце концов, я понял, что мешает существующим системам становиться комфортабельнее. Неоднократные консультации с владельцами сайтов на основе Habitat по теме сервисных возможностей показали, что далеко не все можно реализовать на базе существующих CMS. Через некоторое время был предложен проект Habitat II. В нем как основная была сформулирована идея объектно-ориентированного построения шаблонов страниц. Внешние представления внутри системы представляет собой иерархическую структуру, состоящую из компонентов, являющихся экземплярами классов (которые описываются с помощью XML и помещаются в систему). Информация из базы данных вставляется в шаблоны с помощью источников данных (константы, переменные, DataAware). Вышеописанная концепция формирования страниц сайта позволяет разрабатывать сайт дизайнеру, не имеющему навыков верстальщика и веб-программиста, на основе уже имеющихся шаблонов, уточняя по желанию детали оформления.
Будущее CMSОчевидно, что без объединения компаний-разработчиков или покупки более мелких специализированных компаний формирование рынка невозможно. Ниша систем высокой сложности будет занята несколькими крупными компаниями, которые уже в ней присутствуют, включая зарубежных производителей — Microsoft, IBM, Vignette и т. д. Стоимость таких систем, скорее всего, составит от одной до десяти тысяч долларов. Объектами применения CMS данного класса будут не столько веб-сайты, сколько системы документооборота, онлайн-СМИ, различного рода корпоративные порталы. Нишу средних и малых систем займут продукты некрупных, но авторитетных агентств и бесплатные CMS. Ориентируясь на растущие потребности предприятий, лидеры сферы разработки CMS, естественно, выходят за рамки управления содержимым веб-сайтов и управления документами. Для каждой компании важно всегда быть на шаг впереди конкурентов. Интернет-представительство компании позволяет расширить круг потенциальных клиентов, заявить о своей серьезности, а также найти партнеров по бизнесу, внедрить новые системы продаж (интернет-магазин или система заказов). Помимо явных преимуществ, системы управления сайтами дают сотрудникам компании удобный инструмент для работы с внутренней информацией. Надеюсь, эта статья позволила разложить все по полочками и поможет вам выбрать именно такую CMS, которая наилучшим образом отвечает вашим требованиям.
|