Военные игры фантастов
Автор: МИХАИЛ ВАННАХ У современных фантастов с военным делом все в порядке. Если звездолет — то на фоне его молодец в шкурах держит двуручный меч. Если феодализм — красотка в бикини из домотканой лайкры помахивает автоматическим пистолетом, сварганенным местным кузнецом.«Существа умственно развитые не добиваются могущества и силы посредством пустых выдумок, из которых состоит военное искусство, — то есть тактики, стратегии, фортификации и прочего вздора. Они не верят в войну, ибо это просто фантазия. Они верят в химию, потому что это наука. Они овладели искусством заключить победу в алгебраическую формулу». Анатоль Франс. «Восстание ангелов», 1913 А совсем недавно представители science fiction писали о войнах грядущего всерьез. И, забавно, писания эти на геополитическую карту начала XXI века оказали влияние куда большее, нежели горы советского оружия, любовным описаниям которого — после десятилетий тайны — посвящены тома каталогов и страницы глянцевых журналов. Начнем с важнейшего для большевиков искусства — кино. Итак — «Первый удар». Советская военная фантастика по роману Н. Шпанова. Эскадры краснозвездных бомбардировщиков, колонны стремительных танков за считанные часы громят фашистскую Германию. 22 июня 1941 года все вышло несколько не так. А СССР ведь превосходил Рейх в количестве, а частенько и в качестве вооружения (орудия Грабина, Т-34 Кошкина). Но колоссальное превосходство германского офицерского корпуса — кадрового, воспитанного десятилетиями и поколениями, — в тактике, порой заимствованной у российских военных мыслителей, над выдвиженцами революции и террора… Выиграть у Объединенных наций Рейх не мог, слишком велика разница ресурсов, но России уничтожение военной науки и офицерского корпуса обошлось в десятки миллионов жизней. Во всяком случае после Второй мировой советское общевойсковое военное искусство было на высоте. Индустриализованная страна производила простое, конструктивно изящное и надежное оружие. Сохранявшиеся еще деревни выращивали крепких и стойких призывников. Готовых воевать даже в условиях ядерной войны, как показали Тоцкие учения 1954 года. Но дальше — чистая фантастика. Футуролог Герман Канн выдумывает Doomsday machine. Водородная бомба в кобальтовой рубашке должна автоматически инициироваться в случае ядерной войны и уничтожить ВСЁ живое на Земле. Сделав войну бессмысленной. СССР к 1961 году располагал зарядами подобной мощности. Потом — опять кино. Стэнли Кубрик. «Doctor Strangelove, or, How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb» (1964). Абсолютная классика. Черный юмор на тему ядерной войны. Но с одним очень важным эпизодом — Машиной Судного Дня, построенной русскими на островах Ляхова. Страна, обладающая подобным устройством, становилась ВОЕННО НЕПОБЕДИМОЙ. Война между СССР и США становилась НЕВОЗМОЖНОЙ. Но эту ПОДСКАЗКУ советское руководство, занятое в том году более актуальной борьбой за власть под кремлевскими коврами, ПРОСМОТРЕЛО. Гонка вооружений, в которой неизбежно должен был проиграть беднейший, то есть СССР, продолжалась. От экономической катастрофы Советский Союз спасли гигантские запасы тюменских углеводородов. Поток нефтедолларов даже позволял поддерживать довольно приемлемый уровень жизни народа. А дальше — еще кино. «Star Wars». Первая трилогия. 1977–1983. Простая, как «остров сокровищ», удивительно коммерчески успешная сказка. И — одновременно — впечатавшийся в массовое сознание образ ЗВЕЗДНЫХ войн. Не кабинетные изыскания Rand Corp. в 1950-х и не секретные советские боевые космические станции 1970-х. МАССОВЫЙ образ. В это же время — исследования Heritage Foundation. К исследованию проблемы повышения обороноспособности США привлекаются фантасты — в частности, Ларри Нивен и Джерри Пурнель, чей роман «Мошка в глазу Господа» (Примечание для патриотически настроенных читателей. Большие перспективы для реванша открывает имя адмирала из романа. Грозного профессионала, от которого трепещут даже генетически воинственные инопланетяне-Moths, зовут Лаврентий Кутузов.) переведен на русский. Оттуда берет начало провозглашенная президентом Рейганом SDI — Стратегическая оборонная инициатива. Рентгеновские лазеры с ядерной накачкой для уничтожения на траектории баллистических ракет. Тоже бессмыслица. Не технически — СССР сбивал баллистические ракеты еще в начале 60-х. Тактически. После 9/11 это очевидно всем. Но тогда… Миф SDI наложился на образ Звездных Войн. В том числе и в сознании советского руководства. Запахло угрозой 22.06.41… И вдруг — проснулись фантасты здешние. «Письма мертвого человека». Хреново так в погребе. После ядерной войны… Итог — глобальное противостояние было закончено по траектории, во многом определенной МАССОВОЙ КУЛЬТУРОЙ. Контентом, в экономической статистике G-7 включаемым в раздел ИТ-отрасли. Тактикой использования СКАЗОК. Не ракет…
|