PC Forum 2005

Автор: Левон Амдилян
Опубликовано в журнале "Компьютерра" №20 от 31 мая 2005 года.

С 20 по 22 марта 2005 г. в Скоттсдэйле (штат Аризона, США) состоялась традиционная ежегодная конференция PC Forum (Platforms for Communication Forum, www.edventure.com/pcforum ), которую уже много лет проводит Эстер Дайсон (Esther Dyson), знаковая фигура мирового ИТ-бизнеса.

PC Forum, несомненно, одна из главных «политических тусовок» компьютерной отрасли США. Ее нынешняя тема — World Wide World. Эта формула призвана подчеркнуть, что Интернет, лидеры ИТ-рынка, сами инфотехнологии давно перешагнули географические и отраслевые границы.

Заседания и выступления на PC Forum далеки от обычного формата компьютерных конференций. Как правило, это свободные «философствования» на ту или иную тему, с уходом в далекие от инфотеха области. Вот впечатления от нескольких докладов.

Говард Гарднер (Howard Gardner), Harward Graduate School of Education

Гарднер широко известен как автор теории «множественных рассудков» (multiple intelligences), один из тезисов которой — «если вы хороши в одной области, это не значит, что вы будете столь же успешны в другой». Он попытался оценить компьютерную отрасль с точки зрения морали, карьерных устремлений, других психологических и социальных факторов, определяющих поведение работающих в ней людей. Оказывается, по этим параметрам ИТ-отрасль, несмотря на технологическую новизну, не сильно отличается от более традиционных сфер экономики. Многие амбициозные молодые ИТ-профессионалы в качестве модели для подражания в карьерном росте указывают классические для Америки фигуры Дэвида Рокфеллера и Генри Форда (наряду, конечно, с Биллом Гейтсом).

Вопрос на засыпку

Какой гигант Интернета был создан двумя выпускниками Стэнфордского университета — сначала просто как поисковый механизм? Не спешите с очевидным, казалось бы, ответом: Google. На самом деле речь идет о старожиле отрасли, фирме Yahoo! Второго марта этого года исполнилось десять лет со дня ее основания, и это послужило поводом для того, чтобы Эстер пригласила в гости к себе Джерри Янга (Jerry Yang), одного из двух отцов-основателей компании. Разговор в его выступлении шел о целях, которые ставила компания декаду назад, и о том, во что они трансформировались за это время. Джерри Янг заявил: «Мы позиционируем себя не как конечный пункт, а как платформу. Для нас средства поиска ценны не сами по себе, а как то, что может улучшить содержание нашего сайта и повысить качество услуг». Это очевидная попытка провести четкую грань между Yahoo! и компанией Google[После того как улеглась пыль от массового краха интернет-компаний в 2000 году, выяснилось, что Yahoo! относится к немногим фирмам, которые выжили, хотя и с большими потерями (цена акции снизилась со 119 до 4 долларов, были уволены сотни сотрудников). Обретя опять почву под ногами, Yahoo! одновременно обнаружила и серьезного соперника в лице компании Google, ставшей любимицей СМИ. По данным журнала Wired, четыре крупнейших мировых бизнес-журнала посвятили Google в 2004 году на 40% больше статей, чем Yahoo!, а в тех статьях, где упоминались обе компании, основной интерес был к Google]. Экономические параметры обеих компаний можно сравнить по приведенной таблице.

Yahoo! на сегодняшний день вышла далеко за пределы США. Более 2/3 ее пользователей находятся вне этой страны[Правда, основная часть продаж (78%) все-таки генерируется в США]. Особенно быстрыми темпами растет количество пользователей из Китая, Индии и некоторых европейских стран. Любопытно, что основной прирост в Китае идет от 300 млн. пользователей мобильных телефонов и ручных беспроводных устройств. Сайты Yahoo! работают на восемнадцати языках[На русском языке пока работает только «почтовый» блок].

Как трудно быть «глобальным»

Одна из секций была посвящена вопросу: какова разница между глобальной и просто международной деятельностью. Этот вопрос имеет много аспектов. Глобальное присутствие далеко не сводится к продаже товаров и услуг за рубежом. Степень «глобальности» определяется тем, где вы разрабатываете и производите свою продукцию. Добавьте сюда вопросы экологии, этические проблемы, «чувстительность» акционеров и граждан стран к оттоку капиталов из страны и вы получите весь комплекс головных болей, с которыми сталкиваются оперативные руководители многих американских фирм. Троих из них Эстер пригласила на PC Forum в этом году — это Энн Малкэи (Anne Mulcahy), председатель правления и исполнительный директор Xerox, Джонатан Шварц (Jonathan Schwarz), президент Sun Microsystems и Стив Уард (Steve Ward), старший вице-президент IBM[В настоящее время Уард отвечает за беспроблемный переход ПК-подразделения IBM, купленного китайской компанией Lenovo. Этот переход должен завершиться во втором квартале 2005 года, после чего Уард возглавит Lenovo].

Источник: Wired, март 2005 г

Поделившись своим опытом, секретами «глобальной деятельности»[Так, Xerox регулярно практикует «пересадку» своих высших руководителей — глава Xerox в Мексике француз, а генеральный менеджер компании в Турции — из России], выступающие были буквально застигнуты врасплох, когда Эстер Дайсон задала им неожиданный вопрос (в стиле Даны Борисовой времен «Армейской службы»): «А как у вас с “этим”»? В смысле — со взятками? После чего наступил полный коллапс. Отточенные и отработанные не в одном интервью, не на одной конференции приемы и заготовки оказались абсолютно непригодными для ответа на этот вопрос. Участники панели начали однообразно и достаточно нудно рассказывать о корпоративных стандартах этики, которым следуют все их сотрудники, начиная от уборщиц и кончая президентами. Одним словом, ответ был вполне в духе классической фразы советской эпохи «В СССР секса нет». Лишь Малкэи выдавила из себя секрет, сказав, что компании Xerox пришлось закрыть офис в ЮАР из-за того, что они так и не смогли приспособиться к местным нравам дачи взяток, а своими принципами не могли поступиться[Лишь вдоволь насладившись растерянностью участников этого заседания, Эстер Дайсон перешла к следующему пункту программы конференции].


<<Философский камень энергетики
Все материалы номера
Совинфотех и реформа РАН >>