Письмо к деловому земляку
Автор: Сергей Вильянов Делиться наболевшим легче всего с чужим человеком, находящимся на приличном расстоянии. Наверное, именно поэтому в роли жилетки часто выступают журналисты, не стесняющиеся указывать свой e-mail в конце статей.Глубоко чтя тайну переписки, я, тем не менее, хочу поднять тему, которая часто сквозит в письмах от сотрудников российских компаний, торгующих компьютерами и периферией. Пишут россияне, что скоро их москвичи по миру пустят. И раньше-то небогато жили, а теперь понаехали столичные купцы, наоткрывали своих гипертехномаркетов, и продажи у местных начали падать стремительным домкратом. Один московский магазин — это сразу минус 10% оборота. Два магазина — 25%. Если три и больше — лучше даже не считать потери, а просто забить входную дверь и написать на ней масляной краской «Москва нас съела». На первый взгляд, столичная экспансия и впрямь безжалостна и неумолима. Привыкшие к безумным ценам на недвижимость, москвичи в России чувствуют себя детьми, которых отправили за порцией мороженого, сунув в кулачок сотню долларов. Например, в моем родном Саратове одна розничная сеть прикупила для своих нужд речной вокзал. Раньше он обслуживал десятки теплоходов со всей Волги, а теперь теплоходы плывут мимо, зато есть где поставить ряды холодильников, пылесосов и утюгов. Опять же, рекламные бюджеты у москвичей посолиднее — значит, можно скупить все местные СМИ с потрохами. А еще варяги напирают на то, что в их магазинах такие же цены, как в столице, а значит — гораздо ниже, чем у вас, в глуши, в Саратове. Добавьте к этому букету так называемые «бесплатные кредиты», вспомните, как легко в свое время были побеждены мелкие торговцы бытовой техникой, — и будущее региональных компьютерных фирм начинает выглядеть совсем трагически. И еще, компьютер гораздо сложнее пылесоса, так что стандартный «сетевой» мальчик при всем желании (которое редко превышает размер его скромной зарплаты) не сможет доходчиво объяснить преимущества той или иной конфигурации. Для этого нужен человек знающий и, пожалуй, увлеченный, иначе более или менее требовательный покупатель развернется и пойдет к дяде Диме. Поэтому, дорогие россияне, панику попрошу прекратить. Если бизнес вдруг стал давать сбои, не надо обвинять в этом москвичей или питерцев — лучше посмотрите на себя со стороны. Может быть, ассортимент пора обновить, выгнать хронически нетрезвого консультанта, заменить рекламный макет, которому на днях стукнуло пять лет, — вариантов-то на самом деле сотни.
|