Дом, который построил Джек
Автор: Владимир Гуриев Это, конечно, не настоящая тема номера. Не полноценная. В теме номера должен быть объем, а здесь никакого объема не наблюдается. С одной стороны, Джек Ривз со своим радикальным подходом к проектированию программных продуктов, с другой — подавляющее большинство программистов и системных архитекторов, от имени которых высказался Дмитрий Завалишин. Но дело в том, что мы не пытались сделать очередную тему о программировании или проектировании. Нас интересует взаимопонимание или — что, увы, точнее передает современную ситуацию — взаимонепонимание. В данном случае речь идет о конфликте программистских подходов, следующую тему мы посвятим взаимонепониманию пользователей и разработчиков, потом попытаемся выяснить, почему нас не понимают компьютеры (а они нас, увы, не понимают — нам приходится подстраиваться под машинную логику, чтобы добиться результата), а в четвертой, хотя я и боюсь заглядывать так далеко, подумаем, способны ли мы понять самих себя. Что касается конфликта подходов, то, разумеется, Джек Ривз — далеко не единственный и даже не самый экстремальный программист в мире. Мы остановились на его статье по нескольким причинам. Во-первых, Ривз пишет доходчиво и образно. Во-вторых, вещи, о которых он говорит, касаются каждого из нас, потому что с плохо спроектированным ПО любой наверняка встречался (да что там встречался — мы работаем с ним ежедневно). В-третьих, его классическая статья «Как проектировать ПО?», опубликованная в далеком 1992 году, напоминает о тех славных временах, когда еще не было ни Java, ни, упаси боже, .Net, а о том, что Настоящие Программисты пишут только на C++, не знали, пожалуй, лишь программисты, выбравшие Pascal. Несмотря на яркий ассоциативный антураж, статья Ривза актуальна и сегодня (по мне, так даже более актуальна, чем тринадцать лет назад). Что, впрочем, неудивительно. Глобальные проблемы проектирования вряд ли вообще могут быть разрешены (равно как и конфликты интересов программиста, системного архитектора, постановщика задач и менеджера проекта). Но прежде чем вы начнете читать, следует рассказать немного об авторе. Итак: Джек Ривз, разработчик с тридцатилетним стажем, работавший в свое время на NASA и NASDAQ, колумнист журнала «C++ Report». Сегодня у Джека своя компания — Bleading Edge.
|