Новости

Опубликовано в журнале "Компьютерра" №15 от 19 апреля 2005 года.

Страница 8 из 20. Вернуться на первую страницу.

Плюс компьютеризация транспорта

Одно из старейших в мире метро — нью-йоркская подземка, отпраздновавшая недавно свое столетие, — запускает полностью автоматизированные поезда. Для начала составы, управляемые компьютером, будут ходить только по линии «L», соединяющей Манхэттен и Бруклин. Эта линия выбрана для эксперимента, поскольку имеет сравнительно небольшую длину (около 15 км) и не делит рельсы с другими маршрутами разветвленных подземных путей Нью-Йорка.

Теперь поезда на «L» будут ходить без машинистов, курсируя с заранее определенной скоростью и самостоятельно делая остановки для входа-выхода пассажиров. В головной кабине состава все же будет находиться один человек, однако его функции сводятся к наблюдению за работой автоматики и подстраховке на случай возникновения экстремальных ситуаций.

Полностью компьютеризированные поезда метрополитена, конечно, нельзя назвать сногсшибательной новостью: транспорт такого рода есть уже в целом ряде городов. Например, подобные поезда не первый год ходят в Сан-Франциско, есть такая линия и в парижском метро. Ситуация с Нью-Йорком интересна тем, что здесь серьезно модернизирована древняя линия с давно существующей инфраструктурой. По сути дела, как говорят представители нью-йоркского метрополитена, предпринимается попытка перенести систему подземки девятнадцатого века сразу в век двадцать первый. И если все пойдет удачно, то в течение следующих двадцати лет планируется сделать полностью автоматическими все остальные линии гигантской сети метро этого мегаполиса.

Из-за неохватной ли величины и сложной инфраструктуры или еще по каким причинам, но решать транспортные проблемы в Нью-Йорке так трудно, что даже местные компании предпочитают заниматься бизнесом в других городах. Вот, скажем, нью-йоркская компания Interactive Taxi, сосредоточившаяся на компьютеризации таксомоторов, ныне разворачивает свои услуги в Сан-Франциско. А чуть раньше она внедрила аналогичный сервис в Бостоне и Чикаго. Суть продвигаемых этой фирмой услуг сводится к размещению на заднем сидении такси компьютерного информационного терминала, который снабжает пассажиров текущими новостями и разнообразными полезными сведениями о городе, вроде перечней ресторанов, клубов, кинотеатров и музеев.

Этой аппаратурой оборудуются около двухсот такси Сан-Франциско, причем как для пассажиров, так и для таксомоторных компаний услуга бесплатна. Все расходы берет на себя Interactive Taxi, надеющаяся делать деньги, показывая рекламу на экранах информационных терминалов. Цена одного такого терминала с сенсорным дисплеем составляет около трех тысяч долларов. Новости от онлайновых информационных служб поступают по каналам сотовой связи, однако полноценный интернет-доступ здесь не предусмотрен.

Всю эту технологию тоже, впрочем, не назовешь революционной новинкой. Скорее, делается попытка возрождения «цифрового такси», уже курсировавшего по улицам Сан-Франциско пять лет назад, в разгар бума дот-комов. В ту пору, в рамках рекламной кампании фирмы Yahoo!, похожими терминалами были оборудованы десять таксомоторов. Однако мыльный пузырь интернет-экономики вскоре лопнул, маркетинговые бюджеты иссякли, а вместе с ними из салонов такси исчезли и компьютерные терминалы. Так что нынешнюю инициативу Interactive Taxi можно расценивать еще и как признак оздоровления ИТ-экономики. — Б.К.

<< стр. 7
стр. 9 >>


<<Микрофишки
Все материалы номера
А мужики-то не знали… >>