Птичка Atari

Автор: Тимофей Бахвалов
Опубликовано в журнале "Компьютерра" №15 от 19 апреля 2005 года.

Первая «полноценная» игровая консоль появилась в 1977 году. Ею стала Atari 2600, также известная как Atari Video Computer System (VCS). Разработка комбинации из аудио- и видеоконтроллера TIA (Television Interface Adaptor) и процессора заняла два года и обошлась Atari более чем в 100 млн. долларов.

Цена на VCS с шестью игровыми картриджами превышала 200 долларов. За эти деньги покупатель получал 8-разрядный CPU MOS Technology 6507 («обрезанная» версия 6502), работающий на частоте 1,19 МГц и одновременно отвечающий за графику в 128 цветов (121 — NTSC и 114 — PAL), 128 байт RAM-памяти (видеопамять отсутствовала) и двухканальное аудио. Игры для VCS поставлялись на ROM-картриджах размером до 4 Кбайт. Впоследствии программисты нашли возможность увеличивать размер игр до 32 Кбайт с помощью коммутации блоков памяти — так называемый bank switching, или paging.

В 1977 году Atari продала 250 тысяч VCS, в 1978-м — 550 тысяч штук. В то же время мощности позволяли выпускать до 800 тысяч консолей в год. Из-за высоких затрат на новые разработки финансовое положение компании пошатнулось — Warner, фактический владелец фирмы, не могла удовлетворять постоянно растущие аппетиты усыновленного чада.

В 1979-м VCS разошлась тиражом 1 млн. штук. В том же году Atari лицензировала производство консоли 2600 компании Polyvox, которая начала распространять три клона с наборами игрушек от Activision. В 1980-м к выпуску 2600 под собственным брэндом приступила уже упоминавшаяся сеть Sears.

В мае 1980-го Atari купила у фирмы Taito права на культовую игру Space Invaders. Именно благодаря ей продажи 2600 взлетели до 2 млн. штук, а затем два года подряд удваивались, перевалив в 1982-м за восемь миллионов. Суммарный доход Atari, полученный от продажи консолей и игровых картриджей, превысил 2 млрд. (!) долларов. Благодаря огромному количеству выпущенных игр, консоль завоевала широкую популярность и продавалась вплоть до 1990 года.

Atari 5200 SuperSystem была анонсирована на выставке CES в Чикаго летом 1982 года. Консоль представляла собой копию домашнего компьютера Atari 400 без клавиатуры. Ее 8-разрядный процессор 6502C работал на частоте 1,78 МГц, объем памяти составлял 16 Кбайт, и при разрешении экрана 320x192 точек могло отображаться одновременно шестнадцать цветов из 256-цветной палитры. Atari 5200 стала первой консолью, которая имела входы для четырех игровых контроллеров и поддерживала многопользовательские игры. Несмотря на то что 5200 была гораздо более продвинутой технически, чем Atari 2600, она не получила признания. Во многом неуспех объясняется кризисом 1983 года, обусловленным экспансией на рынок домашних компьютеров и ростом популярности Commodore 64. Спасательным кругом для Atari в июне 1984-го стала модель 7800. Консоль была создана компанией General Computer и имела полную обратную совместимость с 2600 (чего не было у 5200), качественные джойстики и доступную цену. Видеочип позволял обрабатывать до ста спрайтов (движущихся объектов) одновременно — показатель на тот момент недостижимый для конкурентов. Однако аудиосистема 7800 была архаичной, и чтобы хоть как-то компенсировать этот недостаток, разработчики выпускали игрушки на специальных картриджах со встроенным аудиочипом Pokey.

7800 конструировалась с учетом возможности апгрейда до полноценного домашнего ПК — практически сразу была выпущена клавиатура, а благодаря встроенным портам к консоли можно было подключать дисковод и принтер. Из интересных аксессуаров отметим специальный ROM-картридж на батарейках, который позволял сохранять таблицы рекордов игр — для доказательства мастерства.

В 1989-м Atari разработала свой первый игровой наладонник (handheld) с цветным 3-дюймовым экраном — Atari Lynx, который умел приближать игровое изображение и эмулировать объемность спрайтов. Lynx можно было подключать к Atari Jaguar, вот только эта функция так и осталась невостребованной — игр с поддержкой коммутации не выходило. Процессор наладонника работал на 4 МГц, имелся и математический сопроцессор, поддерживалось 4096 цветов (до 16 одновременно), разрешение экрана — 160x102. Консоль могла гордиться прекрасным для того времени звуком — 4-канальным, с 8-разрядным DAC. Вместимость картриджа составляла от 128 Кбайт до 2 Мбайт.

Atari Video Computer System (VCS), или Atari 2600, фактически стала первой полноценной игровой консолью в нынешнем понимании этого термина. Она была очень успешной, особенно в США. Вышло огромное количество игр. Но в 1983 году компанию поразил серьезный кризис, главная причина которого заключалась в отсутствии контроля качества за новыми игровыми продуктами. Разработчики выпускали для консоли весьма однообразные и неинтересные игры — простые аркадные платформеры жанра «убей-их-всех». Стало распространенной практикой за две недели командой из двух-трех программистов создавать игры с ужасной графикой и отвратительным игровым процессом. Например, игра ET по мотивам одноименного фильма Стивена Спилберга, была сделана за три недели двумя программистами и выпущена тиражом более 3 млн. экземпляров, хотя на тот момент не было продано даже такого количества консолей. В результате игру пришлось распродавать по доллару, но и тогда тираж не разошелся, и большую часть копий пришлось утилизировать. Игрокам такой безответственный подход, естественно, надоел, и они бумажником проголосовали «против». Atari же, словно не замечая этого, продолжала выпускать игры в огромных количествах. Упомянутая выше ET стала символом конца VCS, после чего долгое время считалось, что индустрия видеоигр в США мертва и никому неинтересна. Примерно та же судьба постигла и консоль Intellivision, которая не смогла завоевать широкую популярность. 

<<Главный герой
Все материалы номера
НАЧАЛО >>