Патешный полкъ.

Автор: Гавриил Железняк
Опубликовано в журнале "Компьютерра" №12 от 29 марта 2005 года.

Успехи граммофонныхъ компанiй заставили многiе мануфактуры, выпускающiе фонографы, признать свое пораженiе и переключиться на новую дисковую технологiю. Въ отличiе отъ другихъ фирмъ, занявшихся эксплуатацiей патентовъ Э. Берлинера и Э. Джонсона, французская компанiя «Pathe Freres», основанная братьями Шарлемъ и Эмилемъ Пате, пошла своимъ путемъ. Ставка была сделана на развитiе идей Эдисона применительно къ дисковому носителю. Благодаря любезному содействiю открывшегося въ начале 1903 года въ Москве склада французской «Генеральной компанiи фонографовъ, синематографовъ и точныхъ аппаратовъ братьевъ Пате», инженерному корпусу нашего вестника посчастливилось опробовать въ действiи граммофонъ братьевъ Пате и со всею тщательностiю разобраться, въ чемъ-же кроется выдающееся отличiе французскаго изобретенiя отъ другихъ граммофоновъ.

Поперечная и глубинная запись.

Напомнимъ, что въ середине 1877 года молодой американскiй телеграфистъ Томасъ Альва Эдисонъ предложилъ аппаратъ, названный «фонографомъ» (phonograph). Устройство его было простымъ: металлическiй валикъ вращался съ помощью рукоятки, съ каждымъ оборотомъ перемещаясь въ осевомъ направленiи за счетъ винтовой резьбы на ведущемъ вале. На валикъ накладывалась оловянная фольга, къ которой прикасалась игла, связанная съ мембраной, къ которой, въ свою очередь, былъ прикрепленъ металлическiй рупоръ. При вращенiи валика въ отсутствiе звука игла выдавливала на фольге спиральную канавку постоянной глубины. Когда-же мембрана колебалась, игла вдавливалась въ олово въ соответствiи съ воспринимаемымъ звукомъ, создавая канавку переменной глубины. Такой подходъ былъ названъ способомъ «глубинной записи». Если затемъ отвести иглу, вернуть цилиндръ въ исходное положенiе, вложить иглу въ прочерченную канавку и вновь вращать цилиндръ, изъ рупора звучатъ записанные звуки. Предложенная Эдисономъ глубинная запись, какъ полагают, имеетъ рядъ существенныхъ недостатковъ. Игла при записи испытываетъ переменную нагрузку, что приводитъ къ серьезнымъ искаженiямъ звука. Въ частности, первые фонографы не воспроизводили звукъ «ш», не различались звуки «д» и «т», были велики шумы валиковъ. При воспроизведенiи, если вблизи мембраны издавались громкiе звуки, они могли записаться на уже записанный валикъ.
В апреле 1877 года любитель-естествоиспытатель Шарль Кро такъ-же послалъ документы на изобретенiе подъ названiемъ «фонографъ», но уже во Французскую академiю наукъ. Онъ разсчитывалъ после признанiя своихъ идей получить средства на продолженiе изследовательскихъ работъ. Суть изобретенiя заключалась въ томъ, что игла, прикрепленная къ мембране, можетъ записывать звуковыя колебанiя на покрытую сажей поверхность вращающегося стекляннаго диска. Съ этого диска оптическимъ путемъ на светочувствительной хромовой пластинке можно получить несколько копiй. Вращая металлическую пластинку и прослеживая изображенiе звука иглой, соединенной съ мембраной, можно вновь получить звукъ. Заявка Кро пролежала нераскрытой до конца года, а въ середине декабря пришло известiе, что американскiй изобретатель Эдисонъ продемонстрировалъ аппаратъ, пригодный для записи и воспроизведенiя звука. Заявка Кро наконецъ была разсмотрена, идеи были признаны правильными, но въ средствахъ ему отказали.

Новый этапъ въ развитiи механической записи начался въ 1887 году, когда Эмиль Берлинеръ, американецъ немецкаго происхожденiя, предложилъ использовать поперечныя колебанiя для записи звука на плоскiй дискъ. Работая надъ своей идеей, Берлинеръ сначала построилъ и опробовалъ приборъ Шарля Кро, применивъ, вместо хромовой, пластинку изъ цинка. Опытъ оказался удачнымъ, на разработанное устройство, названное «граммофономъ» («gramophone»), 26 сентября 1887 года былъ полученъ патентъ. Совершенствуя свое изобретенiе, Берлинеръ разработалъ методъ полученiя пластинокъ способомъ химическаго травленiя, при которомъ на поверхности цинковой пластинки, покрытой тонкимъ слоемъ воска, записывающая игла процарапываетъ канавку. Процарапанная линiя протравливается соляной кислотой. Полученная такимъ способомъ пластинка обладала большей громкостью и лучшимъ качествомъ. Такiя пластинки Берлинеръ продемонстрировалъ въ 1888 году, и этотъ годъ можно считать началомъ эры грамзаписей. Черезъ пять летъ былъ разработанъ способъ гальваническаго тиражированiя съ позитива цинковаго диска, а такъ-же технологiя прессованiя грампластинокъ изъ эбонита при помощи стальной печатной матрицы. Совсемъ недавно эбонитъ былъ замененъ композицiонной массой на основе шеллака — воскоподобнаго вещества, вырабатываемаго тропическими насекомыми изъ семейства лаковыхъ червецовъ. Пластинки стали качественней и дешевле, но главнымъ ихъ недостаткомъ, какъ мы сообщали въ большомъ прошлогоднемъ обзоре накануне Рождества, остается невысокая механическая прочность.

Звукосниматель граммофона со сменными иглами. Звукосниматель патефона с сапфировой головкой.До 1896 года дискъ приходилось вращать вручную, и это было главнымъ препятствiемъ широкому распространенiю граммофоновъ. Съ изобретенiемъ спецiальнаго, отличнаго отъ применяемаго въ фонографахъ, двигателя, начался массовый выпускъ граммофоновъ по всему мiру. Одновременно началась острая конкурентная борьба между фирмами, выпускавшими фонографы Эдисона, и предпрiятiемъ Берлинера. Началась судебная тяжба, едва не доведшая Берлинера до банкротства. Но за два года, пока длился судебный процессъ, компаньонъ Берлинера Джонсонъ разработалъ способъ записи на восковой дискъ и методъ полученiя съ него матрицы (1901 годъ) и создалъ самостоятельную фирму «Japan Victor Company» («JVC») по производству аппаратовъ и пластинокъ. Берлинеръ, со своей стороны, отстоялъ свои права передъ Эдисономъ, Джонсонъ же не запатентовалъ процессъ записи на восковой дискъ. Этимъ воспользовался одинъ изъ его сотрудниковъ, тайно запатентовалъ изобретенiе и продалъ его фирме «Columbia Broacasting System» («CBS»).

Шарль и Эмиль Пате начинали во Францiи съ дистрибьюцiи фонографовъ фирмъ Эдисона, «HMV» и «Bettini», но вскоре освоили собственное производство. Накопивъ опытъ при производстве фонографовъ и валиковъ къ нимъ, французскiе инженеры не такъ давно предложили принципiально новую пластинку съ технологiей глубинной записи, выгодно отличающуюся отъ дисковъ Берлинера меньшимъ уровнемъ шума и более продолжительнымъ временемъ звучанiя. Глубинный методъ, очевидно, сужаетъ разстоянiе между дорожками, и къ тому-же оно не зависитъ отъ амплитуды колебанiй, что позволяетъ записывать особо громкiе звуки и вообще преобладать полезному звуку надъ шумомъ. Граммофонъ «Pathe Freres», названный патефономъ (pathephone), внешне мало отличается отъ обыкновеннаго, однако конструкцiя, какъ мы увидимъ ниже, особая. Новое названiе сразу же решило очень непростой вопросъ патентнаго права, изъ-за котораго велись многочисленные судебные процессы между различными компанiями, пожелавшими называть свои аппараты граммофонами — особой привилегiи, охраняемой патентами Эмиля Берлинера. Намъ стало известно, что первичная запись на диски Пате, впрочемъ, какъ и на другихъ фирмахъ, делается поперечной, «шрифтомъ Берлинера», на восковых валиках, после чего на спецiальномъ станке преобразовывается въ глубинную. Представители «Генеральной компанiи фонографовъ, синематографовъ и точныхъ аппаратовъ братьевъ Пате» говорятъ, что это делается съ темъ, чтобы исключить возможность ихъ прослушиванiя на обычныхъ граммофонахъ и избавиться отъ широкомасштабной копировки.

Рекламируя свои диски, компанiя «Pathe Frere» подчеркиваетъ удивительныя особенности новинки: «Пластинки Пате для патефона устраняютъ собой очень большое неудобство, а именно — перемену иголокъ. При наигрыванiи нашихъ пластинокъ совсемъ не требуется иголок, такъ какъ передача звуков происходитъ посредствомъ сапфира, котораго менять не надо». Действительно, неотъемлемая деталь граммофона — игла — въ базовой конструкцiи отсутствуетъ, благодаря чему шипенiе обещаетъ быть значительно меньше. Цельный износостойкiй сапфировый звукосниматель заканчивается шарикомъ, соприкасающимся съ пластинкой, и позволяетъ проигрывать ее много разъ, не разрушая дорожку, и не разрушается самъ. Для воспроизведенiя записанныхъ въ глубину звуковъ применяется особый передаточный механизмъ (качающiйся рычагъ, какъ видно на рисунке) и спецiальная дiафрагма Пате, составляющая главный узелъ аппарата.

Въ предоставленныхъ намъ на пробу моделяхъ G и D, однако, фирма для экономiи и на случай поломки используетъ не цельный сапфировый блокъ, а металлическую оправку для сапфироваго наконечника, закрепляемаго винтомъ. У такого решенiя есть еще одно неоспоримое преимущество: если вставить вместо сапфира иголку и использовать спецiальный адаптеръ, на патефоне можно, наверное, проигрывать и пластинки отъ граммофоновъ, съ поперечной записью. Очевидно, адаптеръ попросту долженъ орiентировать дiафрагму и механизмъ качалки не перпендикулярно дорожке, а параллельно. То, что патефонъ изначально проигрываетъ запись отъ центра, а не отъ края, какъ граммофон, тоже не препятствiе — механизмъ подвеса позволяетъ головке ходить въ обе стороны. Братья Пате подумываютъ и надъ выпускомъ тонармовъ (сапфировая головка съ дiафрагмой въ сборе) въ отдельности, совместимыхъ съ наиболее популярными моделями граммофоновъ, чтобы те смогли воспроизводить патефонныя записи.

Кстати, оригинальные диски «Пате» наигрываются при скорости вращенiя 90-100 об./мин. (это, въ частности, делаетъ систему записи более чувствительной и позволяетъ разделять нюансы сложныхъ музыкальныхъ произведенiй), въ то время какъ для граммофонныхъ записей скорость равна 78 об./мин, но это неудобство при установке патефонной головки на граммофонъ можетъ быть легко устранено посредствомъ регулятора скорости. О томъ, какъ разогнать граммофонъ до скорости свыше 100 оборотовъ въ минуту мы подробно разсказывали въ юбилейномъ музыкальномъ выпуске 1900 года. Диски «Пате» отличаются отъ граммофонныхъ пластинокъ не только по принципу записи, но и по внешнему виду: ихъ дiаметръ составляетъ около 28 см, имена исполнителей гравируются прямо на центральной части диска, дiаметръ которой значительно меньше, то-есть звука на дискъ входитъ значительно больше. И, смеемъ доложить по прослушиванiи несколькихъ записей, звукъ этотъ имеетъ намного лучшее качество по сравненiю съ большинствомъ сопоставимыхъ по цене граммофоновъ.

Представители «Pathe Freres» говорятъ, что Россiя не можетъ не привлекать французовъ огромными возможностями и богатейшей музыкальной культурой. Эмиль и Шарль Пате внимательно следятъ за развитiемъ музыкальной жизни въ нашей стране и уже снарядили не одну группу для записи выступленiй ведущихъ россiйскихъ артистовъ. Восковые оригиналы отправляются во Францiю, где на главной фабрике фирмы въ Шато изготавливаются диски. Братья Пате всерьезъ подумываютъ надъ темъ, чтобы построить собственную фабрику въ Россiи.


<<Лучи Рентгена.
Все материалы номера
Матерiализацiя фантазiй >>