Пять миллиардов на море, в воздухе и на земле

Автор: МИХАИЛ ВАННАХ
Опубликовано в журнале "Компьютерра" №11 от 22 марта 2005 года.

Как правило, новости высоких технологий приходят на наши долготы из-за рубежа. Но вот приятное исключение — в начале января генеральный директор ФГУП «Рособоронэкспорт» Сергей Чемезов доложил президенту Российской Федерации Владимиру Путину итоги деятельности по продаже вооружений за 2004 год.

Федеральное государственное унитарное предприятие «Рособоронэкспорт» было создано в 2000 году для наведения порядка в сфере экспорта вооружений. Прежде всего — для борьбы с процветавшей в 1990-е годы псевдоконкуренцией. Тогда каждый завод пытался продать унаследованную от советских времен оборонную продукцию напрямую, назначая цену исходя лишь из собственных издержек, а то и простых и понятных жизненных потребностей менеджмента. Цены при этом, естественно, падали, так как не учитывались гигантские затраты, понесенные обществом на проектирование, отладку и запуск в производство данных видов оружия.

Государственная монополия в этой специфической сфере — редкий пример оправданности монополии. В XVII и XVIII веках монопольные Ост-Индские компании способствовали росту национального богатства сначала Голландии, а затем Англии.

Результаты деятельности российской монополии видны из таблицы 1. По сравнению с оборотами углеводородного экспорта (и даже по сравнению с личными состояниями отечественных нуворишей) цифры эти могут показаться скромными. Но 5 миллиардов 120 миллионов долларов США — внешнеэкономический доход от труда российской отрасли высоких технологий. Не от удачно сложившейся конъюнктуры на невозобновляемые запасы нефти и газа, не от приватизационных сделок — от многолетней напряженной работы.

Особо стоит отметить, что на сегодняшний момент наряду с традиционно высококлассными российскими оружейниками формируется национальная школа продавцов оружия. Российская империя оружие закупала. СССР — поставлял классово близким режимам. Российская Федерация небезуспешно учится торговать. С применением самых передовых технологий, в первую очередь информационных. Задача национального масштаба — увеличение экспорта систем вооружений — зависит от компьютерной презентационной техники.

Возьмем для примера прошедший с 12 по 17 февраля в Абу-Даби 7-й международный оружейный салон IDEX-2005. Побывавшие там стендисты-оружейники и пишущие об оружейных выставках журналисты со смехом вспоминают отечественные экспозиции начала 90-х. Фанерные стенды, листы ватмана, рисунки тушью… Фотографии печатались в коммерческих минилабах. Вместе с изображениями полуодетых девиц, закусывающих огурчиком.

Сегодня — огромные плазменные панели. Профессионально сделанная компьютерная графика. Вообще, имаджиниринг (Imagineering — изображение, конструирование воображаемого; термин придуман на студии Уолта Диснея. — Л.Л.-М) в отечественной оборонной отрасли играл огромную роль всегда, с начала индустриализации 1930-х. Поглядеть на огонь дивизионной Ф-22 вожди могли лично: и пушка тут как тут, и разрывы видны. А вот уже с шестнадцатидюймовками линкоров — хуже. Если не хочешь оглохнуть — рядом с орудием не стой. Да и снаряды ложатся за сотни кабельтовых. Поэтому каждое оборонное КБ имело свои фото- и киностудии. Заманивали хороших операторов. А уж постановщиками спецэффектов бывали сами проектировщики. С появлением ядерного оружия и противоракет роль кино резко усилилась. А фильм, снятый сугубо специализированным фототеодолитом, не переставал нуждаться в эффектах.

Таблица 1. Объем экспорта российских вооружений.

Конкуренция в советское время допускалась лишь в одном роде деятельности — в проектировании оружия. Но и в сверхцентрализованные 30-е, и в либеральные 70-е каждая система оружия проходила ряд конкурсных отборов. И представить товар лицом было жизненно важно. Не меньше, чем вести подковерные интриги.

В итоге оборонная отрасль, везде самая огосударствленная, в России оказалась единственной из высокотехнологичных, способной выжить и успешно действовать в условиях убийственной рыночной конкуренции на мировом рынке.

Поэтому дальновидные руководители оборонных предприятий придают огромное значение закупкам и эффективному применению сугубо гражданской продукции — цифровых профессиональных кинокамер, графических high-end-станций, мощных пакетов трехмерной графики.

Один из самых эффективных путей снижения расходов на оборону — широкий экспорт оружия. При этом часть национальных затрат на НИОКР перекладывается на граждан других стран. Как видим из таблицы 2, Россия эффективно добавляет к своему сокращающемуся 145-миллионному населению народы миллиардной Индии и полуторамиллиардного Китая. Но хайтек развивается стремительно. Не продав достаточно быстро разработки, орошенные потом целых поколений, Россия может остаться с устаревшим оружием и без средств для создания систем XXI века [1]. Поэтому качественное (разумеется, компьютерное) представление имеющегося в стране оборонного товара — это уже вопрос судьбы миллионов людей, живущих на территории между мысами Таран и Дежнёва. Кстати, тот факт, что самым продаваемым видом оружия в 2005 году будет техника ВМФ (табл. 3), дает основание надеяться на осознание российской национальной элитой важности океанской стратегии [2]. То, что мы глобально интегрированы, — видно в овощной лавке. Какое место займем под солнцем — покажет время. «Тресковые войны» актуальны не только для Британии с Исландией.

Таблица 2. Крупнейшие покупатели российских вооружений.

Посмотрим повнимательнее, как выглядел российский оборонный экспорт на IDEX-2005 в Абу-Даби. Этот оружейный салон в Объединенных Арабских Эмиратах — крупнейший на Ближнем Востоке. А тамошний регион — один из важнейших и традиционнейших театров военных действий. Войны древневосточной и классической истории. Узел коммуникаций. Наполеон и Нельсон. Роммель и Монтгомери. В арабо-израильской войне 1948 года инженерным частям ЦАХАЛ удалось провести тяжелые танки в тыл арабам по римской дороге, соединявшей Беершебу с Эль-Ауджей. В 1973 году во время войны Йом-Кипур чуть не вспыхнула Третья мировая…

Славные традиции живы и поныне. Арабские страны тратят на вооружение 15 миллиардов долларов в год. Одна Саудовская Аравия — 10 миллиардов. И поэтому 35 тысяч специалистов от 905 компаний из полусотни стран съехались в этом году в Эмираты [3]. Россия выглядела там вполне достойно [4].

Трепетная любовь, которую испытывают друг к другу страны региона, общеизвестна. Но известен и контроль мирового сообщества за этим регионом. В частности, изрядные проблемы создает MTCR — Missile Technologies Control Regime — пакет международных соглашений, направленных на контроль распространения ракетных технологий. С учетом этих обстоятельств российские оружейники из Конструкторского бюро машиностроения (КБМ, Коломна) разработали оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер-Э» [5].

Оружие это имеет все шансы стать уникальным. «Искандер-Э» не подпадает под ограничения MTCR: дальность полета ракеты (280 км) меньше, чем у легендарных «Скадов»; вес боевой части (480 кг) ниже, чем допускают международные соглашения. А учитывая компактность региона, сверхвысокую точность данного оружия и эффективность боеголовок, комплекс «Искандер-Э» может быть с полным основанием назван «левантостратегическим» (по аналогии с известными в прошлом евростратегическими» ракетами). Ведь после Шестидневной войны 1967 года израильтяне, разместив на Голанских высотах американские 175-миллиметровые пушки М107, вели эффективный огонь по сирийским штабам, аэродромам, складам. Арабы огрызались из 180-миллиметровых дальнобойных пушек С-23 конструкции Василия Грабина, производство которых было специально (это в эру-то ракет!) возобновлено на заводе «Баррикады». То есть пушки с дальнобойностью 43 км (советский активно-реактивный снаряд ОФ23) решали задачи оперативно-тактических ракет [6].

А что уж говорить о двух ракетах «Искандера-Э».

Охлаждение

Проблемы охлаждения и кондиционирования известны любому владельцу компьютера. Не менее важны они и в системах оружия. Недавно российский танк Т-90 на конкурсе в Эмиратах показал лучшие огневые и ходовые характеристики, но проиграл более дорогому американцу «Абрамсу», обеспечивающему более комфортные условия экипажу.

Ну а в кровавой африканской бане, последовавшей за убийством Патриса Лумумбы, в конфликтах в Конго, Катанге, Касаи, Биафре, Мозамбике особой любовью у наемников пользовался французский бронеавтомобиль Panhard — из-за отличной проходимости и эффективной системы кондиционирования. Осваивая новые рынки, Конструкторское бюро приборостроения (КБП, Тула) представило автоматизированную пусковую установку «Квартет» на бронированной колесной машине VBL французской фирмы Panhard [7].

Впрочем, кондиционерами ныне оснащены и челябинские (завода «Электромашина», с комплексом оружия КБП) амфибийные боевые машины пехоты БМП-3. Кроме того, эти бронированные машины, впервые закупленные Кувейтом и ОАЭ после иракского вторжения 1990–91 годов, ныне обзавелись и компьютерами нового поколения. В частности, умеющими обращаться к экипажу на арабском языке [8].

О надежности, оружии и хайтеке

Из уст в уста передаются легенды о надежности старого оружия, обусловленной жесткостью испытаний. Русскую трехлинейку волокли за телегой по пыльной дороге. Английскую горную пушку скидывали с колокольни. Чем проще — тем надежнее?

Таблица 3. Структура экспорта российских вооружений.

Не всегда! Трехдюймовая пушка образца 1902 года была очень проста. Но перевозить ее на сплошных колесах можно было лишь лошадьми. И недалеко! В то же время гораздо более сложную (но и невероятно технологичную!) ЗиС-3 образца 1942 года можно было волочь за «студером» тысячи верст по не ставшим лучше российским дорогам. Введение шин и рессор повысило надежность!

Так и в электронике. Транзистор надежнее лампы и реле. Микросхема — транзистора. Цифровая техника стабильнее аналоговой.

«В джунглях розеток нет» — этот девиз капитана зеленых беретов любили использовать при рекламе чисто механических фотокамер. Но вот недавний трагический пример. Через пару месяцев после цунами была найдена цифровая камера погибших австралийских туристов. Смеющаяся пара. Надвигающаяся роковая волна… Флэш-карта сохранилась в морской воде и жарком климате. Там, где микроорганизмы сожрали бы эмульсию на пленке. Так что делать вывод о низкой надежности оружия с большой долей цифровой техники вряд ли стоит. Даже если речь идет о любимом детище бельгийской Fabrique Nationale (FN) — штурмовой винтовке F2000. Регулятором отвода газов в ней управляет микропроцессор. Это позволяет регулировать темп стрельбы и продолжительность очереди. Но оружие электромагнитного импульса (ЭМИ), аналогичное недавно описанному в «КТ» прибору для нужд дорожной полиции, способно выжечь электронику. Окажется ли это свойство роковым — увидим.
А представленный в Абу-Даби ковровским заводом им. В. А. Дегтярева пулемет «Корд» калибра 12,7 мм надежен без компромиссов. Он имеет эффективную дальность стрельбы до 2 км при скорострельности более 600 выстрелов в минуту, неприхотлив в обслуживании, может долго обходиться без чистки и смазки, надежен и способен стрелять после погружения в воду, не боится жары до 50 °С и любых холодов. На полигоне Макарта (Абу-Даби) во время стрельб он поверг в изумление европейских специалистов, прострелив насквозь стену в кирпич [9].

Ключи от неба

Впечатляет насыщенная цифровыми технологиями продукция концерна ПВО «Алмаз-Антей».

Мобильные многоканальные зенитные ракетные системы дальнего действия С-300ПМУ2 «Фаворит» и «Антей-2500», которые по основным боевым характеристикам значительно превосходят ближайший аналог — американский ЗРК «Пэтриот РАС-3». О «разумности» компьютеров этих систем говорит то, что они обеспечивают поражение сразу 24–36 целей на дальности до 200 км и на высотах от 10–25 м до 27–30 км, в том числе и «стелсов». По сути это суперкомпьютер в мундире зенитного комплекса, решающий огромное количество задач обработки сигналов в реальном времени. И в каналах обнаружения и сопровождения целей, и в каналах наведения ракет.

«Истинную многозадачность» демонстрируют и зенитные ракетные комплексы средней и малой дальности «Бук-М1-2» и «Тор-М1». «Бук» способен одновременно обстреливать до шести целей. «Тор» может вести радиолокационную разведку на ходу, одновременно обнаруживать до 48 целей, выбирать из них 10 наиболее опасных, уничтожать с короткой остановкой сразу две цели [10].

Компьютеры и корабли

Кое-кто из читателей «КТ», возможно, помнит санкции, наложенные на фирму Toshiba за поставку СССР станков с цифровым управлением. Предназначались они для прецизионной обработки гребных винтов подводных лодок. Тем самым достигалось снижение шумности субмарин — в море звук играет такую же роль, что и электромагнитные волны в воздухе.

Современные дизельные лодки российских корабелов, представленные в Абу-Даби, тоже отличаются минимальной шумностью. В том числе и самая компактная в мире, эффективная при действиях в сублиторальной зоне, «Пиранья» [11].

А десантные корабли на воздушной подушке «Зубр» и «Мурена-Э», способные перебрасывать на большие расстояния со скоростью до 60 узлов десант и бронетехнику, вообще не имеют аналогов в мире [12].

[1] Гаравский А. Есть пятимиллиардный рубеж. «Красная звезда». 10 февраля 2005 г. (www.redstar.ru).
[2] М. Ваннах, «Мидуэй: “Бремя белых” — смена караула» («КТ» #579).
[3] www.expoua.com/eng/news/813.html.
[4] www.idex-uae.com.
[5] Искандер Двурогий — арабское имя Александра Македонского. Э — экспортный вариант.
[6] Широкорад А. Гений советской артиллерии. М., 2003, с.290-291.
[7] www.shipunov.com/rus/kbp/vist.htm.
[8] www.kurganmash.ru.
[9] www.zid.ru/ru/about.html.
[10] www.raspletin.ru/press-center.
[11] submarine.id.ru, www.navy.ru/mess/photo-pl.htm.
[12] www.naval-technology.com.


<<Привет, Серёга!
Все материалы номера
Чайник на острове >>