Дом на песке

Автор: Евгений Козловский
Опубликовано в журнале "Компьютерра" №11 от 22 марта 2005 года.

«Дом на песке» — это так, для красного словца. Каламбур, показавшийся мне достаточно забавным, чтобы поделиться им с читателем. Речь, конечно, пойдет не о доме, а о жидкокристаллической матрице, которая выстроена тоже не столько на мелких фрагментах двуокиси кремния, сколько на прочной и надежной кремниевой подложке. На международном языке эта технология называется Liquid Crystal on Silicon (LCOS). Более того, устройство, попавшее мне на пробу, — портативный (весом 3,9 кг) проектор от Canon с разрешением SXGA+ (1400х1050) по имени XEED SX50, — сработано даже на взгляд, даже на ощупь столь ладно и крепко, а картинку дает столь привлекательную, — что ни о какой шаткости или ненадежности и мысли в голову не приходит. То есть с названием получилось, как порой бывает у литераторов: ради красного словца не пожалеет и…

Последний раз я писал в «КТ» о проекторах больше полугода назад («Фонарики», www.computerra.ru/offline/2004/553/35455) и основной упор делал на оккупировавших рынок LCD- и DLP-моделях. Про сравнительно новую технологию я тогда упомянул вскользь: «Следующий вид проекторов только-только выходит на арену, лично мне не довелось посмотреть вживе ни на один (собираюсь и, если удастся, — непременно опишу)».

Ну вот: удалось. Вообще говоря, проекторы, базирующиеся на D-ILA-принципе (Direct Drive Image Light Amplifier, или прямое усиление света от изображения), — не совсем новинка, ибо присутствуют на рынке уже добрые года четыре. Однако представлены прежде были достаточно дорогими моделями, коих в России, даже на тестирование, я достать так и не сумел: ну вот, например, двадцатисемитысячедолларовый LCOS-проектор от Sony (у нее эта технология зовется SXRD): SX-1750 (Qualia 004). Canon же, как и в случае со знаменитым EOS 300D, решила поломать рынок и выпустла этот самый XEED SX50 по цене даже не в пять тысяч долларов. И не надо улыбаться на слове «даже»: если вам предложат новенький фирменный автомобиль по похожей цене, вы же не улыбаться станете, а срочно прикидывать, где набрать нужную сумму. Оно конечно, проектор сегодня можно купить и за тысячу, а уж за полторы перед вами пройдет целая галерея, — однако матрицы в этих «за тысячу-полторы» будут иметь разрешение 800х600 или (те, что специально для кино: 16:9) 854x480. Когда же вы заглянете в тот раздел прайс-листов, где представлены матрицы размером поболее, — там цены начнутся как раз от пяти тысяч и выяснится, что проекторов с разрешением в районе 1400х1050 (вообще говоря, для проекторов несколько нестандартным), — дешевле, чем XEED SX50, вы не найдете. Другой разговор, что преимущества большой матрицы сможет использовать далеко не каждый и что, если б Canon выпустила такой же проектор, но с матрицей поменьше, а ценой — подешевле, — тогда б ему вообще, что называется, цены не было. Но кто знает, — может, еще и выпустит.

Тут невозможно не вспомнить, как, выложив на рынок свою первую цифровую зеркалку — EOS D30, — Canon уже пошла наперекор практически всем, оснастив ее не привычной CCD-матрицей, а матрицей CMOS, которая для Высоких Применений считалась тогда совершенно неподходящей, — и выиграла так, что ее до сих пор толком никто не может догнать! Над изготовлением LCOS-матриц несколько лет без особых успехов бился целый ряд известных фирм. Сама Intel вложила в них не меньше пятидесяти миллионов баксов, — да вдруг сдалась (www.pointer.ru/index.php?level=8&news_id=9233&c_flag=1): «Когда мы поняли, каких инвестиций потребует внедрение этой технологии, что она нам даст и через какое время окупится, мы решили, что нет смысла в нее вкладываться», — так прокомментировал этот шаг пресс-секретарь Intel Билл Калдер (цитирую по вышеприведенному источнику). А Canon решила, что смысл есть, и, если судить по ее первому LCOS-проектору, — решила обоснованно.

Теперь — о LCOS-принципе. Основная масса представленных на рынке проекторов использует либо обычный LCD-принцип: разделенный призмой (PBS — Polarization Beam Splitter) свет трех основных цветов пропускается сквозь три крохотные LCD-матрицы, после чего снова сводится призмой и направляется на экран; либо — DLP-принцип: от полумиллиона до нескольких миллионов крохотных, 14х14 мкм, алюминиевых зеркалец, способных поворачиваться на 24 градуса, промодулированные видеосигналом, отбрасывают свет лампы на экран или на светопоглотитель; ввиду дороговизны чипов DMD (Digital Micromirror Device) в недорогих проекторах их ставят не по три, а по одному, а разноцветности добиваются синхронным вращением колеса с фильтрами. Если оставить в стороне общие больные места проекторов (отсутствие подлинного черного, неидеальный уровень контрастности и, наконец, шум вентилятора, от которого никуда не деться), — LCD-проекторы, по сравнению с DLP, дают на экране «эффект сетки от насекомых», обусловленный наличием в толще LCD-матриц перегородок, транзисторов, проводников, — так что полезная для света площадь кристалла составляет всего около половины его общей площади, — и довольно велики размерами из-за того, что внутри приходится умещать целых три матрицы с обслуживающей их оптикой. И у одноматричных DLP-проекторов есть свои недостатки: не столь заметные, как «сетка от насекомых», но тоже присутствующие артефакты в виде точек в центре каждого пиксела, — отображение крепления ножек зеркалец (здесь полезная площадь составляет процентов 70–80), радужные следы быстродвижущихся изображений (заметные, правда, не всем) и утомляемость глаз (тоже — не всяких), — при преимуществах компактности и чуть более высокой контрастности. (Объективности ради следует заметить, что не то чтобы с каждым годом — буквально с каждым месяцем эти недостатки… как бы сказать… прибираются и теми и другими производителями, а с ростом логического размера матрицы многие из них становятся попросту незаметными невооруженному глазу.)

LCOS-принцип как бы (Это не случайно встрявшее слово-паразит. Между матрицей из почти идеально отражающих специальных металлических зеркал и отражающей кремниевой подложкой — довольно большая разница, так что LCOS-матрицы все-таки гораздо ближе во всех отношениях к матрицам LCD) объединяет в себе достоинства LCD- и DLP-принципов: изображение формируется на LCD-матрице, что обеспечивает более точную передачу цветов, чем в случае DMD, все коммуникации вынесены на непрозрачную, светоотражающую (почти — как DMD-зеркальца, хотя, конечно, не столь блестящую) подложку (в связи с чем полезная площадь переваливает за девяносто процентов!), так что свет проходит через жидкие кристаллы дважды: туда и назад. Причем последнее не ухудшает тепловой режим матрицы: она заметно тоньше, чем традиционная, просветная, и даже двойное путешествие света разогревает ее меньше, чем одинарное в классическом случае.

Но это всё — в теории. На практике же на пути этой технологии, кажется, было достаточно скрытых ям и валунов, — потому с таким трудом и скрипом она прокладывала дорогу к рынку.

Сказать, что я протестировал новый кэноновский проектор, было бы преувеличением, — я его скорее попробовал: ведь рядом не стояли схожие по параметрам проекторы других принципов, а вокруг не было мудреных приборов, в точных цифрах измеряющих световые потоки и что-нибудь там еще, — так что, наблюдая за кэноновской картинкой, я мог обращаться только к воспоминаниям о собственных ощущениях несколькомесячной давности. Наверняка могу сказать лишь, что картинка ничуть не хуже, чем, допустим, на Epson’овском Dreamio EMP-TW10H или на InFocus’овском ScreenPlay 4805 (я намеренно сравниваю XEED SX50 с проекторами именно этих производителей, ибо Epson выпускает подавляющее большинство проекторных LCD-матриц, а InFocus ближе всех стоит к Texas Instruments, монополисту в выпуске DMD). Более того, она показалась мне более точной по цвету, более контрастной, более яркой, наконец. И даже с лупой ни ножек от зеркалец, ни «сетки от насекомых» я, разумеется, не заметил. Так что, если глаза меня не подвели, — людям, собирающимся покупать проектор с разрешением в районе SXGA — SXGA+, я бы порекомендовал XEED SX50 со спокойной совестью: они не только не потеряли бы в функциональности, но и выиграли бы по деньгам и ощущали себя хозяевами Новой Технологии.

Нет смысла приводить параметры новинки: они близки к обычным для проекторов этого класса (если вас интересуют подробности, загляните сюда: www.canon.ru/products/about.asp?id=1356). Обычны и возможности — в смысле разных входов, коррекции трапеции, установок экрана и прочего. Но еще одной изюминки я просто не могу не отметить (А жена еще добавила: к XEED SX50 прикладывается (цитирую) «чертовски симпатичная сумочка»!): выше я написал о большей громоздкости LCD-проекторов по сравнению с DLP и объяснил ее. Конечно, поскольку у XEED SX50 тоже три матрицы, упихнуть ее в корпус объемом с три пачки сигарет, не удалось, — однако он все-таки меньше аналогичных по параметрам LCD-проекторов раза в полтора: Canon применила оригинальную оптическую систему бокового освещения AISYS (Aspectual Illumination System), — что-то похожее есть у некоторых новых цифровых мыльниц, у которых зумирование объектива происходит не наружу, а внутри, а свет на матрицу подается через призму.

Пожалуй, единственное ожидание, которое не оправдалось, — это отсутствие черного черного цвета: все-таки до сих пор так никому и не удается выстроить молекулы в жидких кристаллах — прозрачных ли, лежащих ли на кремниевой подложке — таким образом, чтобы они вообще не пропускали свет. Особенно столь яркий, как от проекторной лампы. О чем, впрочем, я уже рассуждал в предыдущем, посвященном новым LCD-дисплеям «Огороде» под названием «Автопортрет в ноутбуке».

Так что это было даже не ожидание, а… мечта о чуде. Но чудес, как вы, наверное, уже убедились, на свете не бывает.


<<О гаджете, о подвиге, о мести
Все материалы номера
Дело мастера >>