Открытая DEMOкратия
Автор: Левон Амдилян Мы представляем первую из планируемой серии колонок Левона Амдиляна, посвященных новостям инновационного бизнеса в области ИТ. Президент Международного компьютерного клуба, Левон хорошо известен в среде лидеров отечественного и мирового рынка ИТ, он регулярно участвует в работе важнейших форумов отрасли. Сегодня Левон Амдилян поделится впечатлениями о недавней конференции DEMO@15.Те, кто уже достаточно долго наблюдают за российским рынком компьютерных технологий, помнят приливы оптимизма и гордости, вызванные предчувствием его стремительной интеграции в «цивилизованное мировое сообщество». Начиналось все с фраз типа «они просто не знают, чего мы достигли». Позже появился лозунг «мы можем не хуже, чем они». Я находился у самих истоков этого рынка. Еще в советское время (1989 г.) Международный компьютерный клуб впервые вывозил отечественных программистов, работавших в оборонных отраслях, в самое сердце Силиконовой Долины (города Сан-Хосе, Пало-Альто, Купертино и др.). Могу по праву утверждать, что воочию видел и «приливы», и «отливы». Каковы же итоги пятнадцатилетнего развития российского ИТ-рынка? Сегодня на нем присутствует большинство ведущих мировых производителей, но велика роль и российских компаний. Создана разветвленная система поставщиков по всей стране. Рынок ИТ в России внес большой вклад в развитие всего народно-хозяйственного комплекса (даже в период кризиса). Ряд наших компаний добился впечатляющих результатов на международной арене — например, «Параграф», IBS (Luxoft, PressDisplay), «Лаборатория Касперского», Abbyy Software, Spirit. Были и неудачи (проекты Cybiko, TrustWorks), но в целом прогресс очень велик. Тем не менее, многое мешает с оптимизмом смотреть в будущее. Одна из главных проблем — отсутствие нормальной информационной среды, в которую должны быть погружены разработчики, чтобы создавать продукты и предоставлять услуги мирового уровня (а других критериев качества сегодня просто нет [Конечно, можно творить и в условиях «закрытой демократии» (как сейчас говорят про Россию), но, за редким исключением (вроде успешного и вполне заслуженного «захвата» своего сегмента российского рынка компанией «1С»), это сводится в основном к борьбе за бюджетные деньги]). На международных встречах, которые определяют тенденции в развитии мирового рынка ИТ, российские разработчики представлены крайне несистемно. Инновационная деятельность в России носит фрагментарный и тоже несистемный характер. Взглянем для примера на важнейший для ИТ сектор — новые коммуникационные среды. Широкополосные сети, 3G-инфраструктура, различные варианты беспроводных сетей (Wi-Fi, WiMax, ZigBee, MobileFi, Ultrawideband и др.) и их «бесшовная» интеграция составляют технологическую основу одной из самых ярких современных революций в информационных системах — переход от архитектуры «клиент-сервер» к сервисно-ориентированной архитектуре. Очевиден курс на создание устройств, которые позволят помещать в «один флакон» все больше услуг. И масштабы технологического рывка, совершенного странами-лидерами, впечатляют. В этом можно убедиться, оценив уровень использования мобильных 3G-телефонов в ряде стран (см. табл.). Например, в Англии за 2004 г. число пользователей сетей третьего поколения возросло в десять раз — с 250 тысяч в январе до 2,5 млн. в конце года. Как показывает прогноз роста рынка WCDMA до 2008 г., высокие темпы «внедрения» телефонов третьего поколения сохранятся и в дальнейшем (в мире сейчас два основных стандарта таких телефонов: cdma2000 [«лагерь CDMA»] и WCDMA [GSM]) (см. круговую диаграмму; Business Week, Feb. 21, 2005). В США широкополосный доступ в Интернет к 2008 г. получат 56% домохозяйств (см. столбчатую диаграмму; eMarketer Inc., Feb. 24, 2005). Южная Корея преодолела 70-процентный рубеж еще в 2003 г., а через пять лет планирует добиться 90–95-процентного охвата населения «бродбандом»! Что все это дает рынку? Прежде всего — гигантское расширение. По прогнозу английской исследовательской фирмы ARC, глобальный рынок мобильных услуг данных (баз данных) для предприятий составит в 2009 г. $177 млрд. Объем доходов от информационных услуг и развлечений в мобильных сетях вырастет с $16,7 млрд. в 2003 г. до $77,8 млрд. в 2007 г. Делаются ли в России действительно крупномасштабные вложения в широкополосные сети, беспроводные сети, в 3G-инфраструктуру? Сегодня таких вложений нет — ни государственных, ни частных. Впрочем, ни усилия частных компаний, ни ограниченная по задачам и возможностям ФЦП «Электронная Россия» не смогут заменить целенаправленную политику государства. Именно государство должно взять на себя капиталовложения в развитие информационной инфраструктуры, в первую очередь широкополосного Интернета. Правительство Фрадкова должно понять, что опыт Южной Кореи для нас сегодня гораздо важнее, чем опыт Индии.
Вернемся к вопросу о создании современной информационной среды для разработчиков. В качестве примера для подражания можно привести конференцию DEMO (www.demo.com). DEMO@15, пятнадцатая по счету встреча из этой серии, недавно завершилась в Аризоне. У истоков этого крайне интересного мероприятия стоял Стюарт Элсоп (Stuart Alsop), одна из самых ярких фигур американского компьютерного рынка [Кстати, Элсоп был одним из первых американцев, которых серьезно заинтересовал потенциал российского (тогда еще советского) компьютерного рынка. Он участвовал еще в первом Международном компьютерном форуме, который МКК провел в Москве в июне 1990 г. Тогда в гости к МКК приехали звезды: президент Borland Филипп Канн (Phillip Kahn), председатель корпорации WordPerfect Алан Эштон (Alan Ashton), Джон Уорнок (John Warnok), глава Adobe Systems, и многие другие. «Мегазвезда» российского ИТ-рынка Эстер Дайсон (Esther Dyson) в первый раз побывала в России еще в 1988 г. (также по приглашению Международного компьютерного клуба)]. Идея DEMO родилась у Элсопа на конференции Agenda. Он заметил, что многие участники даже во время интересных выступлений выходили в коридор и с удовольствием демонстрировали друг другу свои новые разработки. Таким образом, очень эффективно использовался высокий уровень участников конференции с целью обмена идеями, привлечения инвесторов и т. п. В результате было принято решение о проведении ежегодных конференций с акцентом именно на демонстрации (С 2005 г. объявлено о проведении и осеннего «демо» — в DEMO FALL перепрофилировали DEMO-mobile).
Большинство участников представляли Соединенные Штаты, из Австралии приехали целых четыре команды, были фирмы из Канады, Израиля, Ирландии, Франции. Половина компаний вкладывала в разработки свои собственные средства (От сотен тысяч до десятков миллионов долларов), другие использовали деньги инвесторов. Некоторые решения поразили меня своей элегантностью и простотой.
Большинство этих продуктов не требуют сложной технологической базы. Подобные проекты — успешно, как показывает DEMO, претендующие на серьезные инвестиции, — вполне могли быть реализованы российскими разработчиками.
|