Очень похоже на BMW!

Автор: Евгений Козловский
Опубликовано в журнале "Компьютерра" №9 от 8 марта 2005 года.

Пару недель назад я имел долгую, около двух часов, беседу с главным начальством московского представительства китайской компании BBK, надеюсь, всем вам хорошо известной: с главой представительства Павлом Урсу и продакт-менеджером Михаилом Крундышевым. Темы мы затрагивали самые разные, в том числе несколько таких, которые, по моему мнению, будут интересны читателям «Компьютерры», — эти фрагменты я и решился предложить к публикации.

Когда спрашивают, какой DVD-плейер покупать, я обычно отвечаю и пишу в статьях: возьмите лучше BBK, потому что он будет читать всё, включая самую черную пиратку — плохо пропечатанные диски, исцарапанные… У вас что там, какая-то особая плавающая головка, о чем ходили слухи, или?..

М.К.: — Да нет, ситуация проста. Просто лоадер (Loader — собственно сам читающий механизм) Sanyo последнего поколения превосходит практически все представленные на рынке лоадеры.
П.У.: — Не надо жадничать по цене! Вот и всё!

Дело не в том. У меня, например, Pioneer не читает целый ряд дисков, которые легко читает BBK. Что касается качества штамповки, оставим ее пока в стороне. Давайте поговорим о том, что у DVD-протокола существует целый ряд каких-то там флажков, включая флажок региональный, флажок таблицы построения содержания, флажок видеоформата, — и вот когда я вставляю пиратский диск в Pioneer, физически он диск читает, но, увидев, например, что там флажок не 16:9, дает искаженную картинку, увидит еще что-нибудь — и начинает дергаться. Я вставляю этот же диск в BBK, и всё идеально показывается. Возникает предположение, и мои коллеги тоже к этому склоняются, что BBK попросту игнорирует флажки и демонстрирует реально записанный видео/аудиоконтент, плюя на запреты и рекомендации. У меня, например, есть один американский, суперлицензионный, диск, который на Pioneer’е не идет, а на BBK — легко.

Дальше: сейчас пошли двухслойные DVD-болванки. Я вставляю такую болванку в компьютер, записываю, вставляю диск в Pioneer, он первый слой проигрывает и мертво останавливается в момент перехода со слоя на слой. Я могу его перезагрузить и сразу начать со второго слоя, — и он будет играть, а границу перейти ему слабо. А BBK я проверял на двух моделях: на одной диск воспроизвелся идеально, я даже не заметил перехода; на другой был небольшой перескок, но легко поправляемый с пульта. И само собой, что BBK в гробу видал все эти региональные ограничения. Они, конечно, — полный маразм, однако существует консорциум, и считается хорошим тоном эти ограничения поддерживать. Вы в принципе все эти консорциумы «видали в гробу» или эдак тихонько… не обращаете внимания. Я вот разговаривал с представителями Sony: фирма является членом консорциума, громко кричит о поддержке региональных разграничений, — и тем не менее ни один сониевский аппарат с несломанным региональным ограничителем в России не продается: никто его не купит. Они это знают, но смотрят на это сквозь пальцы, потому что главное — деньги. Вы всё это ломаете изначально?

П.У.: — Нет, немножко не так. Давайте смотреть: что есть Sony? Что есть Philips? Это международные компании. Где они работают? Они работают в основном в странах с очень развитой защитой авторских прав и так далее. И где очень сильны держатели прав, все эти консорциумы. А что BBK? Какого происхождения эта компания? Китайская! Изначально работает на китайском рынке. Где отсутствуют или сведены к минимуму (по крайней мере, до вступления Китая в ВТО) всякого рода правовые вещи. То есть перед компанией в принципе не стояла задача соблюдения различных юридических ограничений. Традиционно не стояла. Надо было просто-напросто сделать продукт, который поглощает всё. Да, надо заплатить лицензионные отчисления DVD-консорциуму, надо заплатить лицензионные отчисления за декодеры и так далее, но внутри Китая вас никто не обязывает делать продукцию, которая была бы без транскодера. Поэтому изначально в любой продукции стоит автоматический транскодер, снята защита по регионам. И на это не обращается такое внимание, которое вынуждены обращать мировые лейблы.

А что, конфликтов в связи с этим не возникало? И не ожидается? В связи со вступлением в ВТО, например?

П.У.: — Они не могут возникнуть, потому что роялти за все значки уплачено…

А региональная защита?

П.У.: — Попробуйте-ка ввести на территории Китая региональные ограничения!

Я это очень хорошо понимаю и двумя руками поддерживаю. Но по мере дальнейшей интеграции в мировую экономику, какие-то с этим проблемы ожидаются?

П.У.: — Конечно. Ожидаются проблемы авторских прав за роялти по формату DVD. Но пока Китай не подписывал никаких соглашений, касающихся региональных ограничений. Это же не является авторским правом, не является лицензией. Это — некое соглашение между корпорациями, не более того…

…в котором вы не участвуете.

П.У.: — Да! В котором китайские корпорации не участвуют. Им это не нужно.

И прекрасно себя чувствуют?

П.У.: — Дескать, вы там, где-то у себя, договорились, — а мы здесь, мы и не знали про это. Покупая у вас микросхему, мы платим отчисления. А то, что существует еще что-то, мы не в курсе.

Технический вопрос. Из-за чего какие-то неправильные диски не играются на Pioneer’е, но играются на BBK?

М.К.: — Да нет технического вопроса! Пираты неправильно расставляют метки. Pioneer к ним прислушивается. А BBK их по умолчанию игнорирует и вызывает правильное изображение. Вот и всё.

П.У.: — Это комплекс мероприятий, и он не сделан специально. Одна тайваньская компания поставляет элементную базу специально для BBK, с расчетом на Китай. Может быть, если они поставляют микросхемы Samsung’у, — они поставляют чуть-чуть другую версию. Понимаете? Мы этого даже не знаем, если сказать честно. И еще: у нас нет экономии. Здесь очень важен лоадер. Мы ведь целый год изучали, как нам снизить на него цену, чтобы вписаться в бюджет. Просмотрели много вариантов, включая лоадер Samsung (он, к примеру, на два доллара дешевле, чем лоадер Sanyo), но перейти на него не смогли.

И все же лоадер дело десятое. Наверняка у Pioneer’а и Panasonic’а они не хуже.

М.К.: — В том-то и дело, что панасониковский лоадер хуже, чем от Sanyo. Он у нас раньше использовался.

П.У.: — Знаете, еще какая забавная ситуация: Samsung вынужден использовать свой лоадер, Panasonic — свой. А мы используем те, которые лучше других.

Хорошо. Но предположим, что по каким-то причинам завтра на BBK, в Китае, поменяли микросхемы. И вам пришла версия, которая отлично читает всю лицензию, а с пираткой обращается примерно так же, как мой Pioneer. Как вы на это посмотрите?

П.У.: — Во-первых, в Китае смена элементной базы не может произойти без нас.

Ну, предположим!

П.У.: — Это как: предположим, что произошел атомный взрыв?..

Нет, не атомный взрыв. Я, в сущности, спрашиваю: насколько для вас важно, чтобы ваши плейеры читали пиратку?

П.У.: — Нам очень важно, чтобы наш потребитель не имел никаких проблем при воспроизведении того контента, который у него есть.
Это не случайность, а вы этим специально занимаетесь.

П.У.: — Не то что обращаем внимание, — мы даже идем на большие убытки, связанные с тем, например, что мы вынуждены использовать лоадер Sanyo. А это очень дорого. Можно было б поменять и элементную базу на более дешевую, но менее качественную, универсальную. Но мы этого не хотим.

То есть для вас все же принципиально, чтобы не было никаких ограничений по регионам и неправильным меткам?

М.К.: — Это требование российского рынка, и его нельзя игнорировать.

Давайте предположим, что какой-нибудь всемирный антипиратский альянс залезет к нам на рынок и скажет: «Все проигрыватели, которые здесь продаются, воспроизводят пиратскую продукцию. Это незаконно!» И предложит какие-нибудь меры, санкции… Европейский суд… ну и в подобном роде…

М.К.: — Прежде всего, они должны сказать, на каком основании так считают…

На таком, что игнорируются метки, которые…

М.К.: — Давайте определимся. Мы против пиратства. И компания BBK в Китае тоже против пиратства. Вы ведь знаете, что такое MacroVision? И все наши плейеры продаются на рынке с не снятым MacroVision. Они не позволяют распространяться пиратству, они не дают возможности копировать DVD-диски на другие носители.

П.У.: — То есть то, что BBK подписала, — выполняется строго.

М.К.: — А вот насчет воспроизведения… Тут, извините, уже надо бороться с пиратством, а не с людьми, которые покупают пиратские диски.

Но это же одна из частей борьбы?

П.У.: — Нет!

М.К.: — Это, скорее, специфика рынка. Как по-вашему, что честнее: клясться, что фирма соблюдает региональные, скажем, ограничения, а потом давать сервисным центрам коды их снятия, или изначально заявить, что мы на это дело не обращаем внимания?

То, что вы делаете, мне нравится. Но я сейчас говорю не о том, что честнее и правильнее, а об общем принципе. Я сколько занимаюсь компьютерной журналистикой, столько и борюсь, по мере сил, со всеми этими копирайтными ограничениями, потому что все они — неправильные, потому что в цифровой век они должны быть перестроены. Это всё отомрет, — ну, лет через двадцать, через сорок…

П.У.: — Не отомрет…

Отомрет! А ежели не отомрет — перестроится, изменится. Будет что-то совсем другое. Ведь это же неправильно. Раньше изготовить книгу стоило дороже, чем стоили авторские права. Сейчас же, когда скопировать книгу можно за три минуты одним кликом мышки в Интернете… — это уже совсем другое. То же самое и с дисками и со всем остальным. Сегодня должны работать иные механизмы. Но мы сейчас не об этом. Я просто хотел узнать ваше концептуальное отношение к этому вопросу. Итак, MacroVision вы поддерживаете, а все остальное — регионы, метки — игнорируете.

М.К.: — На самом деле, тут всё определяется отношениями BBK China с мировыми держателями прав. Разумеется, постоянно идут некие переговоры, в результате которых возникает соглашение: MacroVision, допустим, остается, роялти за DVD — платится, а вот на эти вещи — как бы закрывают глаза.

П.У.: — Никто ничего не закрывает! Просто — никто не обязывает.

М.К.: — Это никакое не пиратство. BBK никогда не сделает ничего незаконного.

П.У.: — Если какое-нибудь ограничение будет введено юридически и за это будет назначена ответственность, — мы, естественно, ничего сделать не сможем. А все теперешние ограничения введены компаниями для разделения рынка. Никаких юридических обоснований под этим нет.

М.К.: — Это их договоренность между собой.

П.У.: — Если б были юридические обоснования, — всех бы обязали соблюдать правила. Никто б ни с кем не советовался.

М.К.: — И этот товар просто-напросто не пропустила бы таможня.

П.У.: — BBK вот сказали: для того чтобы производить DVD, надо подписать соглашение с MacroVision, — и BBK подписала. И никому в голову не пришло это игнорировать. А насчет воспроизведения различного пиратского контента, — здесь у нас нет вообще никакой позиции. Что тертые диски, что поцарапанные, что пиратские — нам безразлично: потребитель должен иметь наименьшее количество проблем с любым носителем…

М.К.: — …представленным на нашем рынке.

П.У.: — Техника должна быть как можно более надежной.

М.К.: — И главное в решении проблемы воспроизведения потертых или плохо пропечатанных дисков — комбинация лоадера и продвинутого чипсета. Чипсет у нас MediaTech 1389, на данный момент — один из самых прогрессивных. Он мало кому уступает по качеству и не заоблачен по цене. Есть много более дешевых чипсетов, функционально выполняющих то же самое. Но где-то на них диски не будут читаться, где-то возникнут еще какие-нибудь сбои…

М.К.: — А вот — довольно парадоксальная ситуация. Мы получаем наши новые устройства со встроенным карт-ридером. Все файлы, которые поддерживаются с диска, — поддерживаются и с него: JPG, MP3 и другие. Но почему-то тут возникают новые отчисления. Оказывается, Microsoft уже скупила всё, что связано с этими картами, и берет роялти еще и за то, чтобы все эти типы файлов, за которые, по сути, уже заплачено, поддерживались корректно: то есть корректно отображались русские символы и пр.

Ваша маркировка кажется мне ужасно невнятной. Она никак не отражает характеристик моделей.

М.К.: — Мы уже сделали на 2005 год новую маркировку, в которой будет три цифры. Очень похоже на BMW: первая, третья, пятая и седьмая серии. Так потребителю легче ориентироваться. Модель первого уровня включает караоке и поддержку всех DVD-форматов. Модель третьего уровня: то же плюс MPEG-4. Модель пятого уровня: караоке, но уже не обычное, а караоке плюс — с голосом солиста, поддержка всех DVD-форматов и все декодеры. Модель седьмого уровня: всё то же самое, что и ранее, плюс аудиофильские форматы DVD Audio, Super Audio CD, наличие цифрового выхода DVI, — то есть наш экстра-класс. Вторая цифра в маркировке будет обозначать тип корпуса: классический размер, 420 миллиметров, или компактный…

П.У.: — Есть нюанс, очень смешной. BBK — компания китайская. Так вот: на рынке Китая в принципе не существует модельных рядов. Всё, о чем говорил Миша, делается для России. А компании, которые выпускают продукцию для Китая, выпускает две модели: новую и старую. И обычно в магазинах присутствуют одна-две модели. Логика потребителя там такая: продается дорого только новая. А всё, что полугодовой или, скажем, трехмесячной давности, — уже старое. Для китайского рынка продукция производится так: делается миллион или полмиллиона одной модели, потом она закрывается, а через три месяца выходит новая модель. Старую модель не держат. Изначально, когда мы выпускали продукцию на российский рынок, — мы брали те названия, которые были в Китае. Мы эту ситуацию обдумали и решили ввести четкую классификация наших товаров. Даже все модели 2004 года будут переименованы. Все станет в единый ряд, чтобы из названия можно было всё понять. Не то чтобы их потребитель не прав, — просто он такой. К такому приучен. Хочет купить новое, — покупает новое. Пусть — вдвое дороже.


<<Женское ли дело — высокие технологии?
Все материалы номера
Языковая разобщенность в Сети >>