Три кванта вдохновения

Автор: Родион Романов
Опубликовано в журнале "Компьютерра" №9 от 8 марта 2005 года.

Квант первый: Перадор, XXI век

В письме институтскому однокашнику, который сейчас живет и работает в Канаде, я как-то рассказал, что затеял тему номера, посвященную роли женщин в прогрессе «высоких технологий», и попросил его прислать свои соображения. Он ответил письмом, фрагмент которого я помещаю ниже.

Я был потрясен. И мне, конечно же, захотелось разыскать Наталию Трубникову, пригласить ее поделится мыслями и ответить на несколько вопросов для будущей темы номера.

Мой товарищ написал вот что: Ты, как я догадываюсь, ждешь от меня ответа в том ключе, что без женщин мужчинам-ученым и инженерам не жить. Это не так. Есть много разных мотивов к работе. Но что-то в твоем вопросе меня задело. Я вспомнил давнюю историю о том, как когда-то посмотрел по телевизору фильм «31 июня» и буквально влюбился в Мелисенту (средневековую принцессу). Как мальчишка влюбился!!! Все же, наверное, не в принцессу, а в актрису, которая играла роль. Наталия Трубникова. Ночами не спал! И захотелось что-то сделать ради этой любви. Ты уж не смейся над моими переживаниями — я обещал быть откровенным с тобой, но если будешь писать статью, моего имени не упоминай. Я не стыжусь своего чувства, но не хотел бы пускать сюда современную молодежь. В общем, я вдруг осознал, что ведь на самом деле жили когда-то люди, преодолевали всякие трудности, любили друг друга, радовались чему-то, огорчались, смеялись… Вот бы увидеть все это своими глазами! Конечно, речь не идет о том, чтобы сделать «телевизор» для наблюдения за прошлым, но новые идеи из области алгоритмов фильтрации у меня в голове возникли. Эти идеи только в последние пару-тройку лет пошли в практическую разработку. Квантовая фильтрация сигналов во временно,й области. А в те времена я работал так, будто посвящал работу моей любимой. Не будь этого фильма, не сыграй там Трубникова, никогда бы я, скорее всего, за эти вещи не взялся. Не знаю, ответил ли я внятно на твой вопрос о роли вдохновения.

Наталия Трубникова любезно согласилась ответить на мои вопросы. Так родилось это короткое интервью.

Древние греки считали, что главное дело в жизни женщины — быть вдохновительницей мужей, пользуясь силой красоты, обаяния, любви, ума.Однако это накладывает на женщину особую ответственность — ведь вдохновить можно на такие дела, что волосы дыбом встанут…

— Быть музой, вдохновением — конечно, не главное дело, но важная миссия. Женщина передает мужчине путем настроений и образов, куда ему смотреть, чем интересоваться и что создавать, чтобы потом она могла им восхищаться, его реализацией чего-то в нашем материальном мире.

К сожалению, от воспитания критериев у женщины будет зависеть, чем она захочет восхищаться. На это она и будет вдохновлять мужчину.

Мое мнение таково: женщины и мужчины приходят в этот мир, чтобы сделать жизнь лучше во всех ее проявлениях — вот что самое главное.

О чем думает актриса, играя роль героини, которая наверняка будет симпатична многим молодым людям? Понимает ли это? Бывают ли мысли о том, как повлияет сыгранная роль на жизнь многих людей?

— Во время работы над спектаклем или фильмом актриса старается посредством создаваемого образа решать задачи, поставленные режиссером и произведением.

Если это положительная героиня, то мое желание, чтобы зрители стремились быть такими же и искали бы себе таких избранниц. Если роль отрицательная, то я надеюсь, что зрители будут предупреждены и будут опасаться в жизни таких людей. Бывает грустно, когда зрители, наивно как дети, ассоциируют характер и поступки киногероини с реальной актрисой или актером и верят, что актер или актриса в жизни точно такие же, как их герои на экране или на сцене.

Совет зрителю: не смешивать реального человека и образ, созданный им на экране, на TV, на сцене, — тогда не будет разочарований. «Не сотвори себе кумира» — это предупреждение из древности, из Библии.

Но вот принцесса Мелисента из «31 июня» — очень сильный, чистый и цельный образ, — к этим качествам я стремлюсь в жизни, хотя людям с такими принципами в современном мире очень трудно. Интересными были для меня случайные встречи, по работе и в жизни, много лет спустя после выхода фильма. Узнав, что я играла ту самую Мелисенту, люди менялись на глазах, рассказывали, что этот образ был для них идеалом, как менялись их интересы, устремления и даже профессии, они становились лучше, сильнее, целеустремленнее. Для меня это высокая оценка моей работы в фильме. Также мне очень приятно было узнать, что образ принцессы из XII века вдохновил вашего знакомого на создание чего-то нового в квантовых вычислениях. Это прекрасно.

Какое занятие в жизни вы считаете наиболее подходящим для женщины? И чем, по вашему мнению, женщины заниматься не должны?

— Любой человек, как мужчина, так и женщина, должен стараться посвящать себя тому делу, к которому лежит душа и есть талант, плюс профессионализм и личный выбор, конечно. К сожалению, и мужчины, и женщины часто занимаются тем, чем не должны заниматься. Это либо желание выделиться необычностью, либо, что реже, крайняя необходимость.

Считается, что будущее создается теми отраслями, которые обычно называют высокими технологиями. Но именно в этой области человеческой деятельности поразительно мало женщин. Разве женщины не интересуются строительством будущего? Или неверен исходный тезис, и не высокие технологии определяют облик грядущего?

— Женщины, все по-разному, каждый день что-то создают — ткут ковер будущего: рожают, воспитывают, направляют детей на то или иное образование. Обучают детей в яслях, садах, школах, театрах, вузах, лечат их. От того, какие программы воспитания и какие ценности будут заложены в подрастающее поколение, и зависит облик будущего, в том числе и высоких технологий.

Квант второй: прекрасное — далёко

Наталья Гусева… Фильм «Гостья из будущего», снятый по сценарию Кира Булычева и Павла Арсенова. Роль Алисы Селезневой… вспоминаете? Давным-давно, уйдя из мира кино и придя в мир хайтека, став профессиональным биотехнологом, она вот уже много лет занимает первые места (На момент сдачи статьи в печать — 2-е место. — Ю.Р.) в рейтинге популярности российских киноартистов на www.rusactors.ru. И все эти годы остается источником вдохновения для двух поколений инженерно-технических работников — и активно действующего, и подрастающего.

Виктор Соловьев — ведущий специалист компании, работающей в области сотовой связи (Ростов-на-Дону). Профессиональная деятельность: развитие и внедрение новых технологий. Мы говорили о вдохновении.

Насколько современный, сильный, самостоятельный мужчина «из мира хайтека» нуждается в помощи и поддержке любимой женщины?

— В принципе, женщины, сами по себе, являются дезорганизующим фактором для мужчины во время его творческого хайтек-процесса. Во многих компаниях на столах запрещается иметь семейные фотографии. И я считаю, что это правильно. «Ути-пути» и хайтек несовместимы.

Радость работы ради Прекрасной Дамы — это что? Телячьи нежности или что-то большее? Или этого вообще не существует в реальной жизни?

— Настоящая мужская работа (например, оборона страны или космическая промышленность, роботехника и т. п.) не терпит посторонних мыслей. Нельзя нести вахту в ЦУПе, думая о том, что подарить жене на день рождения, или беспокоясь о каких-либо семейных неурядицах. И в то же время мужчина является добытчиком. От суровых реалий жизни не уйти. И поэтому всегда где-то там, в подкорке, живет мысль, что мы ходим на работу еще и для того, чтобы купить подарок жене или новый портфель «оболтусу».

Меняемся ли мы, наши мужские характеры и представления под влиянием «киношного» образа? Не случись фильма о Гостье из будущего, вы сегодня были бы другим? Или ничего не поменялось бы? В самом широком смысле?

— Безусловно, поменялось бы. Без фильма ничего бы не произошло. «А сегодня что для Завтра сделал я?!» — этот вопрос с того мгновения стал девизом для многих мальчишек (и меня тоже) — будущих технарей. Даже сегодня этот фильм вызывает бурю восторга у наших детей.

Недавно старший сын (двенадцать лет) первый раз посмотрел «Гостью»:

— Папа, а она уже взрослая, эта Наташа?
— Да. У нее доченька уже — восемь лет…
— «Какая жаль!» (С грустью.)
— ??
— Понимаешь, папа….
— Да-а…. Я тебя понимаю… (С ностальгией.)
— Вот если бы… То я бы…
— Да я знаю… В свое время я и сам не успел. Кое-кто выпрыгнул из коробки раньше меня…
— Как это?
— Ладно, проехали…
— Пап, ну расскажи!

Полтора часа рассказываю про Игоря Всеволодовича (Кира Булычева), про фильм и про Наташу (Алису). Все, что знаю. Вижу, у сына искорки в глазах:

— Говоришь, Алисе девять будет?

«Девочки в пижамах! Остановитесь!» Я убит! Наповал! Тот Наташин образ и до сих пор напрочь сносит башню у всей мужской половины населения планеты Земля!

Нам, детям 80-х, становится страшно, когда двенадцатилетние пацаны на вопрос «Что такое Ленинград?» отвечают, что «это группа такая!», а на «октябрятский» значок они показывают и спрашивают: «Как зовут этого покемона?» После этого не хочется у них спрашивать, кто такой Кир Булычев, не говоря уже о Наташе… Ну откуда им знать? Им подавай «Vice City» с кодами… Боже, как мне стыдно… Стыдно от того, что мне стыдно за них!

У многих тогда появилась Мечта, цель в жизни. Благодаря этому фильму. А фильм получился только благодаря Наташе. Тогда, в 1985-м, считалось абсолютно нормальным поступком: где-то самым неведомым образом за сумасшедшие для того времени деньги — пятьдесят рублей — купить ЕЁ домашний адрес и жить под ЕЁ дверью с бутербродами в пакете или висеть на тополе с биноклем на уровне ЕЁ окон на пятом этаже…

Эти добрые бездонные голубые глазюхи и открытая улыбка «как у Гагарина»… Кажется, что за них отдашь все! И хотя Алиса — это персонаж, а Наташа — это Наташа, но все равно! Алиса, «Я клянусь, что стану чище и добрее!»

Повстречай я Наталью, улыбнулся бы и со словами «Наташа, спасибо Вам за то, что Вы — вдохновение», поцеловал бы ей руку.

Квант третий: женская роль

Моя собеседница — Ольга Таевская, создатель и главный редактор первого российского женского интернет-журнала WWWoman (www.newwoman.ru), первый номер которого вышел 4 мая 1998 года. Живет в Иркутске.

Один из респондентов (мужчина) сказал мне, что участие женщин в техническом прогрессе всегда будет минимальным, так как «женщинам наплевать на прогресс, был бы милый рядом… Не понимают они в этом ничего, и не хотят понимать». Прокомментируйте, пожалуйста, эту точку зрения.

— Думаю, для большинства женщин их личная жизнь — любимый человек, счастливая семья, благополучные дети — является важнее трудовых успехов и изобретения каких-то технических новшеств. Но им далеко не безразличны научные новинки, если их можно приспособить для собственных нужд и решения бытовых и иных проблем. Женщина по сути своей — очень практичное существо, она всегда старается взять на вооружение все полезное, особенно не вникая в то, как это там внутри устроено и работает. На своем личном примере могу пояснить: компьютер и Интернет использую в работе оптимально и лаконично — учусь только тому и использую только то, что нужно для выполнения конкретных задач в моей роли «человека-редакции» онлайнового журнала.

Существует мнение, что «проникновению» женщин в ряды сотрудников хайтек-фирм активно препятствуют мужчины, инстинктивно стараясь сохранить за собой область деятельности, в которой они самоутверждаются как пол, «сильный головой». Насколько это мнение справедливо?

— Стереотипы никогда не возникают на пустом месте. Большинство женщин действительно хуже разбираются в высоких технологиях и медленнее усваиваюет всевозможные научные новшества. И не потому, что они «слабее головой» или не имеют аналитических способностей, а в силу различной с мужчинами концентрации внимания на карьере и профессиональном становлении. Вначале почти каждая женщина будет пытаться занять место под солнцем, используя свою красоту и прочие женские преимущества, и лишь осознав, путем проб и ошибок, шаткость такого пути, решит серьезно попробовать себя в карьере. К тому же исконная роль женщины более ответственна и серьезна — хранить очаг, рожать, оберегать и воспитывать потомство. Не будет потомства — некому будет есть «мамонта», добытого мужчиной, и пользоваться продуктами его умной головы.

Как женщина ответила бы на вопрос: для чего нам вообще нужны эти высокие технологии?

— Мечты должны сбываться! Хотя бы изредка. В детстве, слушая сказки, а позже — читая фантастику, мы мечтали вместе с волшебниками, открывали в своем воображении новые жизненные горизонты, мысленно создавали модели иной, необыкновенной жизни. И разве это не волшебство — говорить с родными из сибирского города, валяясь на черноморском пляже? Разве это не сказка — послать электронное письмо в Майами и через минуту получить ответ? Все эти новшества позволяют нам верить в новое невозможное и новое несбыточное. Пока несбыточное.

Какой видит женщина свою роль в прогрессе высоких технологий, если уж она решает участвовать в нем?

— Вдохновлять волшебников-мужчин, чтобы они не разучились творить чудеса и дарить их всему человечеству.


<<Железный поток
Все материалы номера
Понятия (не)совместимые: Эпическое повествование с лирическими нотками >>