А караван идет…

Автор: Денис Коновальчик
Опубликовано в журнале "Компьютерра" №9 от 8 марта 2005 года.

Жизнь, как известно, похожа на зебру: удачные дни чередуются с такими, что хоть волком вой. Даже сильным мира сего никуда не деться от этой закономерности. Вот и компания Google недавно ступила на «темную полосу»: создателей «поисковика номер один» накрыл перекрестный огонь критиков и недоброжелателей.

Все началось с того, что ряд американских фирм горячо невзлюбил опцию Autolink в Google Toolbar — расширении для браузера, разместившем на одной «приборной доске» доступ к ряду поисковых сервисов Google. При включении этой опции (в настоящий момент доступной лишь для жителей Соединенных Штатов) помимо реальных ссылок на веб-странице пользователь видит и дополнительные, сгенерированные поисковиком на основе анализа содержимого странички. Большинство «ссылок-самозванок» указывает на собственные поисковые сервисы Google — к примеру, обнаружив в тексте странички почтовый адрес, поисковик предложит взглянуть на карту указанной местности на сайте Google Maps. Не позабыты и компании, заключившие с Google контракты на размещение контекстной рекламы: так, наткнувшись в тексте на упоминание какой-нибудь книги, Google тут же «вшивает» в него ссылку на онлайновый прилавок Amazon, где можно приобрести заветный фолиант.

Замечание представителей Google о том, что эту возможность можно отключить в любой момент, отнюдь не переубедило критиков, считающих Autolink средством недобросовестной конкуренции. Неистовый хор представителей ряда компаний (разумеется, тех, что обойдены новой фичей) требует от создателей поисковика отказаться от злосчастной опции, в противном случае грозя судом. Помимо деятелей индустрии, в конфликт вмешался и ряд общественных организаций-тяжеловесов. Так, основатель фонда Grassroots Media Дэн Гилмор (Dan Gillmor) без обиняков заявляет, что «Autolink — неудачный ход, предпринятый компанией, стремящейся ускорить свой и без того чересчур быстрый рост». Несколько иную точку зрения выражает видный писатель-фантаст, а по совместительству — активный поборник электронных прав и свобод Кори Доктороу (Cory Doctorow). По его мнению, ничего криминального в Autolink нет, но гугловцы в обязательном порядке должны дать пользователям право самостоятельно настраивать список «автолинкуемых» компаний.

Чем закончится заваруха, пока неясно. Многие считают, что Google наступила на те же грабли, что и Microsoft несколько лет назад — тогда под нажимом общественности редмондскому гиганту пришлось отказаться от технологии Smart Tags, позволяющей «линковать» конкретные слова в тексте с компаниями-владельцами одноименных торговых марок.

Не везет так не везет: вдобавок к агрессивно настроенным соотечественникам в крестовый поход на Google пошли ревностно охраняющие национальные культурные ценности французы. Негодование представителей ряда ведущих библиотек страны вызвал проект Google Print (см. «КТ» #563) по переводу в «цифру» томов многочисленных американских книгохранилищ. По мнению французов, такой шаг гугловцев укрепит англоязычную экспансию в Сети, нанеся непоправимый ущерб иным культурам. В своей резолюции, выдержанной в стиле листовок военного времени, библиотекари-радикалы призывают срочно организовать альтернативный проект в рамках Евросоюза, а также подвигнуть земляков-программистов на создание (ни больше ни меньше) «европейского поисковика».

Если перспектива боев с ополчением французских архивариусов способна вызвать у представителей Google лишь легкую усмешку, то статистические данные, опубликованные аналитической компанией Nielsen//NetRatings, возможно, заставят их более реалистично оценить место своей фирмы в поисковой вселенной. Как выяснилось в ходе опроса завсегдатаев сайта Google.com, 58% из них отнюдь не ограничиваются штудиями в любимой поисковой системе, используя как минимум один из двух других поисковиков «большой тройки» — Yahoo! или MSN. Почивать на лаврах гугловцам и впрямь не резон: куда более широкие медиа-возможности позволяют конкурентам успешно подсиживать поискового чемпиона. Правда, приверженцы Google более преданы своему фавориту: доля «перебежчиков» у MSN и Yahoo составляет около 70%.

Впрочем, «собака лает, а караван идет»: последние неудачи не выбили гугловцев из колеи, и они продолжили заниматься своим главным делом — выводом на орбиту новых оригинальных сервисов. «Ответом Чемберлену» стало создание поискового оператора «movie:» — эта фича ориентирована на тех, кто хочет искать информацию о полюбившемся фильме не только по названию и фамилиям создателей, но и по случайной фразе, оброненной кем-то из персонажей. Правда, обжегшись на молоке, устроители нового сервиса предусмотрительно дуют на воду, сопровождая список найденных рецензий надписью: «Выбор и размещение обзоров фильмов на этой странице проводились в автоматическом режиме компьютерной программой. При подготовке этой страницы ни один кинокритик не пострадал и даже не был использован».


<<Вокруг света за 80 часов
Все материалы номера
Микрофишки >>