Полистаем Гуглопедию?

Автор: Денис Коновальчик
Опубликовано в журнале "Компьютерра" №7 от 22 февраля 2005 года.

Не секрет, что нынешний взлет Google многие аналитики расценивают как подлинное бизнес-чудо.

Шутка ли, компания, всего лишь пару-тройку лет назад известная только узкому кругу интернетчиков, ныне начисто смела с первых полос IT-хроники таких гигантов, как IBM или Microsoft. Впрочем, в разговоре с бизнес-акулами, упоминания одной лишь мистики явно маловато, так что на встрече с аналитиками Уолл-стрита руководителям Google невольно пришлось приоткрыть завесу секретности над своей стратегией.

Формула успеха, утверждает CEO Google Эрик Шмидт (Eric Schmidt), проста и описывается соотношением 70:20:10 — именно в такой пропорции компания распределяет инвестиции между текущими разработками. 70% средств из своего бумажника Google тратит на дальнейшее развитие поискового движка и контекстной рекламы — тех самых областей, которые приносят фирме львиную долю прибылей. Пятая часть инвестиционного пирога достается новым, но уже достаточно хорошо зарекомендовавшим себя разработкам — таким, как софтина Google Desktop Search или сервис Froogle по поиску товаров и услуг. Судьба оставшихся 10% куда туманнее — по словам Шмидта, они уходят на самые неожиданные и смелые проекты, за окупаемость которых заранее не может поручиться никто. Впрочем, как показывает время, именно эта «великолепная десятка» позволяет компании вновь и вновь заявлять о себе миру.

Несмотря на то что о грядущих проектах создатели величайшего поисковика предпочитают не распространяться, о «громадье планов» подчас удается узнать загодя. Так, нынче все идет к тому, что в ближайшее время Google примерит на себя сюртук архивариуса, предложив свободной энциклопедии Wikipedia свои серверы и техническую поддержку. Группе «википедистов», вынужденной из-за нынешней перегрузки то и дело отключать опцию поиска в своем талмуде, новый хостинг, вероятно, придется по вкусу. Как заверили своих будущих клиентов «гугловцы», они намерены свято блюсти некоммерческий статус энциклопедии, наложив вето на показ какой-либо рекламы на ее страницах.

Дальнейшая судьба свода мирового разума решится в марте на совместном заседании представителей Google и шефствующей над Wikipedia организации Wiki Media Foundation. Страсти, бушующие в «вики-форумах», свидетельствуют о том, что мнения энциклопедического сообщества по поводу грядущего переезда полярно разделились. Восторженные отзывы: «ах, какая великолепная идея!» соседствуют с мрачными предположениями: «технократы из Google проглотят нас с потрохами».

Что ж, пессимистов нетрудно понять: стремительно расширяясь, Google мало-помалу перенимает у могущественных конкурентов «классово чуждую идеологию», все меньше походя на сообщество талантливых единомышленников. Яркой иллюстрацией тому является печальная история блоггера Майкла Джена (Michael Jen), не продержавшегося в Google и месяца. Свои впечатления о работе в компании он публиковал в личном дневнике под названием NinetyNineZeroes («99 нулей»; на один ноль меньше, чем в числе гугол, 10100, давшем название поисковику). Начальственный гнев вызвали ехидные замечания Майкла о трениях, то и дело возникающих между рядовыми «гугловцами» и представителями высшего руководства. Любопытно, что уволившая сетевого борзописца Google попала в один ряд со столь ревнивыми поборниками корпоративной этики, как Microsoft и авиакомпания Delta.


<<Инфузории, бабочки, киты и штрих-коды
Все материалы номера
Каждый шаг оставляет след >>