Шестопятый
Автор: Серж Скаут Шествие шестой версии QuarkXPress по миру язык не поворачивается назвать победоносным. А уж что касается наших краев (в которых обитают преимущественно русскоговорящие и кириллицепишущие авторы — что вынуждает подстраиваться и верстальщиков), — так вот, что касается наших краев, то здесь сие шествие можно смело называть провальным.Нет, вкусного в шестой версии предостаточно; глаза верстальщиков разгорались при упоминании чудесных возможностей, которых им так не хватало раньше, где-нибудь (где-где!) раздобывался дистрибутив, устанавливался — береженого бог бережет — в отдельную папочку, в дополнение к уже стоящим четвертому и пятому, наконец, шестерка запускалась… пробовалась… и сносилась. Или оставлялась «на всякий случай». Верстка же продолжалась в старой и такой родной пятой или даже четвертой версии, вылизанной и отлаженной до мелочей. Одной из главных проблем «шестерки» стало отсутствие поддержки «старых» xtension’ов, что привело в первую очередь к невозможности расставить простые и незамысловатые переносы. Увы, ни CodeCamp Autodash, ни Techno Design Hyphenator XT русских переносов в шестом QuarkXPress не поддерживали (Дабы не кривить душой, отмечу, что на сайте Techno Design указана поддержка русских переносов в QuarkXPress 6 и выше, но — только для «Маков». И неполная. «Мака» у меня нет уже давно, поэтому проверить, насколько она неполна, не удалось, однако на форумах об этом Hyphenator можно прочесть не самые лестные отзывы). Казалось бы, пустяк — переносы! Но ежели вы верстаете на потоке, то пустяком это очень скоро быть перестает. Можно было, конечно, пользоваться сторонними программами и обрабатывать каждый текстовый файл перед его втаскиванием в верстку, но… очень уж это неудобно, поверьте. И потом: что делать с правками? Расставлять в них переносы вручную? В общем, эти черточки стали той самой соломинкой, которая и сломала спину «шестому верблюду». Выход шестопятой (Эх! Когда-то шестопятым был пижамкер (PageMaker 6.5), а вот теперь так ласково можно и Quark обозвать… Как известно, история повторяется трижды: в первый раз — трагедия, во второй — комедия, в третий — фарс. Что же получается, InDesign 6.5 и окажется тем самым фарсом?) версии QuarkXPress ситуацию с переносами, конечно же, не прояснил. Посему мы как-то обошли вниманием это событие и обходили бы его, возможно, еще долго, если б не обещание все того же Techno Design (www.technodesign.com) выпустить-таки в феврале сего года долгожданный русский Hyphenator XT для QuarkXPress 6 и выше на платформе PC. «Ну, раз переносчик будет, тогда и о программе можно написать», — добродушно подумал я. Благо аккурат к этому моменту из компании «Терем» (www.terem.ru) к нам на тестирование добрался и сам Шестопятый. Порывшись в архивах «Компьютерры», я обнаружил, что просто шестой QuarkXPress выпал из нашего поля зрения, а посему, рассказывая о самой последней версии короля верстальных пакетов (Пока — короля. Но трон расшатывает InDesign…), я не стану концентрироваться только на возможностях, предоставляемых апдейтом, но в целом рассмотрю сильные и слабые стороны текущей версии программы. Итак… Что мы имеем с гуся?Шестая версия добавила «верстаку» долгожданные новые функции и закрыла старые дыры, с которыми продавать продукт было уже как-то неловко. Первой из них стала нормальная поддержка Undo/Redo, которая во всех более ранних версия была немного странной — никогда нельзя было заранее угадать, какие из ваших действий Quark согласится отменить, а какие — нет. Посему опытные верстальщики настраивали программу на частое автосохранение множества копий. В шестом Quark’e появилась поддержка как Windows XP, так и Mac OS X. Понятно, что без этого трудно было рассчитывать на успех «шестерки». Наконец-то была доработана поддержка таблиц, которые в пятой версии создавать было можно, но с ба-а-альшим трудом. Шестая версия позволила связывать текстовые блоки в таблице между собой и с другими блоками на странице, гибко форматировать цвет и обрамление ячеек и даже делать их прозрачными и «без бордюра» (как — смотрите во врезке). Улучшилась и работа с иллюстрациями в таблицах — верстальщики теперь могли обтравливать их так же, как и «простые» картинки на странице. Еще: усовершенствовалась поддержка печати, расширились возможности работы со слоями… Но все это не заслуживало бы смены номера версии, если бы не смена самой парадигмы работы. Основным нововведением в QuarkXPress 6 стала идеология «документов широкого назначения» — один и тот же проект мог содержать несколько вариантов отображения документа, оптимизированного как для печати, так и для Web. Иными словами, был применен принцип «данные — отдельно, оформление — отдельно», то есть обновление какого-либо элемента в одном из вариантов документа приводило к его автоматическому обновлению во всех версиях оформления, что означало значительное уменьшение работы корпоративным верстальщикам: единожды создав шаблон, к примеру, листовки и веб-страницы для «нового продукта», они могли затем избежать двойной переделки макета для разных целей. Естественно, это привело к тому, что QuarkXPress из просто верстальной программы превратился в гибрид «верстака» и HTML-редактора — большинство нововведений «шестерки» касалось именно работы под Web. Так, шестой Quark позволял создавать выпадающие меню, ролловеры, формы, работать с каскадными таблицами стилей, экспортировать HTML и просматривать его в любимом браузере (который, кстати, тоже можно было выбрать). Все это было замечательно, но… На фига козе баян?Иными словами, зачем верстальщикам HTML? Люди, профессионально создающие полноцветные журналы и ежедневные газеты, вряд ли обрадуются перспективе становиться начинающими веб-дизайнерами. И, кстати, куда в таком случае девать весь тот корпоративный штат веб-мастеров, который до появления шестой версии QuarkXPress выполнял работу по оформлению веб-страниц? Увольнять? Или заставлять ручками править те страницы, что выйдут «из-под пера» верстальщиков? В общем, идея, как всегда, была замечательной. Одно плохо: к реальному производственному процессу она оказалась мало применимой (Я верю, что где-то в мире, а возможно, и в нашей стране, есть корпорации, в которых workflow построен именно так, как задумано маркетологами Quark. Я даже верю, что они работают и приносят прибыль. Но я также убежден, что количество проданных им лицензий составляет ничтожно малую долю от числа людей, использовавших и использующих QuarkXPress исключительно для верстки, верстки и еще раз верстки). Поэтому ни в версии 6.1, ни в текущей версии 6.5 мы не встретим обновлений к «веб-дизайнерскому» инструментарию QuarkXPress. И слава богу! Благодаря этому у программистов компании появилась возможность заняться тем, чем им с самого начала и следовало заниматься, — дополнять и улучшать действительно самую удачную и проработанную программу верстки на планете. В версии 6.1 были исправлены некоторые недоработки в плане типографики, печати и работы с PDF-файлами. К чести Quark Inc., этих ошибок было совсем немного, и проявлялись они преимущественно при редких стечениях неблагоприятных факторов (читая описания ситуаций, в которых та или иная ошибка имела место быть, я порой удивлялся, как подобную ситуацию вообще можно смоделировать?). Ну да ревностное отношение к качеству своей продукции всегда отличало компанию, которая могла годами вылизывать очередную промежуточную версию программы. Однако вернемся к версии 6.1. Ее ключевыми дополнениями стали механизм гибкой настройки привязок шрифтов (Font mapping) и набор расширений для работы с внешними данными. Так, добавилась возможность передать изображение в выбранный графический редактор непосредственно из контекстного меню картинки (c последующим реимпортом отредактированного файла). Затем QuarkXPress стал понимать данные Microsoft Excel, позволяя создавать таблицы на основе данных Excel и импортировать из него графики и рисунки. Расширения Full Resolution Preview и EPS preview дали возможность просматривать картинки в верстке в их реальном разрешении и цвете. В общем, что ни обновление — то лепота! Затем планировался выход версии 6.2 и традиционное для Quark неспешное движение к «семерке» через ряд промежуточных релизов. Однако рынок рассудил по-своему: растущая популярность InDesign вынудила Quark форсировать разработку обновлений. В результате после 6.1 появилась сразу версия 6.5, в которую включено многое из того, что мы должны были увидеть лишь в окончательном релизе «семерки». Приятно видеть, что основное направление развития — улучшение интеграции с графическими пакетами и работы с элементами верстки — сохранилось, и вместо какого-нибудь, скажем, экспорта страниц во флэш-мультфильмы верстальщики получили действительно полезные дополнения. О них — подробнее. Картинку мне!
|
| Все материалы номера |
|