Новости

Опубликовано в журнале "Компьютерра" №4 от 1 февраля 2005 года.

Marlin хочет остаться один

Четыре крупнейших изготовителя бытовой электроники — Sony, Samsung, Philips и Matsushita (более известная под брэндом Panasonic) — объявили о новой «объединительной» инициативе, направленной на создание единого стандарта для защиты цифрового контента от копирования. Совместно с калифорнийской компанией защиты информации Intertrust, четыре гиганта создают единый комплект спецификаций DRM («управления цифровыми правами»), который получил название Marlin и с 2006 г. будет встраиваться для защиты музыки и видео поначалу в продукцию упомянутых фирм, а затем… как пойдет. Конечно, участники Marlin Joint Development Association очень надеются, что к их инициативе присоединятся и другие ключевые участники рынка, которых не может не волновать изобилие разных и часто несовместимых DRM-стандартов. Во что это уже вылилось, прекрасно известно.

В суперпопулярном iTunes, онлайновом музыкальном магазине корпорации Apple, все устроено и функционирует замечательно, но лишь пока клиент использует плейер iPod той же Apple. Популярные, скажем, плейеры от Creative работают под Windows и заточены, естественно, под DRM фирмы Microsoft, совершенно отличный от эппловской технологии FairPlay. А новые MP3-плейеры корпорации Sony вообще имеют особую систему DRM и легально могут воспроизводить только музыку, скачанную с сайта Connect Music Store, собственного онлайнового магазина Sony.

Для фирм компьютерной индустрии и бытовой электроники, вероятно, жизнь стала бы значительно проще, если б удалось договориться о едином стандарте. Однако при бесспорном доминировании Apple на рынке легальной цифровой музыки в Интернете и при доле 63,5%, приходящейся на iPod на американском рынке портативных плейеров (по данным NPD Group), сомнительно, чтобы корпорация Apple отказалась от своей FairPlay в пользу альтернативной системы Marlin. Да и Microsoft не испытывает по этому поводу энтузиазма, поскольку имеет собственную технологию, встроенную в широко распространенный формат Windows Media. Скорее всего, в конечном счете ситуация будет зависеть от выбора гигантов звукозаписи и киноиндустрии, владеющих контентом. Однако в нынешних условиях (когда на рынке музыки уже имеются очень сильные стандарты-конкуренты, а видеорынок раздирают собственные форматные войны) всеобщий стандарт-консенсус представляется маловероятным.

Что же касается конечных пользователей, то им ни одна из DRM-инициатив не принесла пока никакой пользы. И вряд ли принесет, поскольку нет там ничего, кроме удорожания продукта (из-за усложнения технологии и кучи лицензионно-патентных накруток) да бесконечного урезания полезных функций аппаратуры. К тому же разнобой в DRM-технологиях очень удобен для того, чтобы заставить потребителя много раз покупать одну и ту же музыку — то в версии для iPod, то для автомобиля, где плейер под WMA, то в формате рингтона… — Б.К.

стр. 2 >>


<<Микрофишки
Все материалы номера
Сумбур вместо музыки прогресса >>