«Не–кола для Николы»

Автор: Денис Коновальчик
Опубликовано в журнале "Компьютерра" №3 от 25 января 2005 года.

Мы уже рассказывали о случаях, когда идеология открытых исходников применяется для распространения продуктов, отличных от программного обеспечения. Однако, как правило, эта тема затрагивалась нами походя и должного внимания ей не уделялось. Дайджест самых необычных применений концепции open source, подготовленный Денисом Коновальчиком, немного заполняет возникшую брешь. Конечно, большую часть описанных проектов можно смело отнести к категории «цирк уехал», однако лицензии Creative Commons (Поскольку в целом лицензии Creative Commons гораздо гибче и мягче пресловутого копирайта, в статье они упоминаются буквально через запятую с GPL, хотя заметно отличаются от нее. Кроме того, лицензии CC намного лучше подходят к литературным или музыкальным произведениям, тогда как GPL и производные от нее заточены все же под программное обеспечение. — Прим. ред) — вполне достойная альтернатива сегодняшним жестким ограничениям на распространение и использование «плодов творческого труда». — В.Г.

С легкой руки энтузиастов всеобщей открытости одним из ее бастионов стал общепит, где термин «открытый продукт» приобретает буквальное значение. До сих пор бал в этой отрасли правили жадные монополисты, предпочитавшие держать свои технологии под «толстым-толстым слоем шоколада» и стирать в кокосовый порошок тех, кто проникал в их «ноу-хау». Впрочем, времена меняются, и порукой тому — «открытая» газвода, именуемая OpenCola Softdrink (навязшее в зубах слово «soft» здесь предстает перед нами в несколько ином значении — «приятный», «нежный»).
Первоначально OpenCola была всего лишь рекламным трюком одноименной канадской компании, созданной в 1999 году при участии сетевого журналиста и писателя-фантаста Кори Доктороу (Cory Doctorow). Компания занималась написанием клиентских приложений для бывших тогда в диковинку пиринговых сетей, и ее хозяева столь экстравагантным способом надеялись привлечь внимание к своим разработкам. На протяжении ряда лет на компьютерных выставках «официанты» разносили посетителям подносы с посеребренными жестяными баночками, в которых плескался шипучий напиток, на вкус напоминающий «коммерческую» колу. Помимо перечня ингредиентов, на боку каждой «жестянки» красовалось приглашение посетить фирменный сайт, где можно было скачать исчерпывающую рецептуру для изготовления газировки в домашних условиях. Народу новая кола явно пришлась по вкусу: благодаря лицензии GPL, позволяющей модификацию и некоммерческое распространение рецепта, как грибы после дождя начали появляться его «кастомизированные» версии.

С самой же софтверной компанией столь оригинальный рекламный ход сыграл злую шутку: отныне широкой общественности она стала известна в первую очередь благодаря своей шипучке. За все время существования OpenCola было реализовано сто пятьдесят тысяч банок оригинального напитка — и неизвестно еще сколько колы самостоятельно изготовили пользователи, скачавшие с сайта рецепт. Увы, с 2003 года, после поглощения компании OpenCola канадской Open Text Corporation официальная поддержка чудодейственного напитка прекратилась, а упоминаний о нем на сайте нового хозяина не найти днем с огнем (не иначе — могущественные конкуренты постарались). Впрочем, судьба «открытой колы» на этом отнюдь не завершена, о чем свидетельствует Google, и поныне выдающий по запросу «opencola» больше пятнадцати тысяч ссылок.

Не секрет, что по части распространения алкогольной продукции с «открытыми исходниками» Россия давно обскакала весь остальной мир: испокон веку чуть ли не в каждой деревне изготавливался свой сорт водки, так что в руки конечного потребителя вместе с чаркой попадала и доморощенная инструкция по ее изготовлению. Похоже, что с появлением Интернета «заграница» начала наверстывать упущенное — ныне по Сети гуляет рецепт первого в мире «опенсорсного» пива под названием Vores Oel («Наше пиво»). В роли пивоваров выступили питомцы Копенгагенского университета высоких технологий. По их словам, версия 1.0 этого напитка крепостью в 6 градусов создана с учетом многовековых национальных пивоваренных традиций. Наряду с завещанными предками «исходниками» в виде ячменя и солода в состав нового пива включен и новомодный «плагин» — сок бразильской гуараны, обладающий тонизирующим эффектом. Правда, о передозировке кофеина гурманы могут не беспокоиться: его в кружке интернет-пивка меньше, чем в чашке обыкновенного черного кофе.

О перспективах изготовления новинки в промышленных масштабах пока ничего не известно; впрочем, шествию по свету «Нашего пива» это не грозит — в согласии с лицензией его чудо-рецепт может распространяться совершенно бесплатно. Практически любой пивовар-любитель, ознакомившийся с инструкцией на официальном сайте (www.voresoel.dk), может сварить личный бочонок и продать его в ближайший паб. Хочется верить, что в скором будущем ассортимент «опенсорсных» деликатесов достигнет размеров ресторанного меню средней руки (Вообще-то любая кулинарная книга является ярким свидетельством древности концепции открытых исходников. См. также новость «Цифровое пиво», стр. 15 — Прим. ред). Эх, научиться бы еще эффективно и без потерь копировать пищевые продукты, а там глядишь, и многовековая мечта человечества — бесплатный обед — станет, наконец, реальностью.

Поспорив с древними мудрецами, рискнем предположить, что истина заключена отнюдь не только в алкоголе. Желающие пополнить свой багаж научных знаний могут смело отправляться на сайт Open Course Ware (www.ocw.mit.edu) Массачусетского технологического университета (см. «КТ» #466). Со временем, как обещают создатели, эта коллекция академических статей охватит материал всех без исключения учебных курсов одной из авторитетнейших американских alma mater. Пригласить в каждый дом MIT’овского профессора оказалось по плечу лицензии Creative Commons, под которой распространяются все тексты лекций и лабораторных практикумов, опубликованных на сайте.

Наряду с адептами точных наук, идеями «открытых исходников» все чаще проникаются служители муз, и важнейшим из искусств тут для нас является литература. Одним из вдохновителей этого движения является вышеупомянутый Кори Доктороу (www.craphound.com), выложивший в Сеть два своих романа и сборник рассказов.

Еще дальше идет горстка писателей-смельчаков, позволяющих читателям активно вмешиваться в творческий процесс, делясь насущными мыслями и даже выступая в роли придирчивых редакторов. Таков, к примеру, Лоуренс Лессиг (Lawrence Lessig, www.lessig.org), активно набирающий команду соавторов-добровольцев для подготовки «версии 2.0» своей нашумевшей книги «Code And Other Laws of Cyberspace». Любой, кто съел собаку на вопросах, связанных с темой книги — копирайтом в Интернете, — может примерить фуражку «капитана главы» (Chapter Captain), получив карт-бланш на возделывание своего «огородика». Оперативность и простоту внесения правок в текст гарантирует технология Wiki.

Несколько иначе к делу подошел фантаст Нил Стивенсон (Neil Stepenson), отдавший на откуп читателям уже изданный историко-фантастический бестселлер «Quicksilver». В рамках проекта Metaweb (www.metaweb.com) как сам автор, так и его поклонники могут расширить текст романа своими комментариями и пояснениями (последнее особенно ценно с учетом того, что действие романа происходит на стыке XVII–XVIII столетий).

К флагману open source — литературе — семимильными шагами подтягивается современная музыка. Любителей перелицовки хитов ждет организованное при помощи журнала Wired сообщество CC Mixter (ccmixter.org). Здесь, не боясь нарваться на козни Фемиды, можно получить «исходники» для будущих миксов и поделиться своими творческими наработками с другими.

По части открытости неплохую компанию «инженерам человеческих душ» успешно составляют обычные инженеры. Так, группа японских роботехников выложила в свободный доступ по лицен-зии GPL чертежи и спецификации своего робота PINO (www.symbio.jst.go.jp/PINO), серийно производимого компанией ZMP. По их словам, этот ладно сложенный пластиковый рыцарь призван повторить судьбу Linux в мире гуманоидных «братьев меньших». Немалые подвижки наблюдаются и на ниве городского транспорта — в рамках проекта Open Source Velomobile Development Project группа энтузиастов на протяжении продолжительного времени «переоткрывает велосипед». Если все пройдет удачно, скоро на наших улицах появятся экзотические повозки, напоминающие гибрид трехколесного велосипеда с гоночным болидом «Формулы-1».

Напоследок — о грустном. Попытки внедрения принципов open source в автомобилестроение пока не увенчались успехом. В 1999 году бывший менеджер по маркетингу компании BMW Маркус Мерц (Markus Merz) основал проект OSCar (Open Source Car), призванный объединить усилия сетевых энтузиастов, наперебой стремящихся внести усовершенствования в конструкцию современных авто. Базовую модель простого, дешевого и экологически чистого «интернетомобиля» с модульной архитектурой планировалось выдать на-гора в течение трех лет. По ходу разработки все технологические ноу-хау планировалось выкладывать в свободный доступ. По аналогии с разработкой Linux батальон был разбит на группы по интересам, в каждой из которых правил свой «либеральный диктатор», общающийся с коллегами в специальных форумах, а также в ходе серии «офлайновых» встреч-выставок. Их состоялось только три: на первой с помпой был принят манифест движения, на второй утверждена программа действий, на третьей — утвержден концепт кузова будущей модели. На сем дело и застопорилось…

Похоже, основная причина провала в том, что соискатели «Оскара» явно недооценили масштаба стоящих перед ними задач, а гениального конструктора (эдакого «четырехколесного Торвальдса») в составе группы не оказалось. Ныне ее веб-сайт заморожен, а своеобразным надгробием автомобильной инициативе стала полная надежд и веры в будущее «декларация о намерениях»

(www.pages.stern.nyu.edu/~sjournal/articles_02/os_car_project.pdf) на сайте бизнес-школы при Нью-Йоркском университете. Что ж, будем верить, что новое поколение сетевых самоделкиных поднимет-таки упавшее знамя и выкатит «открытое авто» из гаража. А там и до космических далей рукой подать — даром, что ли, на сетевых просторах уже который год пылится веб-страница (www.outlander.com/draper.htm), сулящая златые горы тому, кто запустит в околоземное пространство первую «опенсорсную» ракету?


<<Минус тридцать
Все материалы номера
Город и его анархитекторы >>