Санта-Гуглус

Автор: Денис Коновальчик
Опубликовано в журнале "Компьютерра" №1-2 от 18 января 2005 года.

На Рождество принято дарить подарки. Похоже, это неписаное правило назубок выучили сотрудники компании Google, под занавес года преподнесшие интернетчикам целый букет сюрпризов.

Самый щедрый дар выпал на долю библиофилов: по словам руководителей компании, совсем скоро не отходя от своего десктопа можно будет попасть в читальные залы Стэнфорда или Гарварда. Порукой тому — начало амбициозного проекта по выкладыванию в Сеть книг из крупнейших американских библиотек. Закон о копирайте гугловцы чтят свято: полностью в публичном доступе окажется лишь содержимое томов, не защищенных авторским правом. В противном случае онлайновым книголюбам придется довольствоваться лишь выходными данными интересующей их книжки.

Соглашение с разработчиками поисковика уже успе-ли подписать представители Нью-Йоркской публичной библиотеки, а также книгохранилищ ряда авторитетных американских alma mater. Самыми активными сторонниками акции стали университеты Мичигана и Стэнфорда, дерзнувшие положить на сетевой алтарь весь имеющийся у них книжный фонд. Другие библиотеки подошли к предложению Google более осмотрительно — так, гарвардцы пока выразили желание поделиться только 40 тысячами избранных томов, а оксфордцы дали добро на перевод в цифру лишь тех фолиантов, что были изданы до начала XX века. По словам застрельщиков акции, ряды их информационных спонсоров в наступившем году значительно пополнятся. Впрочем, и с нынешними партнерами работы по «интернетизации» книг должно хватить на долгие годы: так, оцифровка 7-миллионного книжного фонда далеко не самой крупной библиотеки Мичиганского университета займет не менее шести лет!

Отличный подарок пользователям англоязычной версии Google сделали сотрудники исследовательского подразделения компании, запустившие сервис под названием Suggest (www.google.com/webhp?complete=1&hl=en). В отличие от «большого» Google, новинка не сидит сложа руки во время ввода с клавиатуры. Стремясь помочь сетевому искателю, Suggest пытается угадать будущий текст запроса, предлагая выпадающий список наиболее вероятных вариантов продолжения. Увы, ввиду того что «фильтр для базара» в «отгадчике» не предусмотрен, его база данных кишмя кишит неграмотными запросами, так что пользователи нового сервиса не застрахованы от грамматических ошибок. К примеру, пожелав выудить в Сети информацию о Бритни Спирс и набрав при этом «Britny» вместо «Britney», в выпадающем списке можно увидеть впечатляющую галерею «очепяток», набранных в свое время многочисленными сетевыми «двоечниками». Иностранным языкам Suggest пока не обучен, так что замена в его URL «en» на «ru» выведет вас на обычный русский «Гугль».

Свой сверток под новогоднюю ель положила и пресс-служба Google, попотчевавшая любителей интернет-статистики общемировым рейтингом запросов, адресованных за год поисковику номер один. Любопытно, что четверка самых популярных в мире ключевых слов на этот раз совпала с именами ведущих поп-див: во главе рейтинга гордо шествуют все та же Бритни Спирс, Пэрис Хилтон, Кристина Агилера и Памела Андерсон. Похоже, пользователи Google чересчур близко к сердцу воспринимают известную французскую поговорку «шерше ля фам». Впрочем, несмотря на засилье дамских имен на поисковом олимпе, главной публичной фигурой года интернетчики назвали Джорджа Буша-младшего. Наиболее «запрашиваемыми» брэндами года стали «eBay», «WalMart», «MapQuest» и «Amazon», а в Top 5 самых почитаемых в народе компьютерных терминов вошли «wallpaper», «kazaa», «mp3», «spybot» и «linux».

Наряду с общемировой статистикой дотошные гугловцы измерили также «среднюю температуру» по отдельным странам. Судя по результатам, в минувшем году наибольший интерес у жителей туманного Альбиона вызвало агентство BBC News, у итальянцев — обанкротившаяся компания Parmalat, а фанатично преданные футболу испанцы набивали в строке поиска название любимой команды Real. «Тройку нападения» у россиян составили «обои», «Ночной дозор» и «maria sharapova». С учетом того, что этот запрос оказался единственным в десятке, который наши соотечественники предпочитают писать латиницей, напрашивается неутешительный вывод: зарубежные онлайновые источники освещают успехи российской чудо-теннисистки куда щедрее, чем ее земляки. Что ж, нет пророка в своем отечестве:: согласно рейтингу Google, наибольшей популярностью Маша пользуется… в Корее, где ей достался неформальный «приз поисковых симпатий».


<<Шестой день
Все материалы номера
Интернет, который всегда с тобой >>