НовостиОпубликовано в журнале "Компьютерра" №47 от 14 декабря 2004 года. Страница 7 из 18. Вернуться на первую страницу. Архивные редкостиОчередная попытка побороть издержки американского авторского права закончилась для интернет-энтузиастов неудачей. А дело вот в чем. Если строго следовать букве закона, то множество старых книг и фильмов выпадают из оборота. С какого-то момента эти произведения уже не переиздаются, и купить их можно только на случайной распродаже или у коллекционеров, но выложить в открытый доступ нельзя. В двадцатом веке авторы должны были регистрировать свои права в соответствующей правительственной службе. Срок действия копирайта составлял 28 лет, и по его окончании автор мог подать заявление, чтобы продлить защиту своих прав еще на столько же. Многие за продлением не обращались, и их произведения становились общественным достоянием. Однако в последние годы американский Конгресс принял несколько законов, отменяющих требование о регистрации и необходимость продления: теперь авторское право действует (как и у нас) в течение семидесяти лет после смерти автора. Держатели крупнейшего веб-архива Internet Archive и портала WaybackMachine.org сочли, что эти требования нарушают гарантированную конституцией свободу слова. Недоступные читателям старые книги и фильмы коммерческой ценности все равно не имеют — иначе бы их уже переиздали. Купить старые издания практически невозможно, и бесплатное распространение никакого ущерба авторам и их наследникам не наносит. Поэтому «архивариусы» попросили суд признать, что предоставление открытого доступа к таким произведениям не является нарушением копирайта. Правительство США выступило с возражениями и потребовало отклонить иск. Судья так и сделал, объяснив, что Конгресс вправе принимать любые законы по вопросам авторского права. Дело и вправду не до конца ясное. Порядок, который действует ныне, — это общепринятая форма защиты авторских прав, и совсем от нее отказываться, наверное, неразумно (хотя срок в семьдесят лет многим экспертам кажется чрезмерным). Конечно, для произведений, которые уже фактически, но не юридически выпали из сферы действия копирайта, стоило бы ввести и альтернативный механизм. Но как определить, какие произведения еще находятся в обороте, а какие уже нет? Истцы, однако, не сдаются, говорят, что ожидали такого результата, и обещают подать апелляцию. Посмотрим, что у них получится. — А.Ш.
|