Новости

Опубликовано в журнале "Компьютерра" №47 от 14 декабря 2004 года.

Страница 18 из 18. Вернуться на первую страницу.

Глубокомысленный светофор

Автомобильные пробки — постоянный бич больших городов. Для оптимизации городского движения, в том числе, поиска наилучшего способа переключения светофоров тратится много усилий. Тем более интересны результаты бельгийских ученых из Свободного университета Брюсселя, предложивших в корне изменить концепцию управления светофорами.

По мнению авторов, регулировка городского движения это задача не оптимизации, а адаптации переключения светофоров к текущему состоянию на дорогах. В идеале вся информация о количестве и скорости автомобилей должна стекаться к центральному городскому компьютеру, который будет постоянно вычислять наилучшую последовательность переключений всех светофоров. Однако этот многообещающий подход слишком сложен и дорог.

По-видимому, гораздо более простой способ локальной адаптации может дать прекрасные результаты. Достаточно использовать существующие недорогие датчики, определяющие число машин перед светофором, и включать зеленый, если количество скопившихся машин или время их ожидания превысит некий порог. Такой способ переключения уже используют кое-где за городом на редко посещаемых перекрестках. Но применить его в городах никому не приходило в голову, поскольку считалось, что это немедленно приведет к хаосу.

Моделирование на квадратной сетке дорог (аналогичной манхеттенской) показало, что вместо хаоса спонтанно возникает самоорганизация движения, резко возрастает его скорость и сокращается время простоя на перекрестках. Имея в виду продолжающиеся философские споры специалистов о том, что же такое самоорганизация, авторы подразумевают ситуацию, в которой элементы системы, то есть автомобили и светофоры, взаимодействуют друг с другом так, чтобы вся система работала как единое целое. В данном случае все автомобили, не сговариваясь, самоорганизуются в маршевые колонны, способные заставить включить зеленый любой светофор, и двигаются почти без помех друг другу.
Что будет в реальном городе, сказать трудно. Пока модель не учитывает пешеходные переходы и перекрестки, более сложные, чем простое пересечение. Но даже если общее улучшение будет и не большим, игра стоит свеч. Другое дело, что самоорганизация сложных систем дело тонкое. Даже небольшое изменение параметров модели может резко превратить порядок в хаос. И прежде чем проводить натурные эксперименты, надо бы еще семь раз промоделировать. — Г.А.

Новости подготовили

Галактион Андреев
[galaktion@computerra.ru]
Тимофей Бахвалов
[tbakhvalov@computerra.ru]
Сергей Борисов
[borisov28@yandex.ru]
Артем Захаров
[azak@rbcmail.ru]
Евгений Золотов
[sentinel@computrra.ru]
Виктор Каплунов
[victor@yoshkar-ola.ru]
Бёрд Киви
[kiwi@computerra.ru]
Денис Коновальчик
[dyukon@computerra.ru]
Дмитрий Шабанов
[bio_news@list.ru]
Антон Шириков
[empiria@mail.ru]

<< стр. 17


<<Микрофишки
Все материалы номера