Новости

Опубликовано в журнале "Компьютерра" №47 от 14 декабря 2004 года.

Конец эпохи IBM PC?

23 года назад корпорация IBM, представив миру свой персональный компьютер, положила начало целой эпохе PC. Ныне же этот исторический период, похоже, подошел к логическому завершению. Из достоверных источников стало известно, что IBM распродает все линии своих персоналок — от настольных систем до знаменитых ноутбуков ThinkPad. Газета The New York Times получила информацию, что самым вероятным покупателем PC-бизнеса IBM станет Lenovo Group, крупнейшая компания компьютерной индустрии Китая (более известная под своим прежним названием Legend). Упоминается, хотя и без имен, и еще один потенциальный покупатель, однако IBM категорически отказывается комментировать еще не заключенную сделку, ориентировочная сумма которой оценивается в 1–2 млрд. долларов.

Первый запущенный в продажу компьютер архитектуры IBM PC был сделан дюжиной инженеров под началом Уильяма Лоу (William C. Lowe). Эта группа в обстановке строгой секретности работала во флоридском подразделении IBM в Бока-Ратоне, где в рамках проекта «Шахматы» создавался компактный настольный компьютер под первоначальным названием Acorn. Когда же продукт был готов, руководство корпорации решило переименовать его в IBM PC, породив тем самым не только популярнейший термин, но и мощную индустрию на базе того, что прежде считалось узким нишевым хобби. В IBM PC были заложены идеи, революционные для микрокомпьютеров: построение машин на основе открытой архитектуры и несложная сборка из продающихся в магазинах деталей. Эти новации были встречены обществом с таким энтузиазмом, что уже через полтора года журнал Time решил особо отметить социальную значимость данного компьютера, назвав IBM PC «человеком 1982 года». Далее история успехов ПК, как известно, пошла своими путями, и теперь руководство IBM намерено полностью освободить компанию от этого бизнеса, сосредоточившись на более прибыльных рынках серверов и сетевых сервисов (продажа ПК обеспечивает примерно 12% нынешних доходов Голубого Гиганта).

Предполагаемый покупатель персональных компьютеров IBM компания Legend была создана в 1984 году учеными китайской Академии наук — поначалу для распространения зарубежных информационных технологий, то есть главным образом тех самых PC, периферии к ним и соответствующего программного обеспечения. К концу 1980-х Legend доросла до разработки собственных персоналок, а к 1997 году стала крупнейшим продавцом ПК на китайском рынке. Сменив название на Lenovo Group, этот мощный конгломерат компаний выпускает ныне чуть ли не любые продукты ИТ-спектра — от суперкомпьютеров до сотовых телефонов — и входит в десятку крупнейших в мире изготовителей персональных компьютеров. По данным аналитиков фирмы Gartner, эта десятка ныне выглядит так: Dell (с долей рынка 16,8%), Hewlett-Packard (15%), IBM (5,6%), Fujitsu, Fujitsu-Siemens, Toshiba, NEC, Apple Computer, Lenovo Group и Gateway. С приобретением бизнеса IBM компания Lenovo не только может занять третье место в мире с примерно 8,6-процентной долей, но и получит прекрасный шанс утвердить свой брэнд среди мировой элиты. — Б.К.

стр. 2 >>


<<Микрофишки
Все материалы номера