Тактильная сага. Часть первая

Автор: Сергей Голубицкий
Опубликовано в журнале "Компьютерра" №40 от 26 октября 2004 года.

Вот и случилось… Не было у дядьки печали, так черти накачали! Как и планировал — поселил в своем доме HP iPAQ hx4700. Но чтобы это сожительство отлилось в столь невероятное смятение чувств — не мог предположить даже в самом страшном сне. Мало того что уже четвертый день подряд сплю по четыре часа, а в остальное время сомнамбулирую: ищу софт для новой непривычной системы, так еще и утратил всякие ориентиры и ясность в оценке ситуации! Пропала шкала приоритетов! Пропала, зараза, — вот в чем ужас!

Разумеется, внешние факторы не оказали на мое переконфуженное состояние ни малейшего влияния. Хотя, согласитесь, факторы эти неординарны: 4700 появился на американских прилавках в самом конце сентября. Тут же посыпались обзоры, в которых видные деятели кэпэкашного движения взахлеб, со слезами на глазах и тремором в руках делились впечатлениями, кои и впечатлениями-то назвать язык не поворачивается: чистой воды оргиастический экстаз после затяжного содома. На нашей же многострадальной родине Гоморра проявилась не в обзорах, а в краковяке, который исполняют на потеху публике торговые люди. Уже вторую неделю я ежедневно заглядываю на price.ru и отслеживаю предложения по продаже 4700: это что-то! Кажется, нет сегодня в Москве уважающего себя торговца, который бы не разместил оферту по цене ниже 600 долларов на самый крутой и модный КПК в мире (цена в США 649 долларов). И все эти заявки — пустое место.

Звоню в одну контору (цена 590): «Да, типа, были две штучки, но тут же и продали». — «Когда следующая партия?» — «Не раньше середины ноября». Аналогичная ситуация и по остальным московским торговцам, протиснувшимся на первую страницу рейтинга price.ru: после первонедельной истерии заявы о наличии на складах поубирали (теперь висит либо «транзит», либо «заказ»), зато цену все равно оставили. «А чо таково-то? Да, так и планируем продавать. Товара ведь пока еще нет, а когда будет, тогда и поговорим». Зато народ как безумный отзванивает по сто раз на дню, и хоть получает от ворот поворот, имя компании накрепко впечатывается в подсознание. Причем совершенно не важно, с каким знаком проходит отпечаток — плюсом или минусом. Исследования давно показали, что эмоциональная оценка никак не влияет на эффективность рекламы. Именно для этого и был разработан так называемый трюк «Me Too» («Я тоже»), который умело разыгрывают сегодня наши коммерсанты, используя самый горячий компьютерный прибамбас месяца.

Как я уже сказал, торговый ажиотаж не оказал на меня ни малейшего влияния, поскольку:

  • принадлежу (пока еще) к стану пальмоводов;
  • экземпляр HP iPAQ hx4700 был любезно предоставлен для тестирования московским представительством Hewlett-Packard с поразительной расторопностью (что лишний раз доказывает недосягаемость бизнес-культуры заокеанских компаний).

    Итак, у меня есть две недели, чтобы вынести вердикт этому необычному наладонному компьютеру, поделиться с читателями всеми впечатлениями и — sic! — решить для себя самый важный вопрос: разводиться с Т3 и уходить к 4700 или оставить всё как есть.

    Впрочем, нет — всё как есть оставить уже не получится. Увы-увы! Если появление Tungsten T5 хоть и вызвало оправданное раздражение (см. предыдущую «Голубятню»), однако ничего не изменило в шкале ценностей и приоритетов, то 4700 смешал карты окончательно и бесповоротно. И вернуть статус-кво нереально. У 4700 великое множество достоинств (недостатки тоже есть, о чем речь впереди), но самое главное — это экран!

    После ТАКОГО экрана делать вид, что в пальмовом королевстве всё нормальком и Т3 — достойный конкурент, значит впадать в фанатизм, что для меня всегда было неприемлемо. Два года я горячо возносил платформу Palm OS и свой Т3 не потому, что «торчал на пальме» (или — от пальмы), а потому, что эта платформа и этот КПК были несоизмеримо лучше и прогрессивнее всего остального на рынке. Объективно лучше: и разрешением экрана (320х480 против 320х240 у Pocket PC), и недосягаемым быстродействием, и изобилием софтверных решений. А что теперь?

  • рядом с VGA-экраном HP iPAQ hx4700 (620х480) экран Т3 смотрится просто неприлично (кстати, у Т2 экран при меньшем разрешении — 320х320 — гораздо ярче и сочнее, чем у Т3);
  • уже после первой недели тотального погружения в покет-писюковые софтохранилища могу с уверенностью сказать: программ для микрософтовской операционной системы хоть и гораздо меньше, чем для Palm OS, однако уже более чем достаточно даже для самого привередливого пользователя. В полном смысле слова — выше крыши.

    Читатель заметил, что третий козырь Palm OS и Т3 я прикрыл фигурой умолчания. Да, так оно и есть. Забегая вперед, скажу, что 4700 был бы практически идеальной машиной, если б не операционная система (Windows Mobile 2003 Second Edition), которая по-прежнему, вопреки обновлению (тот самый Second Edition), остается самым узким и больным местом всего покет-писюкового организма («узкое и больное место»: интересно, где это на теле?).

    С быстродействия, пожалуй, и начнем. Вернее, с его отсутствия. Честно говоря, я ожидал гораздо худшего. Ожидания возникли, конечно, не с потолка: я видел у знакомых, как работают их «Айпаки» (iPAQ) предыдущих серий, и плакал (от сочувствия). Операционная система (и сторонние программы) на 4700 работает по-прежнему медленнее, чем на Tungsten T3, значительно медленнее, но уже не в разы как раньше. Там и сям случаются моменты раздражения, когда на экране крутится неведомая пользователям Палма клепсидра (в форме переливающегося цветами радуги кружочка) в ожидании выполнения команды или загрузки программы, однако это раздражение не перетекает в возмущение и желание забросить покет-писюковый прибор за диван. Скажем так: медлительность ОС на 4700… терпима. Допускаю, впрочем, что терпение это обусловлено и сторонними факторами: абсолютным бесподобием 4700 в эстетическом плане, качестве сборки, ну и, разумеется, в уже помянутом экране.

    Преодоление самого узкого места в Pocket PC — медлительности операционной системы — в 4700 достигается за счет процессора, который, как известно, вдвое повысил частоту по сравнению с предыдущими версиями (Intel xScale Bulverde 624 MHz против 400 MHz). Причина медлительности ОС также давно известна — многозадачность. Кстати, Козловский, которого я вынудил сделать фотографии для «Тактильной саги» (вот на какие жертвы способен пойти ради дружбы старый фанат-пальмовод!), высказал, на мой взгляд, гениальную догадку об истинной причине выхода Tungsten T5 со старой (слегка припудренной) операционной системой (Palm OS 5.4) вместо многозадачной Cobalt (Palm OS 6): «Видимо, запустили они новый Тунгус с многозадачным Кобальтом и… схватились за голову: устройство стало ползать похлеще Pocket PC!!! Вот и пришлось в спешном порядке устанавливать в Т5 старую «ось», а новую отправлять на доработку».

    Если это правда (а мне кажется, что именно так и было), вынужден сделать страшное заявление: PALM IS DEAD! Потому что никогда в жизни инженерам PalmOne не удастся сделать то, чего не удалось добиться инженерам десятков несоизмеримо более богатых и развитых компаний. Уж наверное, в HP, Dell и Toshiba сидят не дураки, и если бы существовала хоть малейшая возможность кардинально повысить быстродействие многозадачных ОС на наладоннике, они бы эту возможность не упустили. Поймите меня правильно, такая возможность существует, и более того — она есть в реале: ускорить частоту процессора. Intel уже неоднократно заявляла, что готова повысить частоту в кэпэкашных процессорах хоть до тысячи, хоть до двух тысяч мегагерц, вот только ни одна батарея и аккумулятор на свете не справится с питанием этого зверюги. А еще проблемы с охлаждением и прочие инженерные тупики. Короче говоря, рискну поиграть в Дельфийского Оракула: если в конце этого года или начале следующего PalmOne все-таки разродится новым наладонником, работающим на многозадачной операционной системе, ползать он будет примерно так, как «Айпаки» ранних моделей.

    Таким образом, правильная постановка вопроса звучит однозначно: «Либо — быстрые наладонники без многозадачности (все современные Палмы), либо — ползающие в обозримом будущем (до решения вопроса с питанием) наладонники с многозадачностью (все современные покет-писюки)». Tertium non datur. И тут мы выходим прямо-таки на метафизический уровень познания: «А нужна ли многозадачность в КПК? Вообще и в целом?» Полагаю, ответ на этот вопрос мы найдем на пару с читателем уже после окончания «Тактильной саги», которая, как я планирую, продлится еще пару недель.

    Теперь возвращаемся к 4700, кладем перед собой на стол и начинаем… любоваться! Господи, ну какое же это совершенство! Во-первых, изменение цвета. Вместо невыносимо претенциозного, повышибавшего все зубы эстетам мира, серебристого напыления (точь-в-точь как на безвкусных «Меринах»!), нанесенного на не менее невыносимый пластмассовый корпус, HP iPAQ hx4700 радует глаз благороднейшим углём. Сдержанный, возвышенный charcoal (Древесный уголь (англ.)), окаймленный сверху, снизу и по бокам пластинами из черного пластика. Сам же корпус выполнен из наилегчайшего и прочного магниевого сплава, который в тактильном отношении неизмеримо приятнее даже алюминия Т3. Черные пластины уже встречались в предыдущих «Айпаках», однако там они страдали беременной выпуклостью, что придавало КПК дурашливо игрушечный вид. На 4700 эти пластины вдавлены в корпус, оставляя поверхность совершенно гладкой. Впрочем, недостаток у пластин есть — на их лакированной поверхности постоянно остаются следы от рук, и мера потливости ладоней тут ни при чем (тем же страдает и защитный экран!).

    Следующее тактильное откровение: размер наладонника. Вы не поверите, но 4700 практически такой же, что и мой Т3 в раздвинутом состоянии. 4700 даже немного тоньше (на один миллиметр), хотя и пошире (тоже на 1 миллиметр!), и это при том, что экран у него заметно шире, чем у Т3 («О чем это вы тут, ребята, беседуете? Раздвинутое состояние, немного тоньше, немного шире…»).

    Тем не менее, лично мне 4700 кажется великоватым. Хотя я и далек от категорического утверждения главреда «Домашнего компьютера», который, покрутив 4700, никак не может избавиться от поговорки: «Самое главное — это размер!» Да, 4700 великоват для кармана рубашки, великоват и для бокового кармана штанов, особенно после того, как я раскабанел минувшим летом на украинских галушках. Зато 4700 идеально ложится во внутренний карман куртки или пиджака. Конечно, крохотулька Т3 бесподобен (разумеется, только в сморщенном состоянии!), да и привык я к нему очень. Однако и 4700 не страдает элефантизмом; он более чем приемлем и терпим, особенно на фоне прочих своих бесподобий.
    Всё, лимит пространства вышел, — продолжим щупать предмет через неделю.


  • <<Информационное измерение нацизма
    Все материалы номера
    Миссия выполнима — 2 >>