Что вы думаете о недавних предложениях правительства по радикальной реформе российской науки?

Автор: Дмитрий Коровин
Опубликовано в журнале "Компьютерра" №39 от 19 октября 2004 года.

Александр Оликевич
генеральный директор компании Nanotechnology News Network Ltd, президент молодежно-научного общества

Научная реформа является неизбежным шагом на пути к инновационной экономике, так как практика показывает несоответствие сложившейся в науке системы современным задачам нашей страны. Конечно, ситуация напоминает приватизацию промышленности в 90-х, и некоторый кризис перед возрождением неизбежен, но чем раньше это случится, тем легче будет всем перестроиться.

До Хрущева в нашей стране не существовало деления науки на прикладную — внедряющую свои достижения в промышленность, и фундаментальную — существующую как бы сама по себе. И что? Страна не только не умерла, но из аграрной превратилась в ядерную. Современная ситуация в мире ставит перед российской наукой еще более сложные, жесткие по срокам и ресурсам задачи. И эти задачи невозможно решить старыми силами, в рамках старой системы. Понятно, что изменения затрагивают интересы многих. И многие стараются поднять по этому поводу шум, забывая, что шумом еще никому не удавалось повернуть историю вспять. Напротив, сегодня молодежи, связывающей свою жизнь с наукой, следует принять новое мировоззрение и новые подходы, способные выдержать конкуренцию на глобальном рынке. Не смотрите на тех, кто еще выживает благодаря своему месту в отмирающей системе, а учитесь работать эффективно, творчески, ориентируясь на реальные потребности страны.

Один из страхов, витающих в научном сообществе, сформулировали как «но ведь реформа вызовет огромную потребность в молодых талантливых кадрах!» Несомненно, вызовет! Но ведь наука в любой здоровой стране испытывает эту потребность. Конечно, кое-кому выгодно, что сегодня эти кадры вынуждены покидать Родину, испытывающую в них меньшую потребность, чем ее мировые соперники. Так вот, уверяю, молодые талантливые кадры в России есть. И вопреки всем «страшилкам» они не растеряются и смогут эффективно приспособиться к новым условиям, способствующим расцвету эффективных и фильтрации бездельников. А наше Молодежное научное общество всегда оказывает помощь и поддержку тем, кто действительно хочет создавать науку и инновационную экономику в своей стране.

{ALT}.ru-ist
врач-педиатр

На такие вопросы лучше отвечать вслух и не при детях. Декларируемые реформой цели выглядят красиво и сводятся к пресловутому «чтобы у нас тоже было как на Западе». Но поскольку Россия продолжает идти своим неведомым путем, такая калька может дать результат, противоположный ожидаемому. С первой частью (сокращением финансирования неэффективных с коммерческой точки зрения вузов, НИИ и иже с ними) уверен, справятся легко. Дурное дело нехитрое. А вот в то, что сэкономленные средства пойдут на создание и укрепление научных центров, верится с трудом. Критерии интеграции науки и производства тоже выбраны сомнительные. Если есть уникальное оборудование в организации, много патентных заявок от нее исходит — тогда, может, и возьмем ее на государственное обеспечение. Весельчаки! Какое еще уникальное, когда самых обыкновенных дивайсов не хватает! Срок годности большинства реактивов истек в прошлом тысячелетии. Почему? Да потому, что бюджетные средства были урезаны еще в прошлую реформу.

Павел Сергеевич
программист

В свое время за железным занавесом СССР вынужден был производить весь цикл от школяра до продукта самостоятельно. И не имел от мирового сообщества никакой отдачи за производство научных открытий и эмигрировавших ученых. Сейчас ситуация более разумная, Россия заняла свое место в мировом разделении труда:

  • За свой счет производит «мозги»: обучает в школе и вузе ученых, программистов и т. д.
  • «Мозги» уезжают и за счет Америки производят науку и технологию.
  • Япония, Корея и Китай производят продукцию.
  • Эта наука, а также качественная и недорогая продукция попадают в Россию и используются в том числе для производства «мозгов». Таким образом, достигнут оптимум, место России в мировом разделении труда очень важно и почетно. И задача правительства наконец это осознать и сделать свою политику адекватной. То есть вся наука в России должна быть объединена с вузами. Существование отдельных от образовательного процесса НИИ в наших условиях бессмысленно, поскольку невозможно адекватное финансирование — раз; после 35 лет ученый должен 80% времени отдавать преподаванию, и его ценность как преподавателя растет с ростом педстажа — два. Только наука на базе университета гармонична и эффективна.

    avocet
    админ института открытого образования одного университета

    Наверняка 95% ответов на этот вопрос будут в стиле «давить!». И лишь немногие задумаются: а нужны ли вообще стране НИИ проблем организации качества на свинофермах, НИИ растяжений тракторных шайб etc., которые давно ведут лишь коммерческую деятельность. Причем вызваны эти отзывы будут двумя причинами — недоверием к власти и тем, что многие отвечающие сами работают в подобных учреждениях.


  • <<Азат!! Позвони брату!!
    Все материалы номера
    Две рыжие книжки >>