Театр одного компьютера
Автор: Александр Карабуто Писателем вообще быть нелегко. Хорошим — тем более. А писателем-фантастом? Труднее или легче? Ну это смотря что под словом «фантаст» понимать…Вообще, писательство и выдумка — две вещи неразрывные. Мы говорим «писатель», подразумеваем — «сочинитель, выдумщик». Остальное — документализм и журналистика. Значит, вопрос о «фантастах» упирается в то, до какой степени выдумку нельзя считать фантастикой и после какой — можно. В прежние годы, когда трава была зеленее и дамы моложе, всё было проще — фантасты питались идеями крайне популярного тогда научно-технического прогресса, переплетали их с мифами и легендами, а порой и сказками (гениальный пример — непревзойденный «Заповедник гоблинов» Клиффорда Саймака), в меру сдабривали философией (Азимов, Лем и другие) — и кушево готово! И хотя фантастика иногда рассматривалась некоторыми «серьезными» писателями и деятелями искусства и науки как что-то второсортное, шла она на ура, мигом сметалась с прилавков, «вымаливалась» за макулатуру (помните такое?), ходила по рукам в машинописных перепечатках и взахлеб читалась втихаря на рабочем или учебном месте. В общем, действительно… дамы были моложе, а кровь — горячее. Подлинным расцветом научной фантастики (а ведь хорошую формулировку тогда придумали!) можно считать вторую половину двадцатого века. Безусловно, отдельные яркие представители были и прежде (Герберт Уэллс, Алексей Толстой… а сэру Артуру Конан Дойлю вообще памятник поставить надо — на родине героя), но все же расцвет этот был логически связан с тем самым научно-техническим прогрессом, откуда есть пошла научная фантастика и который как раз во второй половине прошлого века завладел умами «массс». Но сия ностальгия нам сейчас нужна совсем не по прямому назначению (то есть для «понастальгировать»), а для того, чтобы осознать, что нынче, в начале двадцать первого века, предпосылки-то для научной или технической фантастики уже совсем не те и, стало быть, определенный упадок (согласитесь) этого жанра вполне закономерен. Конечно, можно долго спорить, что, мол, упадку-то нету — вона скока фантастических фильмов ежегодно стряпает тот же Голливуд. И туда уж наверняка брошены лучшие «фантастические» силы. А оскароносный «Властелин Колец»? А Гарри Поттер, наконец? Да мало ли достойных примеров? Но если внимательнее присмотреться, то окажется, что, во-первых, успех многих современных блокбастеров (кстати, это отнюдь не синоним «просто хорошего фильма») связан скорее со зрелищной стороной (многочисленными компьютерными обработками), чем с литературной или драматургической (многие сюжеты этих фильмов при пересказе просто «потеряются»; вспомните хотя бы суперхитовую «Матрицу»). Да и оригинальность и новизна идеи в таких фильмах — вещь весьма редкая, а обычно это перепевки одного и того же на разный манер и с разными, все более совершенными спецэффектами. Ну а во-вторых, назвать нынешние хиты научной фантастикой можно лишь с большой натяжкой — это скорее сказки!
|