Цифровая камера Hewlett-Packard Photosmart R707

Автор: Илья Хрупалов
Опубликовано в журнале "Компьютерра" №36 от 28 сентября 2004 года.

Компания Hewlett-Packard давно и успешно, от истоков, разрабатывает струйные фотопринтеры, однако никогда не была истинно фотографической, как, например, Kodak или Canon, и потому на рынке цифровых фотокамер все-таки, положа руку на сердце, не очень известна. Несколько лет назад компьютерная HP и до мозга костей фотографическая Pentax, поняв, что засиделись на старте, объединили усилия в производстве цифровых фотокамер: первая, по идее, вкладывала электронную начинку и интерфейс, а вторая — оптику и электромеханику (матрицы сейчас все производители цифровых камер покупают у считанных поставщиков). Было выпущено несколько камер, но далее пути HP и Pentax разошлись. Японцы справедливо двинулись в область просьюмерских моделей (хотя, честно говоря, их модельный ряд выглядит убого по сравнению с Canon, Konica Minolta, Nikon, Sony и даже Fujifilm), американцы, по-видимому, отдавая себе отчет в том, как нынче тесно у тысячедолларовой отметки, продолжили пестовать так называемые доступные (affordable) камеры, акцентируя внимание не на оптико-механической составляющей, а на удобстве обращения и конечном результате владения фотокамерой или, если сразу приобретается и струйный принтер, — целой фотостудией.

Формальный повод для этой статьи — проба камеры HP Photosmart R707, однако едва я копнул глубже, как и «орудие умственного труда» ушло глубоко в почву экспериментов и ассоциируемой информации. Этому в большой степени способствовало и то, что летом я в очередной раз имел честь побывать на европейском форуме HP Labs 2004 и лично пообщаться с ведущими разработчиками и инженерами компании, в частности, с такими известными людьми, как Роберт Ганн и Росс Аллен (Для справки, в харизматической обойме Hewlett-Packard доктора Ганн и Аллен занимают примерно такое же место, что Патрик Гелсингер и Майк Фистер (недавно ушедший в Cadence) в корпорации Intel). Как и год назад, дух изобретательства, которым пропитана компания (HP — вестимо Invent…), уравновешивался духом творчества в мастер-классах известного американского фотографа Дугласа Кирклэнда. Принесшие ему славу работы с кинознаменитостями (а он застал даже Мерилин Монро) были сделаны еще на пленочной технике, но, как настоящий мастер, он легко творит даже через объективы цифровых мыльниц начального уровня, и, если это имеет для вас значение, я подтверждаю, что за четыре дня, что мы пересекались на форуме, Дуглас не расставался с камерами Photosmart 945 и R707.

На поверхности R707 лежат прежде всего, по словам самого производителя, «эргономичный дизайн, лицевая сторона из нержавеющей стали и волнообразное углубление для пальцев». На мой вкус, ничуть не эргономичнее других десятков (если не сотен) аналогичных камер. Углубление для пальцев оригинально, но камера весьма компактна, и потому удобства в захвате мужской рукой оно практически не дает. Чуть глубже, но еще не доходя до корней, лежат разрешение 5,1 мегапиксела и 24-кратное общее увеличение. Это не рекорды, но именно здесь, поверьте, они и не очень-то нужны. Прописная истина: пяти мегапикселов с лихвой хватит на печать форматов от 10х15 см до А4 даже с дополнительным кадрированием, если вдруг максимальное фокусное расстояние, эквивалентное 117 мм для 35-мм пленки, не приблизит объект съемки до желаемого предела.

Типичный пример применения технологии HP Adaptive Lighting (справа внизу). Экспозиция абсолютно одинаковая.

Интересные подробности можно почерпнуть из руководства пользователя. Так, редкая компания измерит и укажет задержку срабатывания затвора, — а в R707 эта величина с аптечной точностью составляет 0,62 секунды. Читайте мануал еще и с тем, чтобы узнать о таких приятных возможностях, как, например, съемка сразу двух кадров на автоспуске. Более того, мануал можно читать непосредственно в камере с дисплея, плюс в любом пункте меню можно вызвать внятную подсказку — яркое свидетельство тому, как тщательно в HP вылизывают любую мелочь, способную привлечь потребителя.

На этом предлагаю покончить с банальными характеристиками (прочее вынесено в сравнительную таблицу и комментарии к ней) и наконец поднырнуть под айсберг, который HP называет Real Life Technologies. В этот пакет, согласно публичным материалам, явно входят пять технологий — Adaptive Lighting, Adaptive Demosaicing, In-Camera Red-Eye Removal, In-Camera Panorama Preview и Image Advice, но в действительности набор вспомогательных функций и приемов, реализованных благодаря сотрудничеству с Texas Instruments и разработке специализированных процессоров, значительно шире.

Открою маленький профессиональный секрет: маркетинговые отделы крупных компаний, таких как HP, выкатывая на рынок знаковый и достаточно сложный продукт, зачастую сопровождают журналистов методичкой (Reviewer’s Guide), помогающей сваять лояльный обзор, не упустив того, на чем производитель особенно заостряет внимание. Иногда это навязчивая маркетинговая шелуха, но встречаются и по-настоящему дельные сведения и рекомендации. Методички от HP читать полезно и интересно, потому что описание продукта, пусть даже подробная спецификация, проходя путь от разработчика до маркетолога и менеджера по продажам, многократно осушается. Например, уверен, вряд ли вам когда-нибудь сообщали (и вы наверняка над этим не задумывались), как ведет себя система автофокуса камеры, если не может однозначно сфокусироваться. Пару лет назад аппараты некоторых производителей в таких ситуациях вовсе отказывались снимать, что, на мой взгляд, выглядит издевательством над фотографом; лучшие модели делали-таки снимок, полагаясь на некий авось, близкий к разумению автофокуса. Инженеры HP подчеркивают, что их камеры (по крайне мере R507/R707) в этом случае переводят объектив в гиперфокальное положение (с учетом текущего фокусного расстояния), чем обеспечивают максимальную глубину резкости и более высокую вероятность качественного снимка.

Технология автоматического (на деле — все-таки полуавтоматического, пользователь утверждает найденные алгоритмом фрагменты, число которых может быть и не кратно двум…) удаления эффекта красных глаз непосредственно в камере была впервые предложена именно Hewlett-Packard и сейчас имеет аналоги в камерах некоторых производителей. Идея очень здравая, потому что, скажем, меня очень раздражают всевозможные двойные вспышки: раздражают именно как фотографа, поскольку понять, куда сдвигается момент срабатывания затвора, невозможно. Мини-прожекторы (в просьюмерских камерах) решают эту проблему, но, как правило, только при съемке в лоб. Уточню, что удаление красных глаз в камерах HP относится к пост-обработке изображения, в режиме просмотра, с выбором и сохранением результата в новом файле. Алгоритм уверенно «ловит взгляд», но вот перекрашивание красного в черный выполняется грубо: помимо отчетливой пикселизации кромки остается красная засветка вокруг зрачка — см. фото. Для непритязательных любителей сгодится на двести процентов, но если вам дорог взгляд ваших любимых — придется поднапрячься в «Фотошопе».

Красный глаз найден. Но заплатка пришита все-таки розовыми нитками...Управление съемкой панорамы с подстановкой на экране полупрозрачного предыдущего кадра, вообще-то, давно не новость, однако HP освежила эту функцию. Во-первых, прямо в камере можно просмотреть склеенную панораму и решить, гладко ли вышло. Во-вторых, прилагаемый софт, HP Image Zone и Arcsoft Panorama Maker, при переносе фрагментов панорамы на компьютер автоматически их склеит воедино (в камере этого сделать нельзя). В-третьих, в HP здраво решили не фиксировать жестко экспозицию (как делает, например, мой Nikon Coolpix 4500 и, разумеется, ошибается под быстро бегущими облаками или когда, например, часть панорамы снимается против солнца), а наоборот, гибко отслеживать соответствие одного кадра другому в распределении яркостей и балансе белого. Наконец, можно автоматически склеить вертикальную панораму.

Советчик Image Advice способен выявлять в сделанных снимках полсотни проблем в пяти категориях (экспозиция, баланс белого, фокус и прочее). Рассчитан скорее на любителя, «очень начинающего» любителя, но, к счастью, не навязчив — вызывается по требованию. Тем не менее, меня, в частности, поразило, что камера отслеживает собственную температуру (см. иллюстрации ниже) и извиняется, что в съемочной горячке может нашуметь…

Без адаптивной демозаики не обходится ни одна современная камера с линейной CCD-матрицей, потому что те самые мегапикселы, заявленные в спецификации и на передних панелях, это не число триад RGB, как, например, в ЖК-мониторе, а общее число, куда обычно входит по 25 процентов красных и синих (точнее, прикрытых фильтрами таких цветов) ячеек и 50 процентов зеленых. Из этой каши процессору камеры приходится выстраивать равновеликое по разрешению изображение, каждый пиксел которого имеет уникальный цвет (усредненный на основе анализа окружающих RGB-ячеек). Задача нетривиальная, но давно и довольно успешно решаемая производителями. Hewlett-Packard, как следует из методички, в камерах R507/707 использует беспрецедентно широкое приближение, выбирая для каждого результирующего пиксела цвет из 256 возможных средних (хотя голубые каемочки фрингинга на снимках с R707 нет-нет да прокрадываются...). С этим алгоритмом тесно связаны также технологии HP Noise Filter и Vignetting and Shading Correction. Первая борется не столько с цветовым шумом, усиливающимся на больших выдержках и при увеличении чувствительности (для этого служит широко используемое в отрасли вычитание темного кадра), сколько с неравномерностью и «рыхлостью» сплошных областей, например, безоблачного неба, которая является непременным следствием алгоритма демозаики. Увы, полиграфия не способна передать разницу в снимках моего Nikon Coolpix 4500 и R707, но поверьте на слово, она не в пользу первого, несмотря на все его прочие преимущества: R707 «рисует» поразительно нежно, нисколько не размывая детали (чего не скажешь о размывающих фильтрах Blur и Despecle, которыми приходится бороться с рыхлостью в «Фотошопе»). Для фотографических компаний дело чести бороться с виньетированием (затенением углов кадра) непосредственным улучшением оптики, но HP и здесь подключает математику, тем более что помимо чисто оптического эффекта эатенения цветовые артефакты привносят микролинзы и фильтры, покрывающие CCD-матрицу.

Настройки алгоритма Retinex в модуле PhotoFlair компании TruView Imaging.

Наконец, самая потрясающая технология, ранее отдельно реализованная в камере Photosmart 945, — это Adaptive Lighting. В двух словах, она выборочно осветляет слишком темные области и затемняет слишком светлые, что визуально расширяет динамический диапазон и позволяет фотографии на экране или отпечатке выглядеть так, как видит ее человеческий глаз, в солнечный полдень легко различающий любые детали как в светах, так и в тенях. Думаете (как, честно говоря, поначалу думал и я), что всё ограничивается простейшей коррекцией кривыми (Tone Curves)? Не без них, но они, кстати тоже адаптивные, фигурируют в параллельной независимой (и, увы, неотключаемой, чтобы проверить эффект наверняка, — в то время как Adaptive Lighting может не использоваться вовсе) технологии под названием HP Preferred Photo Reproduction. Adaptive Lighting действует по-другому — ее корни лежат в широко известной в узких кругах теории под названием Retinex, которая впервые была описана несколько десятилетий назад американским ученым Эдвином Лэндом. Алгоритм «Multi-Scale Retinex with Color Restoration» ныне запатентован Исследовательским центром NASA в Лэнгли (см. dragon.larc.nasa.gov/retinex) и компанией TruView Imaging, с сайта которой (www.truview.com) можно скачать исполняемый модуль или плагин под именем PhotoFlair для Adobe Photoshop. Суть Retinex, кратко, заключается в осветлении методом адаптивного контраста: создается яркостная маска, в соответствии с которой темные области осветляются, а яркие нет (В фоторедакторе уровня Adobe Photoshop манипуляции по методу адаптивного контраста можно проделывать и вручную, с разделением в изображении так называемых низкочастотной и высокочастотоной составляющих. Подробно об этом читайте, например, в статьях Александра Миловского для журнала «Publish»). Оригинальный Retinex, по словам инженеров HP, это итерационный алгоритм, степень применения которого можно контролировать только визуально. Иными словами, не существует универсальной формулы его применения для любого изображения, — это подтверждается и опытами с PhotoFlair (к сожалению, мы не можем привести здесь все возможные итерации и коррекции, потому что полиграфия не передаст нюансов). В лабораториях HP над этой проблемой работал ученый Роберт Соболь и в конце 2003 года предложил ее успешное решение — технология Adaptive Lighting работает полностью автоматически (лишь два режима — слабо или сильно). Роберт Ганн уточнил, что эффективное применение алгоритима Retinex стало возможным в том числе благодаря тому, что обрабатывается 36-битное изображение, снятое с матрицы и еще не переведенное в JPEG, и дополнительно анализируются условия съемки. Практически включение AL лишь иногда дает нежелательный шум в вытягиваемых тенях (однако несравнимо малый против коррекции кривыми в фоторедакторах), очень помогает при съемке со вспышкой (смягчая резкие тени) и наоборот там, где ее применение невозможно (например, в музеях), незаменимо при съемках в солнечный полдень и при контровом свете. Ничего подобного в «Фотошопе» со снимками, сделанными моим Coolpix 4500, я добиться не смог, даже с помощью плагина PhotoFlair.

В кулуарах HP Labs 2004 я поинтересовался у Боба Ганна, собирается ли Hewlett-Packard лицензировать применение технологии Adaptive Lighting другим производителям. По его сведениям — на ближайшее время таких планов нет. Но с другой стороны, новую просьюмерскую камеру (модель Photosmart 945 все-таки уже морально устарела — взгляните, какие характеристики выкатывают производители на проходящей в эти дни в Кёльне выставке Photokina 2004) от HP мы, судя по всему, тоже увидим не скоро…

В таблице представлены характеристики обновленной линейки камер HP Photosmart. Плюс несколько общих замечаний и наблюдений:
  • камеры серии R, увы, не подзаряжаются от порта USB, и время зарядки аккумулятора в камере некомфортно — около пяти часов; зато в доке, если его приобрести, может параллельно заряжаться второй аккумулятор;
  • все камеры не способны записывать снимки во внутреннюю память, если установлена SD-карта, — попросту говоря, между ними нельзя выбирать;
  • все камеры поддерживают технологию HP Instant Share;
  • среди характеристик конкретно R707, коль уж она является виновником торжества, также 12-битное на канал аналого-цифровое преобразование, датчик положения камеры, видеозапись с управлением отдельной кнопкой (длительность ролика ограничена только объемом памяти), десять режимов съемки (авто, спорт, пейзаж, портрет, пляж/снег, закат, приоритет диафрагмы, панорама, документ плюс режим, полностью настраиваемый пользователем), ручная фокусировка, любое сочетание четырех разрешений и четырех степеней сжатия (лучшее качество — JPEG-сжатие 5-мегапиксельного снимка до 2,5 Мбайт).
  • ни одна камера не поддерживает многозонный автофокус, формат RAW, синхронизацию с внешними вспышками и некоторые другие специальные функции, то есть они четко дистанцированы от просьюмеров. Но одна лишь технология Adaptive Lighting уже ставит 360-долларовую камеру R707 намного выше одноклассников.
  • Таблица

    <<Ложка после обеда
    Все материалы номера
    Железный поток >>