Одна забытая скандальная идея
Автор: МИХАИЛ ВАННАХ Рассуждения о том, квантово-механический или макроскопический характер носят процессы в человеческом сознании, воспринимаются порой либо как нечто узкоспециальное, либо как желание поспекулировать на модной тематике. Однако ответ на этот вопрос может иметь принципиальное значение для человеческого общества и занимает ученых почти четыре десятилетия.Одним из свидетельств зрелости какой-либо отрасли знания является формулирование категорических запретов. Ну вот, скажем, накоплены знания о преобразовании видов движения — и сформулирован закон сохранения энергии, первое начало термодинамики. Введен, и введен навсегда, закон о невозможности создания perpetuum mobile. Обобщены термодинамические явления — налицо второе начало термодинамики. В замкнутой системе хаос не убывает. Поэтому невозможно черпать работу из одной лишь энергии, скажем тепла. Нужна еще и разность температур. Холодильник. Об этом напомнила европейцам прошлым летом рекордная жара, приведшая к остановке АЭС из-за обмеления прудов-охладителей. Из фундаментальных запретов того же рода — и принцип неопределенности Гейзенберга, навсегда исключающий возможность измерения всех параметров частицы. И установление квантово-механического характера сознания будет носить не менее важный характер. Начала термодинамики дали методологию создания и повышения эффективности тепловых машин. От мощно урчащего тридцатидвухклапанного V8 до чуть шелестящего кондиционера. Классическая квантовая механика породила весь мир современной электроники, в первую очередь цифровой. Ну а к чему приведет установление квантового характера сознания? В 1966 году научные круги СССР живо отреагировали на локальную сенсацию. В «Журнале физической химии», №№2 и 4, была опубликована статья физико-химика, доктора химических наук, профессора Н. И. Кобзоева «О физико-химическом моделировании процессов информации и мышления». Автор рассмотрел, как броунирующая атомно-молекулярная система, каковой тогда предполагался мозг в термодинамическом смысле, соотносится с известными на ту пору закономерностями информации и мышления. Введя аналогию «информация — энтропия», Кобзоев установил, что моделирование информации идеальным газом достаточно адекватно. Ведь и для получения информации (сигналов из внешней среды), и для изменения термодинамической энтропии необходимо совершить работу. А вот с мышлением сложнее. «Мышление возникает там, где начинается акт суждения, как результат сознательного отбора исходных данных или посылок в виде некоторых сведений (информации), самоочевидных положений (аксиом) или определенных допущений (гипотез), и приложение к ним некоторого алгоритма, сконструированного в соответствии с законами логики». И при данной системе информации, аксиом и гипотез вывод будет однозначен, а отнюдь не стохастичен. Следовательно, полагал Кобзоев, логические суждения безэнтропийны. (Для знакомых с термодинамикой скажем, что они происходят при абсолютном нуле. Вот выползло и третье начало данной науки, принцип Нернста.) Оставляя за скобками нейтринную гипотезу, отметим два момента, о которых рассказывали мне свидетели тех событий: крайне заинтересованную реакцию научного сообщества на статью Кобзоева и крайне негативное отношение к ней «идеологов советской науки». Блюстители догматического материализма усмотрели опасность в научной работе, выдержанной сугубо в рамках позитивистских наук. Почему? Да потому, что даже их знаний квантовой механики и упомянутого выше принципа неопределенности хватало, чтобы понять — гипотеза Кобозева содержит один из важнейших для всей судьбы человечества запретов. Запрет на копирование сознания, запрет на копирование человеческой личности. С одной стороны, такой запрет делает невозможным пересадку личности в компьютеры или клонированные тела и означает недопустимость неограниченного продления человеческого существования, любимой темы НФ — от «Полдня» Стругацких до киберпанковых серий Гибсона и Рюкера. Никогда. Ни в каком светлом будущем. Ни за какие деньги. С другой же — именно такой запрет подчеркивает ценность индивидуальной человеческой личности, принципиальную неповторимость ее бытия. Но реакция на статью Кобзоева была недолгой. «Подписанты», манифест Сахарова, Пражская весна, намотанная на гусеницы танков. Развлечений хватило надолго, вот и Козловский побывал в узилище всего-то за книгу… А вопрос о физической природе сознания открыт. И ответ на него может быть очень неудобен для многих моделей общества.
|