Такая вот музыка

Автор: Евгений Золотов
Опубликовано в журнале "Компьютерра" №34 от 14 сентября 2004 года.

В начале сентября, как и ожидалось, корпорация Microsoft распахнула двери собственного онлайнового музыкального магазина. MSN Music, разместившийся по адресу beta.music.msn.com, пока работает в тестовом режиме, но размах уже чувствуется: фонотека включает полмиллиона композиций от трех с лишним тысяч звукоиздательских лэйблов (в том числе таких гигантов, как Sony Music, EMI и Universal), доступных покупателям из США.

 рис. 1Присмотреть и сделать покупку можно с помощью веб-браузера или новой версии Windows Media Player 10, выпуск «беты» которого был приурочен к старту MSN Music.

Многочисленные аналитики, сравнивающие MSN Music с нынешним монополистом рынка цифровой музыки магазином iTunes Music Store (ITMS) компании Apple, затрудняются сказать, кто круче. В том, что касается функциональности, вроде бы выигрывает Microsoft: при одинаковых ценах (99 центов за композицию, 10 долларов за альбом) пользователи MSN Music имеют возможность не только сохранять купленную музыку на нескольких компьютерах и записывать ее на компакт-диски, но и передавать на любые переносные плейеры, понимающие формат WMA. Кроме того, MSN Music предоставляет возможность за ограниченную сумму прослушивать тематические музыкальные каналы (так называемое MSN Radio), сетка вещания которых составляется на основе плейлистов известных радиостанций. В ITMS такая функция отсутствует. В то же время несовместимость MSN Music с плейерами iPod, обусловленная файловым форматом FairPlay (см. «КТ» #555-556), спецификации которого Apple отказывается раскрывать и лицензировать, считается большим минусом магазина Microsoft. Ведь на связку ITMS плюс iPod сегодня приходится более двух третей мирового рынка цифровой музыки (чтобы как-то обойти проблему, на сайте MSN Music владельцам iPod советуют записать купленные в MSN композиции на CD, а затем сграбить с помощью iTunes).

Таким образом, ситуация пока туманна, но, похоже, Apple вот-вот может быть низвержена с вершины. В многочисленных интервью представители Microsoft обещают скорое (возможно, уже в октябре, когда планируется запустить MSN Music в штатном режиме) «значительное снижение цен», расширение фонотеки за миллион композиций (отметка, которой гордятся создатели ITMS) и включение в коллекцию магазина музыкальных видеоклипов. К тому же Microsoft вполне устраивает «игра с нулевым результатом», что неприемлемо для Apple: по словам вице-президента MSN Юсуфа Мехди (Yusuf Mehdi), задача MSN Music — вовсе не получить прибыль, а привлечь новых пользователей к операционной системе Windows, поисковой системе MSN Search и собственно службе MSN. Судя по публикациям японской прессы, муссирующей просочившиеся из компании Sony сведения, в Apple уже оценили угрозу: Стив Джобс якобы с зимы ведет переговоры с руководством Sony о включении ее аудиоаппаратуры в список устройств, поддерживаемых ITMS (который сейчас содержит только iPod). Объявленная Apple программа iTunes Affiliate (веб-сайты могут размещать ссылки на ITMS-контент и получать комиссионные с каждого приведенного в магазин посетителя) — звено той же цепи.

И наконец, не музыкой единой. В отличие от Apple, которая упорно отмахивается от предложений создать онлайновый магазин видеоконтента (считая, что время еще не настало, потребитель не дозрел), Microsoft, похоже, сделала ставку на это направление. Между Джобсом и Гейтсом даже состоялась заочная дискуссия по спорному вопросу. Отвечая в одном из интервью на скептические высказывания главы Apple, «главный архитектор Microsoft» апеллировал к «устам младенца»: «Когда в следующий раз соберетесь куда-нибудь ехать, спросите у детей на заднем сиденье, не хотят ли они посмотреть видео? Лично мои дети двумя руками “за”. Это у Джобса они, наверное, только Баха с Моцартом слушают. А мои с удовольствием посмотрят “В поисках Немо”».

С контентом у Microsoft пока слабовато, а вот соответствующее железо уже появилось. Первым медиаплейером «нового поколения» стал Creative Zen Portable Media Center, анонсированный Гейтсом еще в январе на выставке Consumer Electronics Show (см. «КТ» #528), а в начале сентября добравшийся до американских прилавков (цена — 500 долларов). По образному выражению вице-президента Jupiter Research Майкла Гартенберга (Michael Gartenberg), присутствовавшие до сих пор на рынке цифровые видеоплейеры (например GoVideo и Archos) были рассчитаны на очень узкую прослойку людей, для которых «инсталляция операционной системы — это развлечение». PMC же рассчитан на широкие массы, в первую очередь благодаря тесной интеграции с Windows Media Player 10.

Напомним, что PMC, оснащенный 3,8-дюймовым цветным дисплеем и 20-гигабайтным жестким диском, может хранить до 85 часов видео. Обещанное время работы от одной зарядки аккумулятора — до 7 часов при показе видео или 22 часа прослушивания аудиозаписей (учитывая прожорливость носителя, очень даже неплохо). Соединение с компьютером осуществляется через интерфейс USB 2.0.

Устройство может воспроизводить записи ТВ-передач в формате DVR-MS (Media Center TV), видео в форматах WMV, ASF, AVI (MPEG и MPEG2 придется конвертировать на ПК), фотографии и музыкальные (MP3 и WMA) файлы. Поддерживается разрешение до 320x240 пикселов с битрейтом видеопотока до 800 кбит/с. Кроме выхода на наушники, имеется встроенный монодинамик и видеовыход (NTSC и PAL) на телевизор. Конечно, не обошлось и без обновления технологии защиты контента Windows Media DRM 10, поддержка которой будет внедрена во все новые медиаплейеры (ближе к концу года должны появиться аппараты от Samsung и iRiver).


<<Двое одного бьют!
Все материалы номера
Микрофишки >>