Canon PowerShot Pro1
Автор: Андрей Никулин
В отличие от камер серии G, Pro1 имеет более обтекаемый, эргономичный корпус. Дизайн камеры чрезвычайно «породист», видно, что конструкторы долго искали оптимальное расположение органов управления и воспользовались опытом разработки зеркальных камер EOS (сферические гладкие кнопки, система подсветки дополнительного дисплея) и младших моделей Canon (выключатель питания, навипад и т. п.). По тактильным ощущениям PowerShot Pro1 напоминает крепко сбитый «бочонок», плотно ложащийся в ладонь. Отличительная черта, которая, видимо и послужила поводом сменить наименование модели — объектив серии L. Такой литерой обозначаются элитные объективы Canon, славящиеся низким уровнем разного рода аберраций и превосходной резкостью. Объектив Pro1 состоит из четырнадцати элементов в десяти группах. Производитель заявляет об использовании одного флюоритового элемента (fluorite), одного элемента со сверхнизкой дисперсией (UD-glass) и двух асферических элементов. Первые два служат для уменьшения хроматических аберраций, а последние — для уменьшения сферических аберраций и дисторсии. Декоративное кольцо на оправе объектива снимается после нажатия специальной кнопки на корпусе, после чего открывается байонет для крепления дополнительных оптических насадок, расширяющих возможности штатной оптики. Легкие же аксессуары типа бленд и фильтров можно крепить непосредственно к тубусу объектива посредством байонета меньшего диаметра. В комплекте есть бленда и переходник для фильтров с резьбой 58 мм. Зеркальная заслонка в центре на снимках оптики — это и есть ND-Filter, уменьшающий освещенность матрицы в восемь раз, или на три ступени экспозиции. В некоторых случаях это незаменимый инструмент, позволяющий, например, снимать портреты с полностью открытой диафрагмой на ярком солнце. К тому же отсекаемая часть светового потока отражается наружу зеркальной поверхностью заслонки, которая таким образом предохраняет матрицу и объектив от слишком яркого света (активируется ND-filter через меню, что, увы, не всегда удобно). На защитной крышке объектива (которая, к сожалению, не имеет шнурка для крепления к корпусу) есть надпись «Ultrasonic», означающая, что в приводе зуммирования (не фокуса!) используется быстроходный и тихий ультразвуковой двигатель — в данном случае жизненно необходимый. Дело в том, что объектив Pro1 уникален — в нерабочем состоянии он складывается, уменьшая габариты камеры в глубину на пару сантиметров. В силу этого разработчики не могли использовать механическую систему зуммирования. Однако для изменения фокусного расстояния по-прежнему используется вращающееся кольцо на объективе, только оно стало «электронным», подавая команды двигателю. Такое конструкторское решение имеет и достоинства, и недостатки. Плюсы: компактность1, возможность запоминания положения зума в пользовательской настройке, возможность использования кольца зуммирования для ручной фокусировки (после переключения в соответствующий режим). Минусы: чрезмерная сложность и потенциальная уязвимость конструкции, неизбежный (даже несмотря на применение USM) лаг между поворотом кольца и отрабатыванием команды, а также дискретность перемещения зума (хотя в диапазоне от 28 до 200 мм зум может обеспечить сорок промежуточных положений — как правило, этого достаточно для того, чтобы не испытывать дискомфорта при съемке). Поворотный двухдюймовый дисплей — вторая после уникального объектива изюминка PowerShot Pro1. Дисплей имеет очень высокое по нынешним временам разрешение — 235 тысяч пикселов. При этом структура матрицы тоже необычна, что увеличивает четкость изображения. Пикселы образуют четко выраженную гексагональную структуру, которая улучшает передачу однотонных поверхностей и сглаживает границы символов. Откидная вспышка не уступает в изящности и «высокотехнологичности» остальным элементам конструкции. При включении соответствующего режима она откидывается автоматически посредством электромеханической защелки, а закрывается вручную. Квадратное окошечко внизу — лампа подавления красных глаз (кстати, чрезвычайно яркая). Здесь же расположен разъем Hot Shoe. Слева от вспышки, если смотреть сзади, расположена кнопка ее активации и включения макрорежима. Эргономические качества PowerShot Pro1 выше всяких похвал. Вращающийся по двум осям дисплей высокого разрешения позволяет снимать из самых неудобных положений. Металлическая кнопка спуска затвора расположена в удачном месте, и указательный палец нащупывает ее шутя. Рядом — ребристое колесико смены параметров, чувствительное к нажатию (как скролл у мыши). Ради компактности главное колесо выбора режимов размещено под необычным углом. Вращать его не очень удобно, особенно в перчатках. Но поскольку переключаться между режимами в течение одной фотосессии приходится нечасто, особых проблем это не создает. На колесе имеются положения C1 и C2 — это пользовательские настройки, в которых можно запомнить всё, кроме режима супермакро. (Жаль только, что таких «железных» пресетов всего два. При активной работе их хочется иметь как минимум три, а лучше — еще больше.) Очень удобно — в зоне досягаемости большого пальца — расположена кнопка MF (ручная фокусировка). Если вы хотите сфокусироваться вручную, ее надо нажать и удерживать большим пальцем правой руки. При этом колесо зуммирования на объективе превращается в колесо фокусировки. Для более точной наводки на резкость в центре экрана появляется увеличенный участок изображения. Могу сказать, что Pro1 — одна из немногих незеркалок, где вручную выставить резкость удается с хорошей точностью; этому способствует как ЖК-дисплей повышенного разрешения, так и удобный механизм управления.
Хотя гистограмма в режиме съемки отсутствует, на практике это не вызывает неудобств. Грамотный механизм экспозамера и качественный ЖК-дисплей, показывающий картинку с большой долей приближенности к конечному результату, избавят вас от многих сложностей. Для окончательного контроля есть гистограмма в режиме просмотра. На основании приведенной выше врезки позволю себе дать рекомендации владельцам камеры относительно форматов записи. Оптимальное решение для повседневных съемок в хороших условиях освещения — JPEG. Экспозамер у Pro1 очень точный и предсказуемый, автоматический баланс белого отлично работает даже на сложных сюжетах типа закатов и рассветов. Снимая в JPEG, вы получите хорошую резкость и цветопередачу. Не нужно тратить усилия на конвертацию и доводку снимков. На карту памяти помещается максимум фотографий. В сложных условиях освещения, когда есть сомнения в точности определения баланса белого или предвидится небольшая переэкспозиция, — снимайте в RAW. Конвертацию имеет смысл делать сначала в «родном» конверторе Canon — это обеспечит отличную резкость, контрастность и правильную цветопередачу при установках «по умолчанию». Если будут проблемы с пересветами — дело можно поправить, повозившись с конвертором Adobe Photoshop. Это лучшее средство для вытягивания переэкспонированных снимков. Для студийной съемки с искусственным освещением, конечно, имеет смысл использовать только RAW. Во-первых, это полностью снимает проблему установки баланса белого, а во-вторых, заметно улучшает качество при постобработке за счет возможности конвертации RAW в 48-битный TIFF.
RAW в данной камере использует сжатие без потерь и поэтому занимает удивительно мало места: в среднем от 6,5 до 8,5 Мбайт. Снимая в RAW, помните, что на карту памяти поместится вдвое меньше снимков, чем в JPEG. Скорость записи очень хорошая: в JPEG задержки не чувствуются даже при интенсивной съемке; RAW чуть помедленнее, но тоже не доставит дискомфорта. Первые четыре кадра запишутся практически без пауз (не более секунды-двух), а каждый последующий RAW пишется около 12–15 секунд (при использовании карты памяти PQI F1 256 MB). Это гораздо лучше, чем, например, у Konica Minolta DiMAGE A2, и ни в какое сравнение не идет с Sony DSC-F828 (после съемки каждого кадра RAW камера на 20–30 с впадает в ступор). В Canon PowerShot Pro1 используется гибридная система фокусировки нового поколения: сначала производится грубая подстройка при помощи дальномерной системы, затем в дело вступает точная контрастная автофокусировка. К сожалению, этот подход пока далек от совершенства. И в одиночном (Single), и в следящем (Continuous) режиме автофокус медлителен и иногда ошибается. За две недели тестирования бывали ситуации, когда автофокус категорически отказывался «цепляться» за объект даже в хороших условиях освещения. Конечно, безвыходных ситуаций не бывает: повторная фокусировка на более контрастном объекте, поворот аппарата на 90 градусов или переход в режим MF могут решить проблему. Но о динамичной съемке в таких случаях лучше забыть.
Canon PowerShot Pro1 позволяет записывать снимки в форматах JPEG или RAW. Чтобы выявить различия, мы специально снимали тестовый сюжет (фигурка кошки и камера). Съемка производилась в студии (Камера была любезно предоставлена магазином «Компьютер для любителей фото»), с освещением лампами накаливания, баланс белого выставлялся по белому листу (сначала снимался кадр в RAW, затем в JPEG; камера была жестко закреплена на штативе, спуск осуществлялся с пульта, освещение не менялось, поэтому разница между двумя кадрами определяется только форматами записи снимков). Подробно разница в структуре изображения, полученного путем съемки напрямую в JPEG, конвертации из RAW в JPEG штатным конвертором Canon, конвертации из RAW в JPEG в Adobe Photoshop CS с установками Detail по умолчанию (Sharpness = 25%, Color Noise Reduction = 25%) и с ними же, установленными на 0, рассмотрена в полной версии статьи на www.terralab.ru/digiphoto/34535 . Структура изображения заметно различается, но финской типографии, боюсь, этого не передать, поэтому приведу лишь краткие выводы. В общем-то, JPEG неплох по уровню микрорезкости, этот формат демонстрирует хорошую общую резкость кадра и максимальную цветовую насыщенность, правда, с небольшим уклоном в зеленые тона. Однако резкость в значительной степени достигнута повышенным уровнем шарпенинга. JPEG, полученный из RAW с помощью штатного конвертора Canon, имеет вдвое больший объем (4,4 Мбайт против 2,1 Мбайт «обычного» JPEG) и демонстрирует чуть лучшую проработку мелких деталей и баланс цветов с уклоном в более нейтральные тона (лично мне эта цветопередача понравилась больше, хотя многое зависит от конкретного сюжета). Шарпенинг тоже имеет место, но он слабее, чем у «обычного» JPEG даже при дефолтном уровне шарпенинга в конверторе, равном 5 (регулируется в пределах 0–10). Конвертация в Photoshop CS оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, этот конвертор позволяет получить максимально гладкую структуру изображения и здорово уменьшить количество цветовых шумов (ползунок Color Noise Reduction во вкладке Detail). Но цветопередача — это что-то ужасное. При установках по умолчанию (As Camera) баланс белого сильно сдвинут в красную область спектра, и белый фон выглядит розовым. Установка ББ по белой точке приводит все в норму, но вы должны понимать, что одно дело — студийная съемка на белом фоне, когда легко указать точку белого, и совсем другое — реальные сюжеты в сложных условиях освещения. Там, конвертируя в Photoshop CS, вы рискуете вообще не «поймать» правильный баланс белого. Да еще проблемы с контрастностью и общей резкостью — для того чтобы привести последнюю в норму, скорее всего придется применить фильтр Unsharp Mask. Говоря простым языком, сконвертировав RAW в Photoshop CS, вы обнаружите, что снимки получились блеклыми и мутными, хотя структура изображения в масштабе 100% будет замечательной. Но ведь фотографии делаются не для того, чтобы рассматривать кропы с лупой в руках… На тестовом кадре (см. иллюстрации) есть один интересный участок — ЖК-дисплей фотоаппарата, сильно пересвеченный и имеющий неестественный цветовой баланс. Давайте посмотрим, что тут можно сделать в каждом из четырех случаев. Это, кстати, очень наглядная иллюстрация возможностей формата RAW. Неестественная синева объясняется просто: съемка проводилась под лампами накаливания, а ЖК-дисплей цифровой камеры имеет гораздо более высокую цветовую температуру. Попробуем привести этот кусок изображения в божеский вид при помощи Adobe Photoshop. Возьмем исходник в JPEG и покрутим Levels (см. фото 2). Как видите, кое-чего добиться удалось. Треугольничек рядом со значением диафрагмы принял свой настоящий зеленый цвет, ошейник на кошке почти красный. Но плата за это — завал фона в желтые тона. Полностью избавиться от переэкспозиции с помощью Curves не удалось: некоторые детали в светах утеряны. Возможно, гуру «Фотошопа» (вроде Дэна Маргулиса) смог бы облагородить картинку больше, но автор, к сожалению, таким профессионалом не является… Теперь возьмем RAW и в штатном конверторе Canon изменим без потери качества баланс белого на Day Light и сделаем отрицательную экспокоррекцию на –2 EV (см. фото 3). С балансом белого все хорошо (учитывайте, что маленький ЖК-экранчик камеры — далеко не ЭЛТ-монитор в плане цветопередачи, да еще и развернут на снимке под неудобным углом, здорово ухудшающим цветопередачу). Но вот в светах наблюдается неприглядная картина. Дело обстоит даже хуже, чем у «голого» JPEG. Не спасла от пересветов и отрицательная экспокоррекция при конвертации. А ведь запас по светам у 12-битного RAW определенно есть, и сейчас вы это увидите. Пробуем поколдовать с RAW в конверторе Adobe Photoshop CS и (фото 4) — очень неплохо! Кто-то даже назовет это чудом. Вытащить почти нормальную картинку из изначально загубленного участка изображения… Вот для чего нужен RAW! 1(назад) Похоже, Canon PowerShot Pro1 — единственный восьмимегапиксельник, умещающийся в сложенном состоянии в сумке LowePro 25 AW, которая, вообще говоря, предназначена для более мелких моделей типа G3/G5 или Nikon 5400. Конечно, засунуть аппарат в такой маленький кофр не так уж просто (он помещается туда в единственном положении — боком и объективом кверху), но при должной сноровке никаких проблем это не создает. При всей своей компактности в рабочем состоянии PowerShot Pro1 трансформируется в очень солидный, можно сказать, «полноразмерный» аппарат.
|