НовостиОпубликовано в журнале "Компьютерра" №25 Страница 4 из 4. Вернуться на первую страницу. Музыка словТесную взаимосвязь между языком слов и звуков открыл аргентинский физик Дамиан Занетти (Damian Zanette). Оказывается, слова в литературных текстах и ноты в музыкальных произведениях подчиняются одним и тем же статистическим закономерностям и, по всей видимости, рождаются в результате схожих мыслительных процессов. Лингвисты давно обнаружили, что употребление слов в языке подчиняется строгим математическим законам. Еще в тридцатые годы прошлого века был открыт закон Зипфа, согласно которому, если различные слова в каком-нибудь тексте отсортировать по количеству их употреблений, то частота появления любого слова будет обратно пропорциональна его номеру в списке. Другими словами, сотое по списку слово употребляется примерно в десять раз чаще, чем тысячное. В пятидесятые годы были разработаны простые лингвистические модели, объясняющие закон Зипфа. В процессе написания текста, как только в него добавляется новое слово, образуется новый контекст, который подавляет употребление других слов, а уже использованные слова повторяются с частотой, которая пропорциональна количеству их предыдущих употреблений. И чем длиннее текст, тем меньше вероятность появления в нем новых слов. Например, вероятность появления в данной заметке слова «музыка» гораздо выше, нежели слова «колбаса». Занетти попробовал применить разработанные в лингвистике методы к анализу музыкальных композиций. Он взял произведения классиков разных эпох: Баха, Дебюсси и Моцарта, а также широко известного в узких кругах композитора Арнольда Шенберга, основоположника атональной музыки. Определив музыкальное «слово» как ноту определенной высоты и длительности, ученый обнаружил, что звуки в творениях классиков прекрасно подчиняются закону Зипфа. Тот же закон справедлив и для джаза, но зато атональная музыка Шенберга, которая нравится только «избранным», сильно «разбросана» вокруг классической кривой. В атональной музыке мало закономерностей и гораздо меньше смысла. Она похожа на рассказ, в котором постоянно меняются персонажи. Многие композиторы с большим любопытством восприняли необычные для теории музыки расчеты Занетти. Возможно, применение лингвистических методов в музыке позволит нам лучше понять общие закономерности разных способов человеческого общения. — Г.А. Материализация кошмаровЕ Симулятор галлюцинаций представляет собой виртуальную трехмерную среду, напоминающую «Quake». Базовая программная библиотека образов составлена на основе интервью с пациентами, подробно описавшими свои галлюцинации. Наряду с инструментарием, позволяющим доктору визуализировать и лучше понять суть видений больного, виртуальная реальность может использоваться и в целях «когнитивной поведенческой терапии», которая помогает научиться игнорировать свои галлюцинации и фобии, включая страхи темноты, полета или замкнутого пространства. Чтобы обеспечить естественную обстановку в процессе лечения, виртуальная реальность воссоздает типичный кабинет врача-психиатра. В его интерьерах начинают формироваться аудиовизуальные галлюцинации — разверзшаяся бездна, случайные вспышки света, зеркальные отображения пациента, разного рода гости и т. д., — так что по этим картинам можно путешествовать с помощью мыши и клавиатуры (либо в автономном режиме, когда галлюцинации возникают сами). Программа-прототип работает на базе системы виртуальной реальности университета, включающей в себя три проектора и большой экран (9х2,5 м) специальной вогнутой формы, обеспечивающей 150-градусный угол обзора. По свидетельству разработчиков, когда они продемонстрировали свою систему больным, тем удалось с помощью VR воссоздать те же самые эмоции и ощущения, что и при настоящих галлюцинациях. Дальнейшие планы австралийцев таковы: расширить библиотеку видений путем интервьюирования большего числа пациентов и в конце концов создать такой комплект, который позволит конструировать галлюцинации по описаниям новых пациентов, используя уже имеющиеся модули. Подробности см. на www.acmc.uq.edu.au/~jbanks/psychosis.html . — Б.К. Суслик с IR-портом
Многие пресмыкающиеся, ведущие ночной образ жизни, имеют специальные органы для регистрации теплового излучения жертв — углубления на поверхности морды, затянутые тонкой мембраной. Так, ямкоголовые змеи (щитомордники, гремучники и др.), у которых эти органы развиты лучше всего, способны охотиться в полной темноте или с заклеенными глазами. Прячась от хищников, ориентирующихся по зрению, жертвы могут маскироваться под окружающий фон; скрыть же тепловое излучение практически невозможно. Даже охотясь днем, оснащенные термолокаторами змеи получают значительную часть информации об окружающей среде и потенциальных жертвах с помощью этих органов. В Калифорнии гремучие змеи предпочитают выискивать молодь сусликов, поскольку взрослые особи — чересчур увертливая и агрессивная добыча. Встретившись с гремучей змеей, суслики бесстрашно нападают на нее. Удивительно, что при этом зверьки увеличивают тепловое излучение от своего хвоста (раздвигая на нем шерсть и усиливая кровообращение). Этот сигнал воспринимается змеей, которая, вероятно, переходит от охотничьего поведения к оборонительному. Нельзя исключить и того, что «горячий» хвост оказывается для гремучей змеи ложной мишенью, по которой она нанесет удар в первую очередь. Подобная реакция сусликов — не автоматическая, а связана именно с данным видом врагов: защищаясь от змей, лишенных термолокаторов, зверьки не тратят энергию на разогрев хвоста. Что, в общем, логично: к каждому следует обращаться на доступном ему языке. — Д.Ш. Большие по семь, маленькие по три…Вот уже около двух месяцев Ru-Center, занимающийся регистрацией доменных имен, предоставляет новую услугу. На www.nic.ru теперь можно не только зарегистрировать незанятый домен, но и отовариться на аукционе бывших в употреблении имен. Выставить на продажу можно только зарегистрированные в центре имена, оканчивающиеся на .ru и .su, отстегнув при этом оговоренную сумму за виртуальное посредничество. Взамен организаторы аукциона обещают проследить за выполнением обязательств продавцом и покупателем. Торговля пока идет вяло, да и выбор невелик — всего чуть больше двухсот позиций. Добрая половина предлагаемых доменных имен выглядит как статьи из англо-русского словаря — наобум выбранное английское слово и варианты перевода на русский, указанные хозяином домена в колонке примечаний. То и дело встречаются знакомые брэнды: www.chesterfield.ru ($21180), www.polygram.ru ($2263), известные персоны — www.fradkov.ru ($879), www.fridman.ru ($31180); вот только покупателей что-то не видно. Зато есть забавные предложения — за 11 тысяч зеленых можно прикупить www.adist.ru. Весело выглядят увещевания продавцов об уникальности предлагаемого товара. Один лишь www.faith.ru за 3934 бакса чего стоит: «Вера. Сделай подарок своему Господу!!! Покажи, что любишь Его больше денег!». В 1130 долларов обойдется «самая крутая домашняя страница в Инете…» — www.mypage.ru. И все бы хорошо, однако действительно «подержанных» доменных имен от несложившихся проектов гораздо меньше, чем застолбленных киберсквоттерами, — подавляющая часть предложений сосредоточена в руках десятка спекулянтов. — С.С.
|