Новости

Опубликовано в журнале "Компьютерра" №24

Беспечность в эфире

Интернациональная компания Red-M (www.red-m.com ), специализирующаяся на проблемах защиты беспроводных компьютерных сетей, опубликовала отчет, в котором в очередной раз пытается привлечь внимание компьютерного и бизнес-сообщества к, мягко говоря, неважной ситуации вокруг безопасности сетей Wi-Fi. Сотрудники Red-M на протяжении полугода изучали в разных странах сети примерно ста компаний, включая крупнейшие транснациональные корпорации, и установили, что около 80% интранетов открыты для доступа «с улицы». По мнению аналитиков Red-M, беспечность в конфигурировании и настройках Wi-Fi неизбежно приведет корпорации к потерям ценных данных и атакам хакеров.

В отчете показано, что две трети обследованных банков, 60% финансовых структур, 79% ИТ-компаний и практически все образовательные учреждения допускают утечки данных по беспроводным сетям. Всего лишь одно беспроводное устройство в сети создает серьезнейшую точку уязвимости, через которую доступ к сетевому трафику и к манипуляциям данными может получить человек с ноутбуком, сидящий где-нибудь в машине в 70–100 метрах от здания. Причем, даже если корпорация вообще не устанавливала в своей сети точки доступа Wi-Fi, риски компрометации остаются, поскольку многие ноутбуки, КПК и сотовые телефоны сотрудников имеют встроенные средства беспроводной связи, которые нередко включены по умолчанию. Согласно рыночным оценкам, средства беспроводной связи встроены в 42% ноутбуков, проданных в мире в прошлом году, а в нынешнем году эта цифра составит уже 90%. Тем не менее, подчеркивается в отчете Red-M, многие администраторы сетей по сию пору не понимают, что беспроводные технологии невозможно контролировать с помощью традиционных средств сетевой безопасности. — Б.К.

Ваш билетик?

Бумажные авиабилеты скоро исчезнут из обращения: на ежегодной встрече Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) в Сингапуре представители 275 авиакомпаний приняли решение к 2007 году полностью перевести продажу авиабилетов на электронные рельсы. Отважиться на этот шаг пришлось не от хорошей жизни: таким способом авиакомпании надеются сократить расходы, изрядно увеличившиеся из-за повышения цен на нефть.

Авиаиндустрии хронически не везет: за последние три года убытки в этой сфере выросли более чем на 30 млрд. долларов. Виной тому события 11 сентября, последующие террористические акты, эпидемия атипичной пневмонии и война в Ираке. И когда дело как будто пошло на лад: за первый квартал 2004 года объем пассажирских перевозок вырос примерно на 6,5% от уровня 2001 года, — случилась новая напасть — выросли цены на нефть. Поскольку топливо — вторая по величине статья расходов авиакомпаний, вполне понятно, почему управляющие схватились за головы и спешно начали изыскивать пути сокращения расходов.

Повсеместное введение электронных билетов, по мысли идеологов этого проекта, сохранит около 3 млрд. долларов в год. Арифметика такова: ежегодно в мире обрабатывается около 300 млн. бумажных билетов, стоимость обработки (печать, доставка, хранение, возобновление утерянных документов и т. п.) каждого билета — около 10 долларов, тогда как для его электронной версии требуется всего 1 доллар. В электронный билет проще вносить изменения: перенести дату вылета или поменять пункт назначения. Если же в дополнение к электронному билету ввести в аэропортах систему саморегистрации пассажиров, то можно существенно сэкономить пространство, занятое стойками терминалов. Кстати, многие авиакомпании уже давно отказались от бумажных билетов: например, в США для ряда операторов электронный билет — нечто само собой разумеющееся, а его твердая версия делается лишь для тех пассажиров, которые по каким-либо причинам не удовлетворяются виртуальной.

Впрочем, электронные билеты — только часть большого плана, куда входят и другие меры по уменьшению издержек и повышению комфорта. Так, вместо привычного посадочного талона с магнитной полоской пассажиры будут получать талон со штрих-кодом, который можно напечатать и дома на принтере. А багажные бирки заменят чипами радиочастотной идентификации. — О.З.

Голубой, еще голубее…

Организация Bluetooth Special Interest Group, отвечающая за развитие спецификаций беспроводного стандарта Bluetooth, уже вовсю разрабатывает новую версию «голубого зуба». В анонсированном в начале июня проекте спецификаций обновленный Bluetooth фигурирует под именем Enhanced Data Rate (EDR). Стандарт EDR предусматривает максимальную скорость передачи данных в 2,1 Мбит/с против 721 кбит/c, которые способен обеспечить современный Bluetooth версии 1.2. При этом EDR-устройства станут потреблять меньше энергии и будут обратно совместимы с существующими Bluetooth-системами (работа в «смешанной среде» будет происходить на пониженной скорости). Окончательная версия спецификаций ожидается осенью, а первые устройства с поддержкой EDR должны появиться в 2005 году.

Между тем объемы продаж техники, оснащенной текущей версией Bluetooth, уже достигли двух миллионов единиц в неделю и продолжают расти. — А.К.

Елки-(E)PALки!..

IBM в очередной раз потянули в суд. Иск подала канадская компания Zero-Knowledge Systems, обвиняющая Голубого Гиганта в присвоении языка EPAL, разработанного IBM и ZKS совместно.

EPAL является, по сути, подмножеством языка XML и служит для описания корпоративных политик безопасности в веб-приложениях. Данные о нем были опубликованы в июне прошлого года, а его поддержка должна была вскоре появиться в приложениях IBM по управлению корпоративной безопасностью. Более того, полгода назад язык был представлен на стандартизацию в W3C — с тем чтобы разработчики «всея Интернета» описывали политики безопасности так и только так, а не мастерили собственные велосипеды.

Все было бы хорошо, но! «Пришла гестапа и очень ругалась»: компания ZKS утверждает, что с декабря 2001-го по февраль 2002-го ее отдел по корпоративной безопасности работал вместе с айбиэмовцами над стандартом PRML (Privacy Rights Markup Language). По окончании проекта было решено доработать язык для всеобщего использования под рабочим названием EPML (Enterprise Privacy Markup Language). Но тут что-то в отношениях партнеров не заладилось, и последовал решительный «развод». Ушлый Голубой Гигант долго плакать не стал, доработал язык по заранее намеченному плану, в названии заменил «несерьезное» слово «markup» на солидное «authorization» — и представил на суд публики Enterprise Privacy Authorization Language, он же EPAL.

Заметим, что так выглядят события с точки зрения Zero-Knowledge Systems, которая за моральный и материальный ущерб запросила 5 млн. американских долларов и потребовала «запретить IBM заниматься противозаконной деятельностью». — В.Ш.

Куда растут пальмы…

По данным исследования российского рынка КПК, обнародованного компанией IDC, в 2003 году было продано более 90 тысяч карманных компьютеров. Аналитики подтвердили то, что и так было очевидно: доля наладонников на базе Pocket PC быстро увеличивается, за прошлый год она возросла с 42% (показатели 2002 года) до 62%. В то же время продажи устройств на базе Palm OS продолжают падать (31% против 43% в 2002-м).

Похожая ситуация сложилась и в Европе, да и в Соединенных Штатах, где у Palm традиционно сильные позиции, не все гладко. Опубликованное агентством Gartner исследование мирового рынка наладонников в первом квартале текущего года показывает уменьшение доли Palm OS с 49% в прошлом году до 40,7% в нынешнем. Доля же Pocket PC возросла с 36,7% до 40,2%. И все это на фоне общего уменьшения продаж карманных компьютеров на 4,6%.

Однако компания PalmOne не думает сдаваться, занимая все возможные ниши рынка. Недавно в США, например, была запущена акция «PalmOne Education Purchase Program», в рамках которой при покупке тридцати или больше компьютеров Tungsten C школе предоставляется бесплатная лицензия на ПО LearnTracFX. Этот пакет обеспечивает двухстороннюю связь между преподавателем (работающим на ноутбуке или настольном ПК) и учениками с КПК-клиентами (коммуникации осуществляются через встроенный в Tungsten C WiFi-адаптер). Программа позволяет обслуживать до ста студентов, делить их на рабочие группы, раздавать задания и передавать индивидуальные сообщения. К сожалению, акция действует только на территории США, поэтому ожидать в России введения «электронных классов» можно разве что в каких-нибудь престижных лицеях. Расчет, понятно, делается на то, что дети, когда вырастут, останутся пользователями продуктов PalmOne и их не будет пугать интерфейс «не как у Windows».

В общем, говорить, что Palm умирает, пока рано. Очень удачные по соотношению цена/качество модели Tungsten E и Zire 72 довольно популярны среди «народных» масс, а фактический уход с рынка PalmOS-компьютеров фирмы Sony предполагает, что PalmOne расширит модельный ряд «топ-класса», чтобы занять опустевшую нишу. — А.К.

Полет навигатора

Компания Sony представила на японском рынке навигационно-развлекательные автомобильные компьютеры под управлением ОС Linux. Семейство NV-XYZ включает в себя три модели планшетных устройств размером немного больше наладонника. Руля по улицам, водитель наблюдает на экранчике схематично, но вполне узнаваемо нарисованные объемные модели городских построек (есть возможность переключения в двумерный режим обычной карты). Естественно, машинка знает все адреса, так что поиск нужного места превращается в игру: пользователь, водя пальцем по карте или используя экранную клавиатуру, задает цель движения, после чего следует наглядным указаниям компьютера, автоматически высчитывающего, в каком направлении и сколько нужно проехать. В минуты отдыха NV-XYZ способен развлечь своего владельца не хуже настоящей персоналки. Программное обеспечение включает видео- и аудиоплейер (поддерживаются форматы MPEG-1/2/4, AVI, WMV, MP3, ATRAC3), фотоальбом, веб-браузер и почтовый клиент. Компьютер можно закрепить на приборной доске, а можно использовать как планшет (в комплекте — пульт дистанционного управления).

Построены NV-XYZ на MIPS-совместимом процессоре, оснащены сенсорным 6,5-дюймовым экранчиком с разрешением 800х480 точек, 30-гигабайтным жестким диском, GPS-приемником, есть разъемы PCMCIA, CompactFlash и MemoryStick, USB 2.0. Программное обеспечение включает средства для обмена данными с Windows-персоналками, а также утилиты, позволяющие NV-XYZ работать в качестве файлового сервера (это наследство базовой ОС — MontaVista Linux). Цена варьируется от 1400 до 1900 долларов.

К сожалению, новинка предназначена для продаж только в Японии: пока изготовлены карты лишь для Токио и нескольких других крупных городов. Затраты на их создание, по всей видимости, окупаются благодаря участию множества спонсоров: Sony удалось привлечь к проекту автозаправочные станции, кафе и рестораны, магазины и т. п. — Е.З.

стр. 2 >>


<<Микрофишки
Все материалы номера
Два алтына >>