Вопросы и ответы

Автор: Владимир Гуриев
Опубликовано в журнале "Компьютерра" №22

Мы не раз писали о том, что редакция «КТ» — понятие, скорее говоря, виртуальное. Весь коллектив умещается в трех комнатах. В первой сидит дизайнер, во второй — главный редактор, а в третьей теоретически находятся все остальные. Физически же большинство сотрудников журнала появляется в редакции только для того, чтобы проконтролировать верстку своих материалов или пообщаться на редколлегии. Поэтому нам интересны все технологии виртуального взаимодействия, включая и технологии электронного обучения (e-learning).

Электронное обучение (а если брать шире, дистанционное обучение в целом), безусловно, полезно, однако в нашей стране к дистанционному образованию относятся осторожно. Поводов, надо сказать, хватает. Неразбериха с высшим образованием и бесконтрольное появление новых институтов, академий и университетов на базе кулинарных техникумов привело к девальвации высшего образования. Электронному обучению досталось вдвойне: дело это новое, неопробованное, и когда кто-нибудь всерьез предлагает пройти виртуальный курс MBA примерно за одну десятую от стоимости обычного курса, то здесь даже самый доверчивый человек имеет право призадуматься.

Чтобы разобраться в том, чего действительно можно ждать от систем электронного образования, мы встретились с Эндрю Сэдлером, руководителем направления IBM On Demand Workplace, где и создаются главные «обучающие» продукты корпорации (Lotus Workplace Collaborative Learning System, IBM Lotus Learning Management System, IBM Lotus Virtual Classroom). В разговоре также участвовали Александр Филимонов из агентства MMD и Галина Данилина, менеджер по связям с общественностью из IBM.

В Россию мистер Сэдлер приехал не только для того, чтобы рассказать нам об электронном обучении, но и для участия в eLearnExpo Moscow 2004, первой московской международной выставке и конференции по дистанционному обучению (www.elearnexpo.ru ). Так что и первый вопрос, естественно, об этом.

Конференция eLearnExpo Moscow 2004 называется международной, но почти половину докладчиков составляют российские предприниматели и разработчики. Это связано с тем, какое место Россия занимает на рынке ПО для дистанционного обучения, или это просто дань стране, которая проводит конференцию?

— Подобные конференции называются международными, поскольку их проводят в значимых странах. Это ведь не первая конференция — они проходят уже четыре или пять лет и в Европе, и в США. Но в России такое событие происходит впервые. И я думаю, что активность российских участников вызвана тем, что для них все это в новинку. Кроме того, играет роль, что конференцию спонсировало российское Министерство образования.

А какое место занимает Россия на рынке ПО для дистанционного образования, если смотреть с колокольни IBM?

— По всему миру мы этим занимаемся уже несколько лет, но в вашей стране это для нас, конечно, новое направление бизнеса. Рынок дистанционного образования в России только начинает развиваться. Большие компании — я имею в виду покупателей — только начинают задумываться о том, что им нужны такие решения.

Например, кто?

— Не вправе называть их — подобные переговоры обычно конфиденциальны. Когда будут заключены контракты, мы объявим об этом.

А вы можете оценить позиции IBM на российском рынке по сравнению с Oracle, Cisco и другими компаниями, которые занимаются электронным образованием?

— Мы уже несколько лет работаем с компаниями, в которых установлены наши продукты — это так называемые «первые потребители». Кроме того, мы активно сотрудничаем с университетами. В качестве примера могу привести Московский государственный университет…

(— Московский государственный университет экономики, — поправляет Александр Филимонов. Эндрю учился в университете Уэльса в Кардиффе и не в курсе местных реалий. Поэтому он не знает, что МГУ и Московский государственный университет экономики — разные вузы.)

— …думаю, мы сейчас одни из лидеров рынка. Я встречался с менеджером Oracle на выставке, знаю, что компания проявляет активность, но…
К сожалению, на обеих аудиозаписях, сделанных нами во время интервью, как раз в этом месте возникают посторонние шумы. Что произошло с менеджером Oracle во время встречи с Эндрю, мы, скорее всего, никогда не узнаем.

Но продукты IBM рассчитаны в первую очередь на корпоративный рынок?

— Не совсем так. Существует два способа использования нашего ПО в университетах. Если это традиционный вуз, дополняющий классический учебный процесс средствами электронного образования, — это одно. Если же учебный процесс целиком перенесен в онлайн — это другое.
Наши продукты подходят для любого применения. Но последнее поколение наших программ (30 апреля IBM прекратила продажи устаревшей LearningSpace, предложив пользователям перейти на Lotus Workplace Collaborative Learning System и IBM Lotus Learning Management System. — В.Г.) действительно прежде всего предназначено для корпоративного пользователя. Однако корпоративное электронное обучение не имеет принципиальных отличий от электронного обучения. А так у нас есть LearningSpace, который был специально спроектирован для нужд образования и используется до сих пор.

Насколько я знаю, университеты не очень активно используют продукты IBM, предпочитая им такие пакеты, как WebCT, Moodle, BlackBoard, или собственные разработки. То, что университеты выбирают не IBM, а упомянутые пакеты, связано с ценами, или альтернативы просто лучше?

— Я уже говорил, что нужно разделять традиционные университеты и электронные. WebCT и BlackBoard «заточены» под традиционные вузы. К тому же я не слышал об их широком применении в России, хотя в США и в Великобритании они действительно популярны.

Что касается нашей ценовой политики… Дело не в ней. Для образовательных учреждений у нас и цены соответствующие. А если говорить про «самопальные» системы электронного обучения, то для меня самого загадка, зачем университеты их разрабатывают. В США уже переходят с домашних заготовок на коммерческие продукты — WebCT, BlackBoard, Learning Space…

Зачем университетам изобретать велосипед? Вероятно, они это делают потому, что они — университеты и им кажется, что они могут сделать эти системы лучше. Кроме того, там много квалифицированной дешевой рабочей силы, которая может принять участие в разработке: старшекурсники, аспиранты и т. д. Вчера я весь вечер говорил на эту тему с представителями МГУ (имеется в виду МГУ экономики. — В.Г.). И я верю, что если речь заходит об инкорпорировании системы электронного обучения в общую IT-инфраструктуру университета, то здесь коммерческие системы оправдывают затраченные деньги. У IBM, например, возможности сопряжения с другим ПО заложены в программы изначально. «Домашние системы» зачастую проектируются без учета этих факторов.

Но думаю, что использование систем собственной разработки — временное явление.

Вы уже частично ответили на этот вопрос, но все-таки хотелось бы узнать из первых рук, чем специализированное ПО лучше общедоступных программ? Ведь всё, что умеют делать такие пакеты, любой человек может сделать сам при помощи браузера, Flash, почтовой программы и мессенджера. Единственный очевидный резон есть у корпораций, которые хотели бы уберечь свои курсы от копирования.

— Теоретически — да. Действительно, можно взять и построить своими руками, скажем так, систему. Но тут есть подводные камни. Возьмем, к примеру профессора, читающего лекции онлайн. По электронной почте он получает отклики слушателей и даже открыл форум, где отвечает на вопросы. Если нужно, он может сделать презентацию на Flash. И пока у этого профессора полсотни студентов, никаких заметных проблем не возникает. Но если у него пять, десять тысяч студентов?..

К тому же функциональность специализированных систем гораздо шире, нежели просто обеспечение трансляции урока и возможность обратной связи.

Взять, например, Virtual Class. Это все равно что e-meeting. Учитель встречается с учениками онлайн. Может быть, он использует видео. Может быть, нет. Презентации, Интернет и так далее. Но это не совсем обычный e-meeting — здесь есть возможность опрашивать слушателей и видеть журнал с результатами их ответов. И даже если у учителя тысяча студентов, он контролирует ситуацию.

Второй тип систем — это системы управления учебным процессом. У них две задачи. Первая — доставка контента слушателю. Предположим, я хочу пройти какой-то курс. Я нахожу его в Сети, регистрируюсь и получаю его. Поиск, регистрация и доставка происходит автоматически — этим занимается система. Если речь идет о занятиях в виртуальном классе, то система вышлет мне напоминание о том, когда пройдет обучение.

Корпорациям с большим штатом такие возможности могут помочь здорово сэкономить.

Кроме того, система запоминает, кто и когда закончил курсы. Значит, можно проводить аттестации, строить учебные планы, а всю информацию о прослушанных курсах передать в ERP- или в HR-систему. Вот, к примеру, ситуация с врачебной тайной — крайне актуальная в США проблема.

Каждый работник медучреждения должен знать, что он может рассказывать о здоровье пациента, а чего ни в коем случае говорить нельзя. Дабы избежать возможных проблем, в больницах ежегодно проводятся специальные занятия. И процесс их организации намного облегчается при использовании специализированного ПО, которое может доставлять контент и контролировать, кто из персонала успешно справился с курсом, а кто — нет.

стр. 2 >>


<<Распределенное время
Все материалы номера
WEB vs GUI: точка зрения разработчика >>